Дело №2а-6500/21
Строка 3.201 - Иные дела о защите нарушенных... -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)
УИД 36RS0004-01-2021-002962-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2022 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.,
с участием представителя административного истца по доверенности Горбачевой Т.С., представителя административного истца по доверенности Придатко В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску департамента социальной защиты Воронежской области к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Логиновой А.И., начальнику отделения – старшему судебному приставу межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Пацеву А.А., УФССП России по Воронежской области об освобождения от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент социальной защиты Воронежской области обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области, начальнику отдела – старшему судебному приставу МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области, УФССП России по Воронежской области об освобождении от исполнительского сбора, указывая в исковом заявлении, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 09.03.2021 возбуждено исполнительное производство №34084/21/36017-ИП на основании исполнительного листа ФС № 033672184 от 14.12.2020 о понуждении департамента социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Кожиной М.О. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.01.2021 г. на административного истца наложен исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Как указывает административный истец, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в связи, с чем необходимо учитывать тот факт, что истец в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной административной процедурой.
На основании вышеизложенного, административный истец обратился в суд и просит: освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № 34084/21/36017-ИП, возбужденному 09.03.2021на основании исполнительного листа ФС № 033672184 от 14.12.2020, выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу №2-4308/2020 от 04.12.2020.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 14.05.2021 года заявленные требования департамента социальной защиты Воронежской области удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Воронежского областного суда от 07.12.2021 года удовлетворена апелляционная жалоба представителя заинтересованного лица Кожиной М.О. – Дешина А.П., решение суда от 14.05.2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д.139-143).
После возвращения дела в районный суд, определением суда от 22.12.2021 года дело принято к производству, по делу проведена подготовка к судебному разбирательству: лицам, участвующим в деле, разъяснены права, обязанности; обстоятельства, подлежащие доказыванию, предложено представить дополнительные доказательства.
В судебном заседании представитель административного истца департамента социальной защиты Воронежской области Горбачева Т.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Кожиной М.О. по доверенности Придатко В.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований ссылаясь на отсутствие для этого правовых и фактических оснований.
Представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, административный ответчик начальник отделения – старший судебный пристав межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области, административный ответчик судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области, заинтересованное лицо Кожина М.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения заседания извещены в установленном законом порядке. От заинтересованного лица Кожиной М.О. имеется заявление с просьбой о рассмотрение дела в ее отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом РФ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
В статье 12 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании ст. 64 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ч. 11 статьи 30 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что на исполнении МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области находится исполнительное производство №34084/21/36017-ИП на основании исполнительного листа ФС № 033672184 от 14.12.2020 о понуждении департамента социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Кожиной М.О. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.01.2021 на департамент социальной защиты Воронежской области наложен исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о наличии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в пятидневный срок.
В данном случае суд принимает во внимание, что приобретение жилых помещений осуществляется департаментом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» извещение об осуществлении закупки размещается при проведении:
1) электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
2) электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
3) электронного запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с п. 3 приказа ДСЗ Воронежской области от 12.12.2019 № 71/н «О реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений» приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и лиц, которые достигли 23 лет, осуществляется департаментом социальной защиты Воронежской области (далее – уполномоченный орган) в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно пп. 4,5 приказа ДСЗ Воронежской области от 12.12.2019 № 71/н в течение 10 рабочих дней с момента оплаты государственного контракта уполномоченный орган направляет в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области комплект документов, необходимых для регистрации права собственности на жилые помещения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После осуществления регистрации приобретенных жилых помещений в собственность Воронежской области, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в течение 5 рабочих дней информирует уполномоченный орган об их включении в состав специализированного жилищного фонда Воронежской области.
В силу пп. 6,7,8 приказа ДСЗ Воронежской области от 12.12.2019 № 71/н уполномоченный орган принимает решение в форме приказа о предоставлении детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и лицам, которые достигли возраста 23 лет, жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договору найма специализированных жилых помещений в течение 10 рабочих дней со дня получения информации о включении приобретенных жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда Воронежской области. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия приказа о предоставлении жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и лицам, которые достигли возраста 23 лет, направляет его копию в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированного жилого помещения. В течение 10 рабочих дней со дня получения копии приказа уполномоченного органа, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области подготавливает и заключает соответствующий договор найма специализированного жилого помещения.
После этого департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключает договоры найма специализированного жилого помещения с лицами из числа детей-сирот, подлежащими обеспечению жилыми помещениями.
Реализация полномочий по вопросу проведения аукционов для закупок жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществлялась в рамках государственной программы Воронежской области «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1187.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд полагает заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Имеющиеся в материалах дела распечатки реестра государственных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир) за 2020-2021гг., а также копии писем департамента социальной защиты Воронежской области, департамента финансов Воронежской области, губернатора Воронежской области подтверждают принятие со стороны департамента социальной защиты Воронежской области всех возможных мер по приобретению жилых помещений (квартир) в установленном законом порядке с учетом установленной процедуры закупок.
По сведениям департамента социальной защиты Воронежской области в 2019 году ими были исполнены 506 решений суда. Общий объем финансирования в 2019 году составил 583 млн. руб.
Согласно Закону Воронежской области от 20.12.2019 г. № 154-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» для обеспечения жильем детей – сирот предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 641, 3 млн. руб., в том числе, 115, 7 млн. руб. – средства федерального бюджета, 525, 6 млн. руб. – средства областного бюджета, 450,0 млн. руб. из которых – дополнительное финансирование.
В третьем квартале 2020 года были проведены 36 электронных аукционов по приобретению суммарно 377 жилых помещений на общую сумму 638, 3 млн. руб., По результатам проведенных вышеуказанных аукционов приобретено 377 жилых помещений для детей-сирот. Сумма экономии средств составили 21 млн. руб. Сложившаяся экономия была также направлена на приобретение 10 жилых помещений для детей-сирот.
В рамках предусмотренных бюджетных средств в 2020 году было приобретено 387 квартир, которые были предоставлены детям-сиротам во исполнение судебных решений. Дополнительно, в 2020 году было предоставлено 123 жилых помещений, за счет квартир, приобретенных в декабре 2019 года, которые были оформлены в собственность области в 1 квартале 2020 года.
На 2021 год в областном бюджете предусмотрены денежные средства в размере 672,8 млн. руб. В 2021 году было заключено 39 государственных контрактов на приобретение 268 жилых помещений на общую сумму 551,2 млн. руб. По 60 квартирам (9 заявок) в управление по урегулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области направлена аукционная документация на общую сумму 143,66 млн. руб. Аукционы опубликованы 26.10.2021 и 28.10.2021, срок подачи заявок в связи объявленными нерабочими днями смещен.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае следует принимать во внимание, что департамент социальной защиты Воронежской области, являясь государственным органом субъекта РФ, ограничен в своей деятельности как бюджетным финансированием, так и установленной законом административной процедурой приобретения жилья для детей – сирот, исполнение которой связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.
Со стороны судебного пристава – исполнителя суду не представлено объективных доказательств, подтверждающих наличие вины должника по исполнительному производству в неисполнении исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, учитывая необходимость соблюдения должником – департаментом социальной защиты Воронежской области процедуры закупки и предоставления жилых помещений за счет имеющихся бюджетных средств на конкретный период времени.
При этом, доводы представителя заинтересованного лица Кожиной М.О. об отсутствии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора, суд находит неубедительными, поскольку, доказательств, подтверждающих наличие у департамента социальной защиты Воронежской области при наличии установленных судом обстоятельств объективной возможности в пятидневный срок с момента возбуждения исполнительного производства исполнить требования исполнительного документа, в деле не имеется.
Принимая во внимание, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, либо уменьшить его размер, а при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства - освободить должника от взыскания исполнительского сбора, и разрешая заявленные требования по существу, суд, руководствуясь приведенными положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве», исходя из анализа представленных доказательств, приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения истца от взыскания/уплаты исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждается, что должник неоднократно предпринимал все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок, в связи с отсутствием надлежащего финансирования и длительностью административной процедуры, исключающих вину департамента социальной защиты Воронежской области. По результатам рассмотрения настоящих исковых требований суд приходит к выводу об отсутствии в действиях административного истца умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, воспрепятствование действиям судебного пристава- исполнителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить департамент социальной защиты Воронежской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №34084/21/36017-ИП, возбужденному 09.03.2021г. на основании исполнительного листа ФС №033672184 от 14.12.2020 г., выданного Ленинским районным судом г.Воронежа по делу №2-1705/2020 от 04.12.2020 года.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение в окончательной форме изготовлено 03.02.2022 года
Дело №2а-6500/21
Строка 3.201 - Иные дела о защите нарушенных... -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)
УИД 36RS0004-01-2021-002962-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2022 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.,
с участием представителя административного истца по доверенности Горбачевой Т.С., представителя административного истца по доверенности Придатко В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску департамента социальной защиты Воронежской области к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Логиновой А.И., начальнику отделения – старшему судебному приставу межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Пацеву А.А., УФССП России по Воронежской области об освобождения от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент социальной защиты Воронежской области обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области, начальнику отдела – старшему судебному приставу МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области, УФССП России по Воронежской области об освобождении от исполнительского сбора, указывая в исковом заявлении, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 09.03.2021 возбуждено исполнительное производство №34084/21/36017-ИП на основании исполнительного листа ФС № 033672184 от 14.12.2020 о понуждении департамента социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Кожиной М.О. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.01.2021 г. на административного истца наложен исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Как указывает административный истец, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в связи, с чем необходимо учитывать тот факт, что истец в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной административной процедурой.
На основании вышеизложенного, административный истец обратился в суд и просит: освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № 34084/21/36017-ИП, возбужденному 09.03.2021на основании исполнительного листа ФС № 033672184 от 14.12.2020, выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу №2-4308/2020 от 04.12.2020.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 14.05.2021 года заявленные требования департамента социальной защиты Воронежской области удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Воронежского областного суда от 07.12.2021 года удовлетворена апелляционная жалоба представителя заинтересованного лица Кожиной М.О. – Дешина А.П., решение суда от 14.05.2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д.139-143).
После возвращения дела в районный суд, определением суда от 22.12.2021 года дело принято к производству, по делу проведена подготовка к судебному разбирательству: лицам, участвующим в деле, разъяснены права, обязанности; обстоятельства, подлежащие доказыванию, предложено представить дополнительные доказательства.
В судебном заседании представитель административного истца департамента социальной защиты Воронежской области Горбачева Т.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Кожиной М.О. по доверенности Придатко В.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований ссылаясь на отсутствие для этого правовых и фактических оснований.
Представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, административный ответчик начальник отделения – старший судебный пристав межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области, административный ответчик судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области, заинтересованное лицо Кожина М.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения заседания извещены в установленном законом порядке. От заинтересованного лица Кожиной М.О. имеется заявление с просьбой о рассмотрение дела в ее отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом РФ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
В статье 12 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании ст. 64 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ч. 11 статьи 30 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что на исполнении МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области находится исполнительное производство №34084/21/36017-ИП на основании исполнительного листа ФС № 033672184 от 14.12.2020 о понуждении департамента социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Кожиной М.О. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.01.2021 на департамент социальной защиты Воронежской области наложен исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о наличии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в пятидневный срок.
В данном случае суд принимает во внимание, что приобретение жилых помещений осуществляется департаментом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» извещение об осуществлении закупки размещается при проведении:
1) электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
2) электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
3) электронного запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с п. 3 приказа ДСЗ Воронежской области от 12.12.2019 № 71/н «О реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений» приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и лиц, которые достигли 23 лет, осуществляется департаментом социальной защиты Воронежской области (далее – уполномоченный орган) в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно пп. 4,5 приказа ДСЗ Воронежской области от 12.12.2019 № 71/н в течение 10 рабочих дней с момента оплаты государственного контракта уполномоченный орган направляет в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области комплект документов, необходимых для регистрации права собственности на жилые помещения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После осуществления регистрации приобретенных жилых помещений в собственность Воронежской области, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в течение 5 рабочих дней информирует уполномоченный орган об их включении в состав специализированного жилищного фонда Воронежской области.
В силу пп. 6,7,8 приказа ДСЗ Воронежской области от 12.12.2019 № 71/н уполномоченный орган принимает решение в форме приказа о предоставлении детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и лицам, которые достигли возраста 23 лет, жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договору найма специализированных жилых помещений в течение 10 рабочих дней со дня получения информации о включении приобретенных жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда Воронежской области. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия приказа о предоставлении жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и лицам, которые достигли возраста 23 лет, направляет его копию в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированного жилого помещения. В течение 10 рабочих дней со дня получения копии приказа уполномоченного органа, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области подготавливает и заключает соответствующий договор найма специализированного жилого помещения.
После этого департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключает договоры найма специализированного жилого помещения с лицами из числа детей-сирот, подлежащими обеспечению жилыми помещениями.
Реализация полномочий по вопросу проведения аукционов для закупок жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществлялась в рамках государственной программы Воронежской области «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1187.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд полагает заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Имеющиеся в материалах дела распечатки реестра государственных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир) за 2020-2021гг., а также копии писем департамента социальной защиты Воронежской области, департамента финансов Воронежской области, губернатора Воронежской области подтверждают принятие со стороны департамента социальной защиты Воронежской области всех возможных мер по приобретению жилых помещений (квартир) в установленном законом порядке с учетом установленной процедуры закупок.
По сведениям департамента социальной защиты Воронежской области в 2019 году ими были исполнены 506 решений суда. Общий объем финансирования в 2019 году составил 583 млн. руб.
Согласно Закону Воронежской области от 20.12.2019 г. № 154-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» для обеспечения жильем детей – сирот предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 641, 3 млн. руб., в том числе, 115, 7 млн. руб. – средства федерального бюджета, 525, 6 млн. руб. – средства областного бюджета, 450,0 млн. руб. из которых – дополнительное финансирование.
В третьем квартале 2020 года были проведены 36 электронных аукционов по приобретению суммарно 377 жилых помещений на общую сумму 638, 3 млн. руб., По результатам проведенных вышеуказанных аукционов приобретено 377 жилых помещений для детей-сирот. Сумма экономии средств составили 21 млн. руб. Сложившаяся экономия была также направлена на приобретение 10 жилых помещений для детей-сирот.
В рамках предусмотренных бюджетных средств в 2020 году было приобретено 387 квартир, которые были предоставлены детям-сиротам во исполнение судебных решений. Дополнительно, в 2020 году было предоставлено 123 жилых помещений, за счет квартир, приобретенных в декабре 2019 года, которые были оформлены в собственность области в 1 квартале 2020 года.
На 2021 год в областном бюджете предусмотрены денежные средства в размере 672,8 млн. руб. В 2021 году было заключено 39 государственных контрактов на приобретение 268 жилых помещений на общую сумму 551,2 млн. руб. По 60 квартирам (9 заявок) в управление по урегулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области направлена аукционная документация на общую сумму 143,66 млн. руб. Аукционы опубликованы 26.10.2021 и 28.10.2021, срок подачи заявок в связи объявленными нерабочими днями смещен.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае следует принимать во внимание, что департамент социальной защиты Воронежской области, являясь государственным органом субъекта РФ, ограничен в своей деятельности как бюджетным финансированием, так и установленной законом административной процедурой приобретения жилья для детей – сирот, исполнение которой связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.
Со стороны судебного пристава – исполнителя суду не представлено объективных доказательств, подтверждающих наличие вины должника по исполнительному производству в неисполнении исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, учитывая необходимость соблюдения должником – департаментом социальной защиты Воронежской области процедуры закупки и предоставления жилых помещений за счет имеющихся бюджетных средств на конкретный период времени.
При этом, доводы представителя заинтересованного лица Кожиной М.О. об отсутствии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора, суд находит неубедительными, поскольку, доказательств, подтверждающих наличие у департамента социальной защиты Воронежской области при наличии установленных судом обстоятельств объективной возможности в пятидневный срок с момента возбуждения исполнительного производства исполнить требования исполнительного документа, в деле не имеется.
Принимая во внимание, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, либо уменьшить его размер, а при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства - освободить должника от взыскания исполнительского сбора, и разрешая заявленные требования по существу, суд, руководствуясь приведенными положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве», исходя из анализа представленных доказательств, приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения истца от взыскания/уплаты исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждается, что должник неоднократно предпринимал все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок, в связи с отсутствием надлежащего финансирования и длительностью административной процедуры, исключающих вину департамента социальной защиты Воронежской области. По результатам рассмотрения настоящих исковых требований суд приходит к выводу об отсутствии в действиях административного истца умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, воспрепятствование действиям судебного пристава- исполнителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить департамент социальной защиты Воронежской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №34084/21/36017-ИП, возбужденному 09.03.2021г. на основании исполнительного листа ФС №033672184 от 14.12.2020 г., выданного Ленинским районным судом г.Воронежа по делу №2-1705/2020 от 04.12.2020 года.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение в окончательной форме изготовлено 03.02.2022 года