Дело № 2-1324/2022
76RS0008-01-2022-001787-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2022 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М. при секретаре Масальской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.о. г. Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесский» о понуждении осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Переславский районный суд Ярославской области с иском к ответчикам, просит обязать администрацию городского округа г. Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда: обеспечить в отношении гидротехнического сооружения- шлюза на р. Векса аттестацию специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений, допущенных к эксплуатации обозначенного гидротехнического сооружения;
обеспечить в отношении гидротехнического сооружения- шлюза на р.Векса разработку правил эксплуатации и их согласование с Центральным управлением Ростехнадзора.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения (ГТС)- шлюза на р. Векса в с. Купанское Переславского района Ярославской области, в ходе которой установлены нарушения. Указанное ГТС является собственностью г.о. г. Переславль-Залесский, передано в оперативное управление МКУ «Центр развития г.Переславля-Залесского». Процедура организации проведения аттестации по вопросам безопасности ГТС установлена административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению соответствующей государственной услуги. Проведенная прокуратурой проверка показала, что утвержденные уполномоченным органом правила эксплуатации ГТС, а также расчет вероятного вреда на случай аварии отсутствуют, гидротехническое сооружение эксплуатируется без привлечения персонала, прошедших пред аттестационную подготовку и аттестацию в органах Ростехнадзора по вопросам безопасности ГТС. Неисполнение обязанностей по обеспечению безопасного функционирования ГТС нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, ставит в опасность причинения вреда жизни, здоровью и законным интересам людей, окружающей среде и хозяйственным объектам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник Переславского межрайонного прокурора Павлова Е.Н. требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.43).
Представитель ответчика МКУ "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" в судебном заседании по доверенности Изотова Н.А. в удовлетворении требований истца не возражала.
Представители третьих лиц Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Центрального Управления Ростехнадзора в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.24,36-37).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
По результатам проверки межрайонной прокуратурой 09.08.2022 первому заместителю главы администрации г.о. г. Переславль-Залесский вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 3, ст.9, ст.17 ФЗ от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно: в отношении гидротехнического сооружения- шлюза на р. Векса не обеспечена аттестация специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений, допущенных к эксплуатации обозначенного гидротехнического сооружения; разработка правил эксплуатации и их согласование с Центральным управлением Ростехнадзора (л.д.14-16).
Данные обстоятельства ответчик не оспаривал. До настоящего времени указанные нарушения ответчиками не устранены.
Указанные факты являются нарушением требований ст. 3, ст.9, ст.17 ФЗ от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О безопасности гидротехнических сооружений" безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов.
Постановлением администрации г.о. г.Переславль-Залесский № ПОС.03-0831/19 от 12.04.2019г. шлюз на р.Векса, площадью 86,5 кв.м., адрес: Ярославская область, Переславский район, Купанский с/о., с.Купанское, инв. номер 1130047, балансовой стоимостью 6619882,46 руб. передан МКУ «Многофункциональный центр развития г.о. г. Переславль-Залесский» на праве оперативного управления (л.д.11-12), принадлежит на праве собственности г.о. г.Переславль-Залесский (л.д.13).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа;
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Охрана окружающей среды - деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
На основании ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Неисполнение обязанностей по обеспечению безопасного функционирования ГТС нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, ставит в опасность причинения вреда жизни, здоровью и законным интересам людей, окружающей среде и хозяйственным объектам.
В соответствии с Уставом МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесского», учредителем является муниципальное образование- городской округ г. Переславля-Залесского, функции и полномочия от имени городского округа выполняет администрация городского округа.
Таким образом, администрацией городского округа, МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» допущены нарушения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, об охране окружающей среды, о безопасности гидротехнических сооружений.
В силу изложенного выше исковые требования Переславского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что срок исполнения решения суда подлежит установлению в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок исполнения возложенной на ответчиков обязанности являются достаточными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Переславского межрайонного прокурора (ОГРН 1027600688917 ИНН 7604008189) к администрации г.о. г. Переславль-Залесский (ОГРН 1027601048727 ИНН 7608004065), МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесский» (ОГРН 1107608000653 ИНН 7608017233) удовлетворить.
Обязать администрации г.о. г. Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесский» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу:
обеспечить в отношении гидротехнического сооружения – шлюза на р. Векса аттестацию специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений, допущенных к эксплуатации обозначенного гидротехнического сооружения;
обеспечить в отношении гидротехнического сооружения – шлюза на р. Векса разработку правил эксплуатации и их согласование с Центральным управлением Ростехнадзора.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Калиновская В.М.
Мотивированное решение изготовлено 15.11.2022 года.