Решение по делу № 2а-2199/2018 от 28.04.2018

Дело № 2А-2197/ 2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2018 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи И.В. Шерстюкова,

при секретаре Фатиховой Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми к административному ответчику Медовщикову Р.И. о взыскании пени по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми обратился в суд с административным иском к административному ответчику Медовщикову Р.И. о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за налоговый период Дата в размере 3940 рублей.

Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – «НК РФ») налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Медовщиков Р.И. в нарушении законодательства о налогах и сборах своевременно не уплатил транспортный налог за Дата, в связи с чем, начислены пени за период с Дата по Дата в размере 3940 рублей. Налогоплательщиками налога в соответствии со статьей 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 22 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области", ставка транспортного налога установлена в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя.

Административный ответчик Медовщиков Р.И. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми. В собственности Медовщикова Р.И. находятся транспортные средства: ...

На основании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах административный ответчик Медовщиков Р.И. является плательщиком транспортного налога, в нарушении требований законодательства о налогах и сборах не уплатил транспортный налог за Дата, в связи с чем, начислены пени. Задолженность за налоговый период Дата взыскана судебным приказом от Дата , вынесенным мировым судьей ... Исполнительный документ предъявлен в службу судебных приставов для принудительного взыскания. Исполнительный документ по настоящее время не исполнен. Пени начислены за период с Дата по Дата и составляют 3940 рублей.

Согласно положениям пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах Медовщикову Р.И. выставлено требование по состоянию на Дата с предложением добровольно уплатить пени в срок до Дата которое в добровольном порядке не исполнено. Наличие задолженности подтверждается судебным приказом мирового судьи ... от Дата .

Судебный приказ о взыскании с ответчика пени в размере 3940 рублей вынесен мировым судьей Дата На основании ч.1 ст. 123.7 КАС РФ Дата вынесено определение об отмене судебного приказа, поскольку от должника в установленный срок поступили возражения относительного его исполнения.

Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивает в полном объеме.

Административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие, с исковыми требованиями не согласен, просит в их удовлетворении отказать. В письменных возражениях указывает на следующее. В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков: для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность. Кроме того, полагает, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд, установленный ст. 219 КАС РФ.

Изучив представленные доказательства, материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу требований ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Абзацем 1 п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 2 ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 52 и п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, что устанавливает презумпцию получения его адресатом.

Согласно ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1. настоящего Кодекса.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что Медовщиков Р.И. является собственником ... которые в силу ст. 2 Закона РФ N 2003-1 от 9.12.1991 г. "О налогах на имущество физических лиц", являются объектами налогообложения.

Медовщиков Р.И. является плательщиком транспортного налога, в нарушении требований законодательства о налогах и сборах не уплатил транспортный налог за Дата, в связи с чем, начислены пени. Задолженность за налоговый период Дата взыскана судебным приказом от Дата , вынесенным мировым судьей ... Исполнительный документ предъявлен в службу судебных приставов для принудительного взыскания. Исполнительный документ по настоящее время не исполнен. Пени начислены за период с Дата по Дата и составляют 3940 рублей.

Медовщикову Р.И. было направлено налоговое требование от Дата об уплате пени по транспортному налогу в срок до Дата.

В связи с неисполнением Медовщиковым Р.И. требования в добровольном порядке по заявлению налогового органа Дата мировым судьей ... был вынесен судебный приказ о взыскании с Медовщикова Р.И. недоимки по транспортному налогу в размере 3940 рублей.

В связи с поступившими возражениями ответчика, определением мирового судьи от Дата судебный приказ был отменен.

Дата исковое заявление ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми поступило в Дзержинский районный суд г. Перми.

Согласно положениям п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В абзаце третьем данного пункта установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Вместе с тем, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.

Таким образом, исходя из системного толкования пп. 2 п. 2 ст. 48, п. 6 ст. 58 НК РФ, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять со дня окончания предоставленного срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании от Дата (направленного Медовщикову Р.И. почтой Дата), то есть Дата. Срок на обращение в суд истекал Дата

Судебный приказ о взыскании налогов и пени с ответчика в пользу налогового органа, который впоследствии был отменен, был вынесен Дата заявление о вынесении судебного приказа, согласно входящему штампу, поступило мировому судье Дата.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть до Дата

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные требования содержаться в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.

В ст. 69 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно требованию срок его исполнения установлен до Дата

Данное требование административным ответчиком в добровольном порядке не исполнено.

Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.

Как указано выше, статьей 48 Налогового кодекса РФ установлен общий срок на обращение в суд, составляющий шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2) и такой же срок на обращение в порядке искового производства - со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3).

При этом факт соблюдения сроков на обращение в суд после отмены судебного приказа не освобождает административного истца от соблюдения сроков при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа. Данный срок, согласно материалам дела, пропущен административным истцом.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Ходатайств о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки административным истцом заявлено не было, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением, налоговым органом представлено не было, срок подачи заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин.

При таких обстоятельствах, установив, что на момент обращения в суд с заявлением о взыскании с Медовщикова Р.И. недоимки по транспортному налогу налоговый орган уже утратил право на его принудительное взыскание в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В данном случае своевременность подачи административного заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Руководствуясь статьями 174 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дзержинскому району г. Перми к административному ответчику Медовщикову Р.И. о взыскании пени по транспортному налогу в размере 3940 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья И.В. Шерстюков

2а-2199/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее