РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Полесск 17 июня 2024 года
Полесский районный суд Калининградской области в составе председательствующего Лахонина А.П.,
при секретаре судебного заседания Шаблинской В.А.,
с участием заместителя прокурора Полесского района Калининградской области Епифанцева А.А.,
истцов Орловой Л.С., Орлова В.Д.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Полесский муниципальный округ» - Гнилицкого С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-280/2024 по заявлению прокурора Полесского района Калининградской области в интересах Орлов В.Д., Орлова Л.С., Орлов Е.В. к администрации муниципального образования «Полесский муниципальный округ» о признании незаконным бездействия и постановления главы администрации муниципального образования, в связи с неустановлением разумных сроков отселения граждан и сноса аварийного многоквартирного жилого дома, обязании представить жилые помещения по договорам социального найма,
установил:
прокурор <адрес> обратилсявсудсзаявлением в интересах Орлова В.Д., Орловой Л.С. и ОрловаЕ.В.,вкотором проситпризнать незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся:в неустановлении разумных сроков отселения граждан из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по истекший период 2024 года; в неустановлении разумных сроков сноса вышеуказанного многоквартирного дома с ДД.ММ.ГГГГ по истекший период 2024 года; признать незаконным и недействительным с момента издания постановление главы администрации МО «Полесский муниципальный округ» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации МО «Полесский городской округ» от 07.05.2018 №397». Кроме того, прокурор просит обязать администрацию МО «Полесский муниципальный округ» предоставить на условиях социального найма Орловым жилое помещение (квартиру) площадью не менее общей площади занимаемого ранее жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, пригодного для проживания, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в границах <адрес>.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Полесского района Калининградской области по обращениям жильцов по вопросу нарушения жилищных прав при расселении аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведена проверка, которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО «Полесский городской округ» № вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок отселения жителей дома до ДД.ММ.ГГГГ, срок сноса – ДД.ММ.ГГГГ. В указанном доме располагаются квартиры, которые находятся в реестре муниципальной собственности, где зарегистрированы и проживают Орловы (квартиры №№ и 4). Однако в установленный постановлением срок органом местного самоуправления граждане не отселены, снос дома не произведён, нанимателям иные жилые помещения по договорам социального найма не предоставлены.
Проведенным обследованием многоквартирного дома установлено, что он находится в неудовлетворительном техническом состоянии, существует риск обрушения, ввиду чего дальнейшее проживание в нём несет угрозу жизни и здоровью граждан. Вопреки существующей угрозе, постановлением администрации МО «Полесский муниципальный округ» от 12.01.2024 №22 внесены изменения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в части срока отселения граждан из аварийного МКД на ДД.ММ.ГГГГ и в части срока снова МКД на ДД.ММ.ГГГГ. По мнению прокурора, данное постановление администрации не соответствует закону, поскольку установленным сроки отселения граждан и сноса МКД не являются разумными, подвергают жизнь и здоровье граждан опасности.
В судебном заседании прокурор Епифанцев А.А., а также истцы Орлова Л.С. и Орлов В.Д. заявленные требования поддержали, просили возложить на ответчика обязанность предоставить жилые помещения истцам в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец Орлов Е.В., несмотря на надлежащее извещение, в судебном заседании участия не принимал, заявлений и ходатайств не представил.
Представитель ответчика администрации МО «Полесский муниципальный округ»в судебном заседании исковые требования признал, просил установить срок исполнения решения суда не менее 6 месяцев, поскольку администрацией ДД.ММ.ГГГГ направлено ходатайство врио губернатора Калининградской области о предоставлении субсидии из средств резервного фонда на условиях софинансирования со стороны местного бюджета для расселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Лебедев Е.А. и Юшков Г.А. в судебном заседании участия не принимали, о его дате, месте и времени извещены надлежаще, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, иных заявлений не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно части 4 статьи 15ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно пункту 7 которого оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
С учетом приведённых положений, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Орлова Л.С. и Орлов В.Д. зарегистрированы по месту жительства и проживают на условиях договора социального найма в муниципальном жилом помещении по адресу: <адрес>, а Орлов Е.В.на условиях договора социального найма в<адрес> по вышеуказанному адресу.
Согласно техническому паспорту на жилой <адрес>, составленному Бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный жилой дом до 1945 года постройки, состоит из пяти квартир.
По сведениям, содержащимся в ЕГРН, право собственности на <адрес> вышеуказанного многоквартирного жилого дома зарегистрировано за Лебедевым Е.А., <адрес>, № и № являются собственностью муниципального образования «Полесский муниципальный округ», право собственности на <адрес> зарегистрировано за Юшковым Г.А.
Постановлением администрации МО «Полесский муниципальный округ» от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же постановлением определен срок отселения жильцов дома до ДД.ММ.ГГГГ, снос указанного дома собственникам помещений предписано осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в последующем постановлением администрации МО «Полесский муниципальный округ» от ДД.ММ.ГГГГ № срок расселения указанного многоквартирного дома изменен до ДД.ММ.ГГГГ, а срок сноса – до ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы обратились к прокурору Полесского района Калининградской области с заявлениями о защите их жилищных прав.
Исходя из положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае обращения к нему граждан об обеспечении права на жилище в муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со статьей 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из части 1 статьи 89 ЖК РФ следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В рамках проведенной прокуратурой Полесского района проверки соблюдения требований жилищного законодательства, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, администрацией МО «Полесский муниципальный округ» в письме от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что <адрес>, № и № многоквартирного жилого <адрес> являются муниципальной собственностью. В соответствии с техническим заключением от ДД.ММ.ГГГГ №ПД-0123-18 постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № МКД признан аварийным и подлежащим сносу. Однако он не вошел в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в этой связи подлежит расселению в период после 2025 года.
Установив, что техническое состояние МКД создает угрозу для проживания в нём ввиду аварийного состояния кровли и потребности остальных конструкций здания в капитальном ремонте, а также выявив грубые нарушения в деятельности органа местного самоуправления, и.о. прокурора Полесского района в адрес врио главы администрации МО «Полесский муниципальный округ» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №/Прдп67-24-20270015.
ДД.ММ.ГГГГ Орлову В.Д. и Орловой Л.С. администрацией направлено уведомление за исх. № о предоставлении жилого помещения маневренного фонда для временного размещения по адресу: <адрес>, общей площадью 73,5 кв.м. Аналогичное уведомление направлено в адрес Орлова Е.В. о предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 37,8 кв.м.
Заявлениями от 28 и ДД.ММ.ГГГГ Орловы выразили отказ от предложенных им жилых помещений маневренного фонда, указав на необходимость предоставления помещения в границах <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев вышеуказанное представление, администрация МО «Полесский муниципальный округ», письмом № сообщила, что от предлагаемых жилых помещений Орловы отказались, а жилых помещений маневренного фонда, находящихся в удовлетворительном техническом и санитарном состоянии, расположенных в пределах <адрес>, не имеется. Учитывая, что расселение МКД № по <адрес>ёвой <адрес> невозможно без привлечения субсидии со стороны бюджета субъекта, на имя <адрес> подготовлен проект документа о выделении в 2024 году субсидии из средств резервного фонда <адрес> для расселения данного дома.
Согласно техническому отчёту №ПД-0123-18 от ДД.ММ.ГГГГ физический износ кровли здания по адресу: <адрес>ёвая, <адрес>, составляет 80%, дымовых (вентиляционных) каналов – 40%, фундамента – 21%, кровля находится в аварийном состоянии.
Из акта осмотра здания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в доме произошло частичное обрушение кровли после пожара, часть кровельного покрытия отсутствует, в помещении коридора частично отсутствует межэтажное перекрытие.
Таким образом, судом установлен факт наличия реальной угрозы для жизни и здоровья истцов при возможном проживании в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, соответственно, учитывая, что спорное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, а постановление администрации № от ДД.ММ.ГГГГ не отменено, суд приходит к выводу о том, что дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья истцов.
При указанных обстоятельствах принятое ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Полесский муниципальный округ» постановление № об изменении сроков расселения жильцов МКД и его сноса не может быть признано соответствующим закону, ввиду неразумности и необоснованностиустановленных данным постановлением сроков с учётом наличия угрозы жизни и здоровью проживающих в доме граждан.
При этом суд учитывает, что оспариваемое прокурором постановление главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ об изменении сроков сноса аварийного многоквартирного дома и сроков отселения граждан не мотивировано, вынесено по истечении более 1 года со дня истечения ранее установленных сроков.
Кроме того, по смыслу положений статьи 86 ЖК РФ и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции срок отселения граждан из многоквартирного дома и предоставления им иных жилых помещений по договорам социального найма должен наступать ранее срока сноса аварийного дома.
Однако обжалуемым постановлением срок отселения граждан установлен до ДД.ММ.ГГГГ, то есть позже срока сноса аварийного дома, которыйэтим же постановлением главы администрации установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Данные сроки нарушают жилищные права истцов, поскольку при их соблюдениии сносе аварийного дома ДД.ММ.ГГГГ истцы фактически могут остаться без какого-либо жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах постановление главы администрации муниципального образования «Полесский муниципальный округ» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ №» является незаконным и подлежит признанию не действующим со дня его принятия, в связи с чем срок отселения граждан из многоквартирного дома по адресу: <адрес>ёвая, <адрес>, считается установленным в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования «Полесский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ и на момент подачи заявления прокурором истёк.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Материалы дела подтверждают, что истцы подлежат переселению в связи с тем, что прежнее жилье является непригодным и опасным для проживания.
Однако жилое помещение, отвечающее требованиям безопасности, истцам до настоящего времени не предоставлено, несмотря на истечение первоначально установленных сроков отселения.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Доводы администрации об отказе истцов от предоставления жилых помещениях в других населённых пунктах Полесского муниципального округа правового значения для рассматриваемого дела не имеют, поскольку в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 разъяснено, что вновь предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах того же населённого пункта, что и расселяемое.
На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным прокурором требованиям.
В связи с этим со стороны администрации МО «Полесский муниципальный округ» суд усматривает незаконное бездействие, выразившееся в неустановлении разумных сроков отселения граждан и сноса аварийного многоквартирного дома, а требование прокурора о возложении обязанности на ответчика по предоставлению истцам благоустроенного жилого помещения, равнозначного прежнему, соответствующего санитарным и техническим требованиям по договору социального найма, является законным и обоснованным.
Оценивая степень затруднительности исполнения судебного решения, текущее состояние жилого помещения, необходимость субсидирования расселения жилого дома, на основании ст. 206 ГПК РФ суд с учётом мнения прокурора, истцов и ответчика устанавливает срок исполнения решения суда в части возложения на ответчика обязанности предоставить истцам на условиях договоров социального найма благоустроенное жилое помещение в 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Полесского района Калининградской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Полесский муниципальный округ», выраженное в неустановлении разумных сроков отселения граждан и сроков сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать незаконным и не действующим со дня его принятия постановление главы администрации муниципального образования «Полесский муниципальный округ» №22 от 12.01.2024 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Полесский городской округ» от 07.05.2018 №397».
Обязать администрацию муниципального образования «Полесский муниципальный округ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить на условиях договоров социального найма благоустроенное жилое помещение (квартиру), равнозначное ранее занимаемому, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах Полесского муниципального округа Калининградской области, Орлов В.Д. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ), Орлова Л.С. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированным по адресу: <адрес>, а также Орлов Е.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированному по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2024 года.
Председательствующий подпись А.П. Лахонин