Дело № 2-555/2023 02 августа 2023 г.
29RS0010-01-2023-000875-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,
при секретаре Гуменюк Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Коряжмы Сбродова Н.П., представителей ответчиков Федяева Д.Н. и Бурико Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коряжме в помещении Коряжемского городского суда 02.08.2023 дело по исковому заявлению прокурора г. Коряжмы к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Коряжмы» и администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» об устранении допущенных нарушений законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Коряжмы обратился в Коряжемский городской суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ № 5 г. Коряжмы» об обязании привести в надлежащее состояние ограждение по периметру границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Коряжма, ул. Архангельская, д. 17, незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, и к администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» об обязании обеспечить финансирование расходов образовательного учреждения по устранению выявленных нарушений. В обоснование заявленных требований прокурор указал на выявленные в ходе проверки МОУ «СОШ № 5 г. Коряжмы» нарушения законодательства о противодействии терроризму, обязать устранить которые и просит прокурор.
Прокурор Сбродов Н.П. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представители ответчиков администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» Федяев Д.Н. и МОУ «СОШ № 5 г. Коряжмы» Бурико Е.Н. с заявленными прокурором исковыми требованиями согласились в полном объеме, вместе с тем полагали, что предлагаемый прокурором срок устранения выявленных нарушений закона не является разумным и исполнимым.
Заслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством РФ случаях в них должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
В соответствии с п.п. 1, 5, 7 ст. 2 Федерального закона от ... № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах, в частности: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Пунктами 24-27, 30, 31 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к второй, третьей категории опасности, определен перечень необходимых для этого мероприятий.
Согласно подпунктам «а, в» п. 17, подп. «г» п. 18, подп. «в, д» п. 20 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях). Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны. Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях или в непосредственной близости от них.
Из исследованных письменных доказательств следует, что МОУ «СОШ № 5 г. Коряжмы» осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: г. Коряжма, ул. Архангельская, д. 17, которому присвоена третья категория опасности, что не оспаривается сторонами.
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что частично пролеты ограждения по периметру образовательного учреждения отсутствуют, что ведет к нарушению вышеуказанных требований антитеррористического законодательства. Денежные средства администрацией городского округа Архангельской области «Город Коряжма» в количестве необходимом для устранения выявленных нарушений образовательному учреждению не выделены.
Стороной ответчиков факт нарушения вышеуказанных требований законодательства не оспаривается, наличие данных нарушений подтверждается письменными доказательствами, сомнений у суда не вызывает.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом исковых требований и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого должны быть устранены допущенные лицом нарушения, суд учитывает дату вынесения решения, необходимый комплекс мероприятий для организации данных работ, ходатайство образовательного учреждения о предоставлении более длительного срока для устранения недостатков, и полагает необходимым установить срок устранения выявленных нарушений закона до 01.01.2024.
Отсутствие у ответчиков денежных средств в количестве, необходимом для устранения выявленных прокурором нарушений закона, а также наличие иных объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, может являться основанием для предоставления рассрочки или отсрочки его исполнения, то есть к вопросам, подлежащим рассмотрению в порядке ст. 203 и ст. 203.1 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика МОУ «СОШ № 5 г. Коряжмы» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Коряжмы к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Коряжмы» (ОГРН №) и администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» (ИНН №) об устранении допущенных нарушений законодательства о противодействии терроризму удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Коряжмы» в срок до 01.01.2024 привести в надлежащее состояние ограждение по периметру границы земельного участка, расположенного по адресу: ....
Обязать администрацию городского округа Архангельской области «Город Коряжма» обеспечить выделение муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Коряжмы» необходимых денежных средств для восстановления целостности ограждения образовательного учреждения по периметру за счет средств местного бюджета.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Коряжмы» в доход бюджета городского округа Архангельской области «Город Коряжма» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционных жалобы или представления через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 02.08.2023.
Председательствующий А.П. Спиридонов