УИД: 31RS0022-01-2023-006983-19 № 2-543/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2024 года гор. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Василенко В.В.,
при секретаре Сидоренко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОСФР по Белгородской области (<данные изъяты>) к Бутову Ю.С. (<данные изъяты>) о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
установил:
Бутов Ю.С. состоит на учете в ОСФР по Белгородской области в качестве получателя социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии.
Ответчик продолжил получать вышеуказанную пенсию и доплату к ней после достижения совершеннолетия, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ обучался на очной форме обучения в ФИО1
Дело инициировано иском ОСФР по Белгородской области, которое, указывая на то, что Бутов Ю.С. утратил право на получение пенсии и доплаты к ней с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку был отчислен из числа студентов, однако пенсионные органы не поставил об этом в известность и продолжал получать данные выплаты по ДД.ММ.ГГГГ, просит взыскать с ответчика в их пользу причиненный ущерб в виде незаконно полученной пенсии и ФСД в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание стороны не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От ОСФР по Белгородской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, приходит к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Как установлено судом, Бутову Ю.С. решением УПФР в г. Белгороде Белгородской области (в настоящее время – ОСФР по Белгородской области) от ДД.ММ.ГГГГ № № назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: дети в возрасте до 18 лет либо дети, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение, а также дети, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; дети в возрасте до 18 лет либо дети, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение, а также дети, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик на основании решения УПФР в г. Белгороде Белгородской области № № также получал федеральную социальную доплату к пенсии в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
Бутов Ю.С. продолжил получать вышеуказанную пенсию и доплату к ней после достижения совершеннолетия на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ обучался на очной форме обучения в ФИО1.
В заявлении о доставке пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ответчик принимал на себя обязательство извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, а также об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств; безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
Согласно справки ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № № ответчик отчислен из учебного заведения с ДД.ММ.ГГГГ.
Бутов Ю.С. известил истца о своем отчислении ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его заявление о прекращении выплаты пенсии.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Поскольку добросовестность Бутова Ю.С. при разрешении требований ОСФР по Белгородской области о взыскании излишне полученной пенсии по случаю потери кормильца презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика возлагается на учреждение, требующее возврата денежных средств. Однако таких доказательств суду не представлено.
Так, из письменного обязательства ответчика, содержащегося в заявлении о доставке пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, не следует, что Бутову Ю.С. было разъяснено о том, что отчисление из образовательного учреждения является обстоятельством, влекущим прекращение указанных денежных выплат, о котором он обязан своевременно сообщить пенсионному органу.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░.░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.02.2024 ░░░░.