Решение по делу № 2-53/2021 от 22.03.2021

Дело № 2 - 53/2021 г.

УИД 08RS0014-01-2021-000068-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2021 г. с. Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи: - Лиджиева В.Т.,

при секретаре: - Зайцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> муниципального образования РК к ФИО1 о признании строения самовольной постройкой, о ее сносе и об устранении свалки отходов жизнедеятельности животных,

у с т а н о в и л:

<адрес> муниципального образования РК (далее - администрация Яшалтинского РМО РК) обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 о признании строения самовольной постройкой, о ее сносе и об устранении свалки отходов жизнедеятельности животных.

В обоснование своих требований истец указал, что ФИО5 самовольно возведены объекты недвижимости на земельном участке из категории земель населенных пунктов, расположенном примерно в 10 м. западнее от многоквартирного жилого <адрес> <адрес> восточнее от домовладения по <адрес>, в кадастровом квартале Часть земельного участка огорожена по периметру металлической сеткой площадью 25 м. на 35 м. ФИО1 не является собственником указанного земельного участка, т.е. совершил его самовольный захват. ДД.ММ.ГГГГ администрацией района проведено обследование земельного участка, и установлено, что ответчик самовольно занял и фактически использует земельный участок, не принадлежащий ему по закону без правоустанавливающих документов, для содержания скота. Строение ответчик возвел так, что находится в границах охраняемой зоны под линиями электропередач между опорами кВ Яшалтинская. Также строения на обследуемом земельном участке расположены на трассе водопроводных сетей <адрес>, которая проходит параллельно ЛЭП. На территории земельного участка расположены хозяйственные постройки в виде навесов и базов для содержания скота, а с южной стороны расположена металлическая емкость для воды. Внутри навеса на линии водопроводной трассы был обнаружен колодец, предположительно самовольный источник водозабора. Техническая документация на указанные объекты отсутствует. В связи с длительной эксплуатацией земельного участка слои отходов животноводства местами достигают 50 см и источают неприятный запах, доставляя дискомфорт жителям села по <адрес>.

Просит суд признать хозяйственные постройки, возведенные ФИО5 самовольной постройкой, обязать снести за его счет самовольно возведенные хозяйственные постройки и устранить незаконно сформировавшуюся свалку отходов жизнедеятельности животных, а также взыскать государственную пошлину в размере 6 000 руб.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 поддержала исковые требования, отказавшись от требований в части взыскания с ответчика госпошлины в размере 6 000 руб.

Представитель Яшалтинской РЭС, надлежаще уведомленный, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, не возражая против исковых требований.

В судебном заседании ответчик ФИО1 исковые требования не признал, указав, что им 30 лет назад возведены указанные постройки для содержания скота, при этом разрешительных документов для этого у него нет и для исполнения требований истца в части сноса построек ему необходим год, так как отсутствуют денежные средства для найма рабочих.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Как следует из материалов дела, распоряжением <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия -р от ДД.ММ.ГГГГ, была создана рабочая группа по обследованию земельного участка, расположенного в <адрес>, примерно в 10 м. западнее от многоквартирного жилого <адрес> и в 10 м. восточнее от домовладения по <адрес> в кадастровом квартале .

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, рабочей группой был произведен визуальный осмотр вышеуказанного земельного участка, в ходе которого было установлено, что обследуемый земельный участок огорожен металлической сеткой размерами примерно 25 м. на 35 м. и находится в границах охранной зоны под линиями электропередачи между опорами ПС 110 кВ Яшалтинская. В силу ч. 1 ст. 89 ЗК РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства. Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 89 ЗК РФ).

Согласно подп. «б» п. 8 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее по тексту Правила), в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

По смыслу приведенных положений размещение хозяйственных построек в границах охранной зоны электрических сетей запрещено, поскольку относится к действиям, которые могут повлечь за собой нарушение безопасной работы объектов электросетевого хозяйства, привести к их повреждению или уничтожению, повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Запрет размещения хозяйственных построек не зависит от наличия или отсутствия разрешения электросетевой организации, поскольку разрешение на осуществление тех или иных действий может быть получено только в случаях, предусмотренных п. 10 и 11 Правил.

Как следует из ответа начальника Яшалтинского РЭС от ДД.ММ.ГГГГ границы охранной зоны линий электропередачи между опорами ВЛ – 10 кВ Микрорайон ПС 110 кВ Яшалтинская составляют 10 метров по обе стороны от линии. Работы в границах охранной зоны проводятся только после получения письменного согласования сетевой организации. Проводимые работы и возведенные сооружения согласованны не были.

Приложение к Правилам устанавливает требования к границах охранных зон: для линий номинальным классом напряжения 110 кВ охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии 20 м.

Судом установлено, что на оспариваемом вышеуказанном земельном участке из категории земель населенных пунктов, расположенном в <адрес> в кадастровом квартале , возведены объекты недвижимости без надлежащего согласования с сетевой организацией, что в свою очередь противоречит действующему законодательству.

Таким образом, ФИО1, не являясь собственником земельного участка, самовольно возвел объекты недвижимости на указанном земельном участке. Часть земельного участка огорожена по периметру металлической сеткой площадью 25 м. на 35 м. Строения возведенные им находятся в границах охраняемой зоны под линиями электропередач между опорами ПС 110 кВ Яшалтинская. Также, строения на обследуемом земельном участке, расположены на трассе водопроводных сетей <адрес>, и проходит параллельно ЛЭП. На территории указанного земельного участка расположены хозяйственные постройки в виде навесов и базов для содержания скота, а с южной стороны расположена металлическая емкость для воды. Внутри навеса на линии водопроводной трассы был обнаружен колодец, предположительно самовольный источник водозабора. Техническая документация на указанные объекты отсутствует. Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленной рабочей группой Яшалтинского РМО и не оспаривается ответчиком ФИО5

Согласно схеме трассы водопроводной сети, представленной МАО «УКХБ <адрес>», на указанном земельном участке, расположены водопроводные сети.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольной постройкой.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

В силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

С иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. Кроме того, с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В п. 46 Постановления Пленума ВС РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.

Из анализа вышеприведенных норм применительно к спорным правоотношениям следует, что для удовлетворения требований о сносе самовольной постройки, обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются: существенное нарушение градостроительных норм и правил при строительстве, нарушение прав граждан возведенной постройкой и наличие угрозы для жизни и здоровья граждан возведенным строением. При этом доказанность одного из обстоятельств не может быть основанием для удовлетворения требований о сносе строения.

Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что ответчик, не являясь собственником вышеуказанного земельного участка, возвел вышеуказанные строения без получения на это необходимых разрешений соответствующих государственных органов, то есть самовольно.

В соответствии с п. 1 ст. 17.1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что указанные строения могут создать угрозу жизни и здоровья граждан, и расположены в границе охранных зон, то данное требование подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно материалам дела на территории земельного участка расположены хозяйственные постройки в виде навесов и базов для содержания скота, слои отходов животноводства местами достигает 50 см и источают неприятный запах, доставляя дискомфорт жителям жилых домов находящихся на <адрес>.

С учетом приведенных обстоятельств суд считает, что требования об устранении незаконно сформировавшейся свалки отходов жизнедеятельности животных законным и обоснованным.

В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 204 ГПК РФ, с учетом необходимости, связанной с исполнением решения, суд вправе установить срок исполнения решения.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать ответчика снести за свой счет хозяйственные постройки, определив при этом срок исполнения решения в этой части в соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Между тем, в силу ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

Следовательно, в соответствии подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального района государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия к ФИО1 о признании строения самовольной постройкой, о ее сносе и об устранении свалки отходов жизнедеятельности животных - удовлетворить.

Признать хозяйственные постройки на земельном участке из категории земель населенных пунктов, расположенном по адресу: <адрес>, примерно в 10 м. западнее от многоквартирного жилого <адрес> и в 10 м. восточнее от домовладения по <адрес> в кадастровом квартале 8:12:110111:54, самовольной постройкой.

Обязать ФИО1 в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу снести за свой счет хозяйственные постройки на земельном участке из категории земель населенных пунктов, расположенном по адресу: <адрес>, примерно в 10 м. западнее от многоквартирного жилого <адрес> и в 10 м. восточнее от домовладения по <адрес> в кадастровом квартале 8:12:110111:54 и убрать путем расчистки и вывоза незаконно сформировавшуюся свалку отходов жизнедеятельности животных на данном участке.

Разъяснить истцу <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов в соответствии ч. 1 ст. 206 ГПК РФ.

Взыскать с ФИО1 в бюджет <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья: В.Т. Лиджиев.

2-53/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Яшалтинского РМО РК
Яшалтинская РЭС
Ответчики
Грицина Владимир Андреевич
Суд
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Лиджиев Вячеслав Тавинович
Дело на странице суда
yashaltinsky.kalm.sudrf.ru
22.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2021Передача материалов судье
23.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2021Судебное заседание
05.05.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее