Решение по делу № 2-1688/2018 от 28.05.2018

Дело № 2-1688/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2018 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Ваган Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова О. Б. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Иванов О.Б. обратился в суд с иском, в котором просит признать за Ивановым О. Б. право собственности на земельный участок площадью 533 кв.м., с кадастровым <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по <адрес>.

Требования мотивированы тем, что в собственности Иванова О.Б. находился земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>. Решением Серпуховского городского суда Московской области от 19.12.2013 г. по делу №2-1818/2013, оставленным без изменений вышестоящими судебными инстанциями, данный земельный участок был истребован из собственности Иванова О.Б. в связи с принадлежностью его части к землям лесного фонда. В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В соответствии с правилами части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Согласно части 4 статьи 14 данного Федерального закона, земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, а также сведениями ЕГРН, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года был предоставлен гражданину для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства. В соответствии со сведениями ЕГРН, земельный участок с кадастровым <номер> относился к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для дачного строительства», был поставлен на государственный кадастровый учет 10.01.2007 г. Иванов О.Б. стал собственником указанного земельного участка на основании постановления Главы администрации Серпуховского муниципального района от 02.09.2005 года № 1797, постановлении Главы Серпуховского района от 13.03.2003 года № 456, договора купли-продажи земельного участка от 09.11.2006 года, заключенного с Администрацией Серпуховского муниципального района.

В судебное заседание истец Иванов О.Б. не явился, о времени и месте слушания дела извещен. Его интересы на основании доверенности представляет ФИО4, который заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен. В своих письменных возражения на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что земельный участок истца был поставлен на кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства, вследствие чего истец не может быть признан добросовестным приобретателем. Решением Серпуховского городского суда от 18.12.2013 года по делу № 2-1818/2013 установлено, что территория земельного участка в части наложения спорного земельного участка и лесного участка относилась и относится к землям лесного фонда, распоряжение которыми осуществляет РФ. Рослесхоз просит обратить внимание на то, что при удовлетворении заявленных требований существует возможность принятия двух противоречащих друг другу решений, что недопустимо согласно действующему законодательству, соответственно в удовлетворении заявленных требований истца следует отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, возражений по иску не представил.

Третье лицо представитель Администрации Серпуховского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены, представил письменный отзыв на исковое заявление.

Представитель третьего лица Администрации сельского поселения Данковское в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, возражений по иску не представил.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, возражений по иску не представил.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, проверив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Серпуховского городского суда от 18 декабря 2013 года по гражданскому делу <номер> исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворены, признано недействительным Постановление Главы Администрации Серпуховского района от 02.09.2005 года № 1797 «О предоставлении земельного участка в собственность Иванову О.Б.»; истребован из незаконного владения Иванова О.Б. земельный участок, входящий в состав земельного участка с кадастровым <номер> площадью 133 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> д. Прилуки в квартале 73 выдела 49 Туровского участкового лесничества филиала «Русский лес»; признана недействительной постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым <номер> площадью 533 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Прилуки и указанный участок снят с кадастрового учета; признана недействительной и исключена из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запись о регистрации права собственности Иванова О.Б. на земельный участок с кадастровым <номер> площадью 533 кв.м., расположенный по <адрес> (л.д. 12-18).

Решение вступило в законную силу и было исполнено в установленном законом порядке, земельный участок с кадастровым <номер> площадью 533 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Прилуки, что следует из выписки из ЕГРН (л.д. 9-11).

В ходе рассмотрения гражданского дела № 2-1818/2013 судом установлено, что заказчиком работ по формированию земельного участка являлся Иванов О.Б, что следует из дополнения к землеустроительному делу по установлению границ земельного участка. Постановлением Главы Серпуховского района № 1797 от 02.09.2005 г. земельный участок площадью 553 кв.м в д.Прилуки предоставлен в собственность Иванову О.Б. за плату по договорной цене для ведения личного подсобного хозяйства, дополнительно к имеющемуся в собственности земельному участку. Из копии дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым <номер> усматривается следующее: 12.12.2006 года Иванов О.Б. обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: Московская область, Серпуховский район, д. Прилуки, кадастровый <номер>, на регистрацию представлены следующие документы: постановление Главы администрации Серпуховского района от 02.09.2005 года № 1797 о предоставлении земельного участка в собственность Иванову О.Б., Постановление Главы Серпуховского района от 13.03.2006 года № 456 о внесении изменений в п. 1 постановления Главы Серпуховского района от 02.09.2005 года № 1797, Договор купли-продажи земельного участка от 09.11.2006 года, заключенный между Администрацией Серпуховского района Московской области и Ивановым О.Б., кадастровый план спорного земельного участка.

При рассмотрении предыдущего спора сторон, суд пришел к выводу о том, что на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым <номер>, принадлежащего Иванову О.Б., уже были проведены работы по лесоустройству, установлены границы лесного фонда.

Таким образом, территория земельного участка в части наложения спорного земельного участка и лесного участка относилась и относится к землям лесного фонда, распоряжение которыми осуществляет Российская Федерация. Следовательно, Глава Серпуховского муниципального района, издав постановления № 1797 от 02.09.2005 года «О предоставлении земельного участка в собственность Иванову О.Б.» и № 456 от 13.03.2006 года «О внесении изменений в п. 1 Постановления № 1797 от 02.09.2005 года» и передав указанный участок в собственность Иванову О.Б. на основании договора купли-продажи от 09.11.2006 года, нарушил требования лесного законодательства, поскольку распорядился не принадлежащим муниципальному образованию имуществом в отсутствие необходимых полномочий.

Разрешая требования Комитета лесного хозяйства Московской области по существу, суд пришел к выводу о том, что земельные участки из состава земель лесного фонда, как подлежащие использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, могут быть предоставлены в собственность граждан, лишь в случае наличия в федеральном законе прямого указания на возможность такого предоставления. Вместе с тем, доказательств передачи земельных участков в собственность муниципального образования, материалы дела не содержали, в связи с чем, суд указал на то, что Постановление о проведении торгов по продаже земельных участков издано муниципальным образованием как субъектом, не обладающим полномочиями на распоряжение спорными земельными участками. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует, соответственно, имеются правовые основания для истребования имущества у добросовестного приобретателя на основании ст.302 ГК РФ.

На основании Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 года № 863/22, Комитет проводит государственную политику и осуществляет межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений. Таким образом, Мособлкомлес является полномочным органом от имени Российской Федерации по управлению лесным хозяйством на территории Московской области. Мособлкомлес уполномочен обращаться в суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что при рассмотрении дела нашел подтверждение факт расположения спорного земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым <номер>, принадлежащего Иванову О.Б. на землях лесного фонда.

При рассмотрении дела судом назначалась землеустроительная экспертиза с целью определения границ и площади наложения спорного земельного участка с кадастровым <номер> на лесной участок, однако, экспертами было возвращено гражданское дело без исполнения, с указанием на то, что в запланированное для осмотра участка время ответчик Иванов О.Б. на участок не прибыл, доступ на участок для осмотра и проведения замеров обеспечен не был, визуально на местности участок не идентифицируется, в связи с чем, ответить на поставленные перед судом вопросы не представляется возможным. Учитывая изложенное, а также положения ст. 79 ГПК РФ, суд возобновил производство по делу и счел возможным рассмотреть дело по существу исходя из имеющихся в деле доказательств.

Факт наложения границ спорного земельного участка и лесного участка подтвержден справкой, подготовленной филиалом ФГУП «Рослесинформ» «Мослеспроект» и чертежом лесного участка, из которых следует, что часть площади спорного земельного участка – 0,0133 га накладывается на земли лесного фонда, квартал 73 Туровского участкового лесничества, лесничества «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес» Комитета лесного хозяйства Московской области.

Судом достоверно установлено, что часть участка, принадлежащего Иванову О.Б., а именно площадью 133 кв.м. располагается на землях лесного фонда.

Поскольку спорный земельный участок был сформирован и его отчуждение произведено с нарушением требований действующего законодательства, то, во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу, сведения о данном участке были исключены из государственного кадастра недвижимости и из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в полном объеме, так как земли лесного фонда разбивают участок на два самостоятельных, не смежных по отношению друг к другу участков, площадь которых значительно мала и оставшиеся части земельного участка не будут соответствовать виду его разрешенного использования.

Лесной кодекс РФ предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).

Кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса РФ).

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 21 сентября 2017г. №1793-О, в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса РФ, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ).

Тем самым, законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены: часть 5 его статьи 10 предусматривает право таких граждан требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

В силу ст.ст. 11,12 ГК РФ защите, восстановлению подлежит нарушенное право.

Располагая представленными доказательствами, оценивая их в совокупности, принимая во внимание положения указанных правовых норм, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Ивановым О.Б. требований, поскольку в ходе рассмотрения дела судом не добыто и стороной истца не представлено доказательств законности формирования земельного участка с кадастровым <номер> площадью 533 кв.м. органом местного самоуправления и продажи таких участков с торгов.

В ходе рассмотрения гражданского дела № 2-1818/2013 было установлено, что земельный участок был сформирован на землях, находящихся в федеральной собственности, следовательно, полномочиями на распоряжение такими участками Администрация Серпуховского муниципального района не обладала, поскольку в силу закона орган местного самоуправления вправе распоряжаться лишь землями, собственность на которые не разграничена.

Учитывая изложенное, суд не может согласиться с позицией истца о законности приобретения Ивановым О.Б. указанного земельного участка, в связи с чем, такой земельный участок не может быть возвращен в собственность Иванова О.Б.

Доводы стороны истца о том, что после принятия судебного акта в 2013 году и до настоящего времени истец продолжает владеть и пользоваться спорным земельным участком как своим, участок огорожен, истцом обрабатывается и на нем размещены постройки, принадлежащие истцу, а так же истцом уплачивается земельный налог, не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку доказательств, свидетельствующих об уплате земельного налога стороной истца не представлено, при разрешении спора сторон в 2013 году наличия строений и сооружений на спорном участке не установлено и при рассмотрении настоящего спора стороной истца не представлено данных о наличии зарегистрированного права на строения, находящиеся на спорном земельном участке.

Кроме того, после вынесения решения, вступившего в законную силу, истцу было достоверно известно о невозможности использования спорного земельного участка для размещения строений, в связи с чем возведение каких-либо строений или сооружений после вступления решения суда от 2013 года в законную силу, противоречит добросовестному владению и пользованию недвижимым имуществом.

Отсутствие данных регистрационного учета о спорном земельном участке, как об объекте правоотношений не позволяет в установленном законом порядке производить уплату соответствующих налогов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что спорный земельный участок как объект права не сформирован, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Иванова О. Б. о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 533 кв.м кадастровый <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по <адрес>, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Козлова Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2018 года

2-1688/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Олег Борисович
Иванов О.Б.
Ответчики
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агенство по управлению государственным имуществом
Другие
Адмиистрация сельского поселения Данковское
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
Администрация Серпуховского муниципального района
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
28.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2018Передача материалов судье
01.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2018Судебное заседание
02.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2018Дело оформлено
18.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2020Передача материалов судье
18.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Дело оформлено
18.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее