Решение по делу № 2а-624/2019 от 09.08.2019

Дело № 2а-624/2019

51RS0017-01-2019-000781-90

Мотивировочная часть решения

изготовлена 15 августа 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Заполярный 13 августа 2019 года

Печенгский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Бодунов П.И.,

при секретаре Лыфарь Е.П..,

с участием:

прокурора – помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Курлыковой О.С.,

административного истца Ершовой С.Л. и её представителя адвоката Филиппова И.Е., действующего на основании ордера №000700 от 13 августа 2019 года,

административного ответчика – представителей Печенгской территориальной избирательной комиссии – Чинько А.И., представившего доверенность от 12 августа 2019 года и Фроленкова Ю.О., представившего доверенность от 12 августа 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ершовой С.Л. об отмене решения Печенгской территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №602 августа 2019 года №114/631, об отказе в регистрации Ершовой С.Л. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №6,

установил:

Ершова С.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Печенгская территориальная избирательная комиссия об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты.

В обоснование своих требований указала, что Решением Совета депутатов городского поселения Никель Печенгского района от 10 июня 2019 года №32 в пгт. Никель Печенгского района Мурманской области назначены выборы на 08 сентября 2019 года. Отмечает, что, в соответствии с календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никуель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва, утвержденным Решением Печенгской ТИК от 08 мюня 2019 года №101/484, в период с 29 июня 2019 года по 29 июля 2019 года, осуществлялось самовыдвижение кандидатов в депутаты Совета Депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва (п.11 календарного плана). Обращает внимание, что 20 июня 2019 года она выдвинула свою кандидатуру на выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва. Ссылаясь на решение Совета депутатов городского поселения Никель Печенгского района от 24 марта 2014 года №33 «Об утверждении схемы избирательных округов, образованных для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Никель Печенгского района», на ст.23 Закона Мурманской области от 24 марта 2003 года №390-01-ЗМО «Об избирательных комиссиях в Мурманской области», на п.2 ст.20 и п.2 ст.21 Закона Мурманской области от 09 марта 2007 года №841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований», на постановление избирательной комиссии Мурманской области от 15 ноября 2006 года №85/415 «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии», утверждает, что количество подписей, необходимые для регистрации кандидата составляет 10 человек (0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа).

Указывает, что 02 августа 2019 года Печенгская территориальная избирательная комиссия п.Никель приняла решение, №114/631, которым ей отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №6.

Полагает указанное Решение избирательной комиссии незаконным и подлежащим отмене.

Отмечает, что избирательная комиссия, отказывая ей в регистрации кандидатом в депутаты, указала, что согласно ведомости и итоговому протоколу проверки подписных листов кандидатом представлено для регистрации 14 подписей, из них 13 подписей избирателей признаны недействительными по основанию подпункта «г» пункта 6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года.

Административный истец, ссылаясь на п.11 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, утверждает, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 ст.2 указанного Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, реквизитов (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Также, административный истец ссылается и приводит содержание п.3.1 ст.38 указанного Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, указывая, что для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.

Административный истец приводит содержание п.6 ст.7 Закона Мурманской области от 09 марта 2007 года №841-01-ЗМО и абзац 2 п.5 ст.21 указанного Закона Мурманской области, полагая, что для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, может использоваться ГАС «Выборы», в соответствии с Федеральным законом.

Административный истец отмечает, что совокупность перечисленных выше норм права позволяет указывать адрес места жительства гражданина без указания субъекта РФ, района и населенного пункта, если это не препятствует восприятию этих сведений. Одновременно с этим из закона следует, что одним из этапов проверки подписных листов кандидата является проверка всех отобранных для проверки подписей через систему ГАС «Выборы». Полагает, что система ГАС «Выборы» - это совокупность персональных данных жителей данного избирательного округа, в которой содержаться сведения о фамилии, имени и отчестве гражданина, паспортных данных, дате рождения и полном адресе места его жительства.

Административный истец утверждает, что отсутствие указания на наименование населенного пункта в адрес гражданина не препятствовало избирательной комиссии воспринять полный адрес места жительства данного гражданина, с учетом того, что все прочие данные по базе ГАС «Выборы» соответствовали данным в подписном листе (полностью совпали иные данные идентификации гражданина – паспортные данные, дата рождения, Ф.И.О.), поэтому проверка через ГАС «Выборы» однозначно подтвердила бы принадлежность граждан, оставивших подпись в подписном листе кандидата к избирательному округу кандидата.

Просит учесть, что при принятии решения об отказе в регистрации не имелось ни одного нарушения, на основании которых ей, как кандидату могло быть отказано в регистрации. Считает, что принятое избирательной комиссией решение не основано на действующем законодательстве, в связи с чем, подлежит отмене, с одновременным восстановлением нарушенных прав административного истца путем регистрации её избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва.

В связи с коротким агитационным периодом, приближением даты голосования, принимая во внимание тот факт, что в настоящее время она не имеет возможности пользоваться правами, предоставленными законом зарегистрированным кандидатам, чем нарушаются её права, просит суд обратить решение к немедленному исполнению, при этом ссылается на требования ч.8 ст.78 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, на ч.10 ст.239 КАС РФ, ч.6 ст.244 КАС РФ, ч.ч.1 и 2 ст.188 КАС РФ.

    В возражениях на административное исковое заявление председатель Печенгской ТИК Черноусенко О.А. полагает требования Ершовой С.Л. необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Обращает внимание, что постановлением избирательной комиссии Мурманской области от 14 мая 2016 года №189/1037 сформирован состав 2016-2021 годов Печенгской ТИК. Постановлением избирательной комиссии Мурманской области от 14 мая 2016 года №189/1038 назначен председатель Печенгской ТИК. Регламент Печенгской ТИК, определяющий порядок и правила работы избирательной комиссии, утвержден Решением Печенгской ТИК от 08 июня 2016 года №2/6. Решением Совета депутатов городское поселение Никель Печенгского района от 10 июня 2019 года №32 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва.

    Просит учесть, что общественные отношения, возникающие в связи с назначенными выборами, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Мурманской области от 09 марта 2007 года №841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. Схема избирательных округов, образованных для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Никель Печенгского района, утверждена Решением Совета депутатов городского поселения Никель Печенгского района от 24 апреля 2014 года №33. Решением Печенгской ТИК от 18 июня 2019 года №101/481 на Печенгскую ТИК возложены полномочия окружных избирательных комиссий при проведении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва.

    Указывает, что решением Печенгской ТИК от 18 июня 2019 года №101/484 утвержден Календарный план по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва. Согласно Календарному плану, в соответствии с п.11 ст.16 Закона Мурманской области №841-01-ЗМО, количество подписей, которые необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее десяти подписей. На основании п.2 ст.21 Закона Мурманской области №841-01-ЗМО количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10%, если иное не установлено Федеральным законом.

    Отмечает, что решением Печенгской ТИК от 18 июня 2009 года №101/490 «О количестве подписей избирателей, необходимом при проведении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва», определено, что для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу необходимо 10 подписей избирателей. Максимально возможное количество подписей, представляемых для регистрации, составляет четырнадцать.

    Ссылается на п.1 ст.21 Закона Мурманской области №841-01-ЗМО и приводит её содержание, утверждая, что регистрация кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных Федеральным законом, настоящим законом, документов, представляемых не позднее, чем за 40 дней до дня голосования, до 18 часов в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в том числе, при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

    Обращает внимание, что Ершова С.Л. выдвинула себя в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области по одномандатному избирательному округу №6 в порядке самовыдвижения 20 июля 2019 года, а 24 июля 2019 года кандидатом Ершовой С.Л. были предоставлены документы на регистрацию, в числе которых был предоставлен Подписной лист с 14 подписями избирателей и протокол об итогах сбора подписей.

    Председатель Печенгской ТИК Черноусенко О.А. приводит содержание ряда статей Закона Мурманской области №841-01 ЗМО и, в частности, п.3 ст.20; п.п.4-7, 9 ст.21 указанного Закона и утверждает, что 28 июля 2019 года рабочей группой Печенгской ТИК в присутствии кандидата Ершовой С.Л. была осуществлена проверка представленного Подписного листа, в ходе которой было установлено, что при простановке 13 подписей (строки2-10, 12-15) в адресах места жительства избирателей отсутствует наименование субъекта, района и населенного пункта, что препятствует однозначному восприятию места жительства избирателей.

    Приводит содержание п.5 ст.2 и подпункта «г» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ и утверждает, что недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом; адрес места жительства – это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дама и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Представитель административного ответчика также ссылается на п.11 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ и п.8 ст.20 Закона Мурманской области и делает вывод, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Отмечает, что адрес места жительства может не содержать, каких-либо из указанных в подпункте 5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ, реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Отмечает, что данная законодательная норма носит императивный характер, подлежит обязательному исполнению субъектами избирательных правоотношений, и не содержат каких-либо исключений. Полагает, что отсутствие в подписном листе, в графе «адрес места жительства» необходимых реквизитов о месте жительства избирателей (наименование субъекта, района, населенного пункта) препятствует однозначному восприятию данных сведений, и свидетельствует об отсутствии сведений об избирателях, требуемых, в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ, Законом Мурманской области №841-01-ЗМО, является основанием для признания недействительным 13 подписей избирателей в предоставленном подписном листе.

    Председатель Печенгской ТИК Черноусенко О.А. ссылается на судебную практику и приводит содержание п.30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 31 марта 2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому в связи с такими ситуациями судам разъяснено, что соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименовании улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

    Обращает внимание, что, что каких-либо фактических особенностей места жительства избирателей, чьи подписи были признаны недействительными, при наличии которых можно было бы не указывать полный адрес, не имеется, следовательно, эти данные должны быть указаны в подписном листе. Отмечает, что невозможно установить действительное место проживания указанных лиц, исходя из информации, представленной в подписном листе. При этом законодательство связывает понятие «однозначность восприятия адреса места жительства» исключительно с фактическими особенностями проживания избирателя, а не возможностью избирательной комиссии идентифицировать избирателя, используя систему ГАС «Выборы».

    Утверждает, что доводы административного истца о возможности Печенгской ТИК идентифицировать избирателей с помощью ГАС «Выборы» не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, поскольку отсутствие в подписном листе предусмотренных Федеральным законом №67-ФЗ, законом Мурманской области №841-01-ЗМО, сведений об избирателе, является нарушением избирательного законодательства, правовым последствием которого является признание данных подписей избирателей в подписном листе, недействительными. Отмечает, что необходимость указания в подписном листе в сведениях об избирателях, предусмотренных Федеральным законом №67-ФЗ и Законом Мурманской области №841-01-ЗМО, сведений, является требованием избирательного законодательства, выполнение которого не может зависеть от усмотрения участников избирательного процесса. Считает, что данное требование носит строго формальный характер и обязательно для исполнения всеми кандидатами, на которых возложена ответственность за предоставление документов, за полноту и достоверность, содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям избирательного законодательства. Иное означало бы нарушение принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 ст.39 Федерального закона №67-ФЗ.

    Таким образом, председателем Печенгской ТИК утверждается, что из 14 представленных административным истцом подписей Печенгской ТИК 13 было обоснованно признано недействительными.

    Считает, что данный факт нашел свое отражение в Ведомости проверки подписных листов и Итоговом протоколе проверки подписей в поддержку кандидата. Экземпляры указанных документов были вручены административному истцу 28 июля 2019 года, о чем имеется соответствующая отметка.

    Ссылает на п.7 ст.21 Закона Мурманской области №841-01-ЗМО регистрация кандидата не производится, если количество представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.

    Отмечает, что 02 августа 2019 года состоялось заседание Печенгской ТИК, на котором было принято обжалуемое решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Ершовой С.Л., в связи с недостаточным количеством подписей избирателей, поэтому считает, что Печенгской ТИК была соблюдена предусмотренная законодательством процедура принятия обжалуемого решения, поэтом указанное решение является законным и обоснованным. Просит суд оставить требования без удовлетворения.

    В судебном заседании административный истец – Ершова С.Л. и её представитель – адвоката Филиппов И.Е. требования административного истца, изложенные в административном исковом заявлении поддержали в полном объеме. Административный истец Ершова С.Л. дала пояснения, по каким причинам она не указала в подписном листе избирателей, в графе «место жительство», населенный пункт Никель, так как полагала, что раз она по первому избирателю - Ф.В.В. указала населенный пункт Никель, поэтому полагала по следующим избирателям этого не следует делать, так как и так все понятно. Представитель административного истца – адвокат Филиппов И.Е. отметил, что Ершова С.Л. выдвинулась в качестве кандидата по избирательному округу №6, к территории которого относятся два дома, номера которых обозначены, как 39 и 43 по проспекту Гвардейский. Все избиратели, которые обозначены в подписном листе, проживают в указанных двух домах, поэтому полагает, что не было никаких препятствий к однозначному восприятию, что адреса избирателей, изъявивших желание выдвинуть в качестве кандидата в депутаты Ершову С.Л., находятся в н.п.Никель. Обратил внимание, что в Мурманской области и, тем более в Печенгском районе, нет населенного пункта с имеющимся названием уличной территории - проспект Гвардейский. Такое название уличной территории имеется только в н.п.Никель Печенгского района Мурманской области.

    Представители административного ответчика – Чинько А.И. и Фроленков Ю.О. с административным исковым заявлением Ершовой С.Л. не согласились по доводам, изложенным в возражениях на административный иск. В судебном заседании оба представителя подтвердили об отсутствии сомнений, что указанные в подписном листе избиратели проживают по указанным адресам, по проспекту Гвардейском в н.п.Никель, однако настаивают, что в подписном листе, в графе «место жительство», в обязательном порядке должен быть указан по каждому избирателю населенный пункт Никель, чего не имело место. Считают, что оснований для удовлетворения требований Ершовой С.Л. не имеется. Просят в удовлетворении административного иска Ершовой С.Л. отказать.

    В заключении, участвующий в деле помощник прокурора Печенгского района Курлыкова О.С. считает требования административного истца необоснованными, поскольку законодатель четко определил необходимость в подписных листах указывать все реквизиты, в том числе, населенный пункт, район и название субъекта Российской Федерации. Полагает, что указание в подписном листе только на проспект и на номер дома и квартиры избирателя будет недостаточно для идентификации избирателя. Считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска.

    Выслушав объяснения административного истца Ершову С.Л., её представителя – адвоката Филиппова И.Е., представителей административного ответчика – Чинько А.И. и Фроленкова Ю.О., заключение прокурора Курлыковой О.С., исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии со ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

    Из материалов дела усматривается, что Постановлением избирательной комиссии Мурманской области от 14 мая 2016 года №189/1037 сформирован состав 2016-2021 годов Печенгской ТИК (л.д.72-73).

Постановлением избирательной комиссии Мурманской области от 14 мая 2016 года №189/1038 назначен председатель Печенгской ТИК – Черноусенко О.А. (л.д.71).

Регламентом Печенгской территориальной избирательной комиссии (далее Печенгская ТИК), утвержденный Решением Печенгской ТИК от 08 июня 2016 года №2/6, определен порядок и правила работы избирательной комиссии (л.д.74-93).

Решением Совета депутатов городское поселение Никель Печенгского района от 10 июня 2019 года №32 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыв на 8 сентября 2019 года (л.д.111).

Схема избирательных округов, образованных для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Никель Печенгского района, утверждена Решением Совета депутатов городского поселения Никель Печенгского района от 24 апреля 2014 года №33, согласно которому в одномандатный избирательный округ №6 (избирателей 749), образованный для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Никель Печенгского района входят дома под номером 39 и 43 по проспекту Гвардейский, п.г.т. Никель (л.д.112-113).

Решением Печенгской ТИК от 18 июня 2019 года №101/481 на Печенгскую ТИК возложены полномочия окружных избирательных комиссий при проведении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва (л.д.95).

Решением Печенгской ТИК от 18 июня 2019 года №101/484 утвержден Календарный план по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва (л.д.52-68).

Решением Печенгской ТИК №101/487 от 18 июня 2019 года создана Рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, утверждено Положение о Рабочей группе, определен её состав в количестве 7 человек (л.д.129-135).

Также из материалов дела видно, что административный истец Ершова С.Л. 20 июля 2019 года обратилась в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №6 по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области с заявлением о выдвижении себя в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района по одномандатному избирательному округу №6 в порядке самовыдвижения (л.д.39).

Согласно протоколу от 24 июля 2019 года об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ершовой С.Л. поступил один подписной лист с количеством заявленных подписей – 14 (л.д.40).

Из подписного листа о выдвижении кандидатом в депутаты Ершову С.Л. усматривается, что её выдвижение поддержали 14 избирателей. Все являются жителями домов №39 и №43 по проспекту Гвардейскому, которые входят в одномандатный избирательный округ №6, согласно схеме избирательных округов (л.д.44-45, 113).

Также из указанного подписного листа видно, что в графе «адрес места жительства» у тринадцати избирателей из четырнадцати не указан населенный пункт Никель, а указан в данной графе только проспект Гвардейский и номера домов и квартир, что в последствие вынесению решения Печенгской ТИК об отказе в регистрации Ершовой С.Л. кандидатом в депутаты.

Решением Печенгской ТИК №114/631 от 02 августа 2019 года Ершовой С.Л. было отказано в регистрации, выдвинутой в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №6, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (л.д.41-43).

Согласно протоколу заседания Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Печенгского района Мурманской области от 28 июля 2019 года №10 при решении вопроса о проверке документов, представленных кандидатом в депутаты Ершовой С.Л. участвовало шесть человек Рабочей группы: руководитель - Черноусенко О.А., заместитель руководителя – Ф.Ю.О., секретарь – Е.АЛ и члены Рабочей группы: П.Е.Н., С.О.Н. и Ч.А.И. Все единогласно признали одну подпись в подписном листе Ершовой С.Л. достоверной, а другие тринадцать подписей избирателей в подписном листе признали недостоверными (л.д.136-143).

Согласно справке отделения по вопросам миграции в пгт Никель ОМВД России по Печенгскому району двенадцать избирателей из тринадцати в подписном листе зарегистрированы по указанным в подписном листе адресам, то есть в населенном пункте Никель Печенгского района Мурманской области, за исключением одного избирателя – А.А.Н., адрес которой в подписном листе указан, по проспекту <адрес>, тогда как, в справке государственного органа адрес избирателя А.А.И. указан по проспекту <адрес> (л.д.124-125).

Проанализировав собранные по административному делу доказательства, оценив их в совокупности, в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Ершовой С.Л. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из содержания п.п. «г» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее по тексту Федеральный закон №67-ФЗ), усматривается, что недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых, в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.

В силу п.11 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ, избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается.

В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают: адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2012 года №2212-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы…», указывается, что, закрепленный в п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что содержащееся в Федеральном закона №67-ФЗ законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые указанным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (п.3 ст.20), должны во всех без исключения случаях требовать указание в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 03 июля 2014 года №1483-О отметил, что «… иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правого регулирования.

Аналогичная позиция Конституционного Суда Российской Федерации изложена в его Определении от 19 октября 2010 года №1426-О-О «По жалобе гражданина …».

Более подробно Конституционным Судом Российской Федерации была изложена позиция по данному вопросу в Определениях от 03 июля 2014 года №1483-О и от 10 февраля 2016 года №216-О, где Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, в силу подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" проверке подлежат указываемые избирателями в подписных листах сведения, к которым, согласно пункту 11 его статьи 37, относятся фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные сведения образуют предмет проверки подписей избирателей по основанию, предусмотренному оспариваемым законоположением. Согласно пункту 6.1 статьи 38 по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной (недействительной).

Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей; для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на иных выборах по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, также может быть использована (пункт 3.1 статьи 38 данного Федерального закона). Кроме того, согласно подпункту "в" пункта 6.4 статьи 38 названного Федерального закона недействительность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях (а значит, и недействительность подписей избирателей) устанавливается при наличии официальной справки государственного органа.

Таким образом, правовое регулирование, предусматривающее, что признание подписи избирателя недействительной возможно при наличии официальной справки уполномоченного государственного органа и что при проверке подписей избирателей для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, устанавливает дополнительные гарантии защиты избирательных прав от произвольных решений по вопросу о действительности (недействительности) сведений об избирателях.

Анализируя позицию Конституционного Суда Российской Федерации в приведенных их Определениях, можно сделать вывод, что Высший Судебный орган, защищая конституционные права граждан, в том числе, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, стоит на позиции, что избирательные комиссии, не во всех без исключения случаях должны требовать указания в подписных листах всех перечисленных в перечне сведений, обозначенных в п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ.

Данная позиция Конституционного Суда Российской Федерации согласуется и никак не противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 31 марта 2011 года

Суд полагает, что, применительно к случаю с подписным листом, предоставленным Ершовой С.Л., следует учесть, что обозначенные в подписном листе избиратели все проживают в одномандатном избирательном округе №6 по адресу: п.г.т Никель, проспект Гвардейский, номера домов 39 и 43, в одном из этих домов (дом №43) проживает административный истец Ершова С.Л.

Также суд принимает во внимание, что Решением Совета депутатов городского поселения Никель Печенгского района №32 от 10 июня 2019 года (л.д.51) назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района, то есть именно в городское поселение Никель, а не в ином населенном пункте.

Суд учитывает, что в п.г.т. Никель другого проспекта с названием Гвардейский не существует.

Представители административного ответчика: Чинько А.И. и Фроленков Ю.О. указали об отсутствии у них сомнений, что, указанные в подписном листе избиратели, зарегистрированы по тем адресам, которые обозначены в подписном листе.

Согласно справке отделения по вопросам миграции в пгт Никель ОМВД России по Печенгскому району двенадцать избирателей из тринадцати в подписном листе зарегистрированы по указанным в подписном листе адресам, то есть в населенном пункте Никель Печенгского района Мурманской области, за исключением одного избирателя – А.А.Н., адрес которой в подписном листе указан, <адрес>, тогда как, в справке государственного органа адрес избирателя А.А.И. указан по <адрес>, то есть дом и квартира разные, однако проживает указанный избиратель на территории одномандатного округа №6, где и все остальные 12 избирателей (л.д.124-125).

При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствие указания на п.г.т. Никель в подписном листе, в графе место жительство, каждого из избирателей, которые приняли участие в выдвижении в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Ершовой С.Л., не будет считаться нарушением п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ и являться основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты.

    Учитывая изложенное, суд полагает, что требования административного истца в части отмены решения Печенгской ТИК №114/631 от 02 августа 2019 года, подлежат удовлетворению.

Что касается утверждений административного истца и её представителя о необходимости привести решение к немедленному исполнению, то суд считает, что таковых оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Ершовой С.Л. об отмене решения Печенгской территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №602 августа 2019 года №114/631, об отказе в регистрации Ершовой С.Л. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Печенгской территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №602 августа 2019 года №114/631, об отказе в регистрации Ершовой С.Л. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва.

Обязать Печенгскую территориальную избирательную комиссию по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №6 зарегистрировать Ершову С.Л. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №6

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение 5 суток со дня его оглашения.

Председательствующий П.И. Бодунов

2а-624/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ершова Светлана Леонидовна
Ответчики
Печенгская территориальная избирательная комиссия
Суд
Печенгский районный суд Мурманской области
Судья
Бодунов Петр Иванович
Дело на сайте суда
pech.mrm.sudrf.ru
09.08.2019Регистрация административного искового заявления
09.08.2019Передача материалов судье
09.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2019Судебное заседание
15.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее