Решение по делу № 2а-495/2019 от 27.11.2019

Дело № 2а-495/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Остров Псковская область *** 2019 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Мучициной Н.О.,

при секретаре Андреевой И.И.,

с участием: административного истца - помощника Островского межрайпрокурора Блохиной Э.С.,

административного ответчика – главы сельского поселения «Островская волость» Дробышева Ф.С., действующего на основании решения Собрания депутатов СП «Островская волость» № от ***.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Островского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Островская волость» (далее – СП «Островская волость») об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

установил:

Островский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения требований, обратился с административным иском о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «Островская волость», выразившегося в необеспечении безопасности гидротехнического сооружения – плотины через реку Карповка, расположенной по адресу: ..., возложении на ответчика обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение преддекларационного обследования данного гидротехнического сооружения. (л.д. 5-10, 35-36)

В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией СП «Островская волость» требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что вопреки требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» принадлежащая ответчику на праве собственности плотина по указанному выше адресу не имеет декларации безопасности, критерии безопасности и правила эксплуатации не разработаны, контроль за техническим состоянием не осуществляется, обслуживание и поддержание данного объекта в безопасном состоянии не проводится, что подвергает опасности право неограниченного круга лиц на личную безопасность, сохранность жизни, здоровья. Поскольку собственником не обеспечивается контроль за безопасностью гидротехнического сооружения, чем допускается бездействие, прокурор просит возложить обязанность по проведению преддекларационного обследования.

Административный истец – помощник прокурора Блохина Э.С. в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала.

Представитель административного ответчика Дробышев Ф.С. по заявленным требованиям не возражал, не отрицая изложенные в административном иске обстоятельства, пояснил, что своевременный мониторинг состояния безопасности плотины и ее обследование не организовано ввиду недостаточности финансирования бюджета на эти цели.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее по тексту - Закон N 117-ФЗ).

В силу ст. 3 Закона N 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям (ГТС) отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Указанным выше Законом N 117-ФЗ установлены обязанности собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

К числу обязанностей собственников гидротехнических сооружений, среди прочих, относится: обеспечение соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечение разработки и своевременного уточнения критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения; организация эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечение соответствующей обязательным требованиям квалификации работников эксплуатирующей организации. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения (ст. 9 Закона N 117-ФЗ).

В ст. 10 Закона N 117-ФЗ закреплено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

В соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее – Положение), согласно которому декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией и представляется декларантом в орган надзора.

Согласно пункту 7 Положения разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, с обязательным участием органа надзора (преддекларационное обследование).

Декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией, представляется последними в орган надзора (п. 4 и п. 5 Положения).

В дополнение к Положению издан приказ Ростехнадзора от 03.11.2011 N 625 "Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности" (Зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2011 N 22631).

В соответствии со ст. 4 упомянутого приказа при подготовке декларации осуществляется обследование ГТС, которое организуется декларантами в соответствии с требованиями пункта 7 Положения. К участию в обследовании декларант по согласованию привлекает представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы деклараций.

К вопросам местного значения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокурором проведена проверка соблюдения администрацией СП «Островская волость» законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения в данной области правоотношений.

Проверкой установлено, что на территории СП «Островская волость» расположено гидротехническое сооружение – плотина через ..., с КН: . (л.д. 13-14)

Административный ответчик, осуществляя права собственника данного гидротехнического сооружения (л.д. 12), несет ответственность по обслуживанию и содержанию ГТС, за соблюдение норм безопасности в соответствии с приведенными выше положениями закона, требований нормативно-технических документов.

Вместе с тем, ответчиком не обеспечена безопасность данного объекта, не организован контроль за его состоянием, не проведено обследование сооружения.

Внесенное прокурором в адрес администрации СП «Островская волость» представление до настоящего времени не исполнено. (л.д. 15-16)

Данные обстоятельства не опровергнуты административным ответчиком, обосновавшим допущенные нарушения отсутствием финансовых средств. (л.д. 11)

Указанное свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления обязанности по решению вопросов местного значения в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, допущенном бездействии по соблюдению требований Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", что может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, выразившееся в ухудшении состояния окружающей среды в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного характера вследствие необеспечения безопасности гидротехнического сооружения.

Исходя из вышеизложенного, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-179, 298 КАС РФ суд

решил:

Административный иск Островского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Островская волость» об оспаривании бездействия, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Островская волость», выразившееся в необеспечении безопасности гидротехнического сооружения, и обязать администрацию сельского поселения «Островская волость» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение преддекларационного обследования гидротехнического сооружения – плотины через реку Карповка, расположенной по адресу: ....

Об исполнении судебного решения администрация сельского поселения «Островская волость» обязана сообщить суду в течение месяца по истечении установленного решением срока его исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.О. Мучицина

Мотивированное решение составлено ***.2020

2а-495/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Островский межрайонный прокурор Псковской области
Ответчики
Администрация сельского поселения "Островская волость"
Суд
Островский городской суд Псковской области
Судья
Мучицина Н.О.
Дело на сайте суда
ostrovsky.psk.sudrf.ru
06.12.2019Регистрация административного искового заявления
06.12.2019Передача материалов судье
06.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2019Судебное заседание
14.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее