№ 2-451/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Буйнакск 26 мая 2021 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Омарова А.О., при секретаре судебного заседания Атаковой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Буйнакском районе к Казиева М.З. о взыскании неосновательного обогащения в связи с переплатой по компенсационным выплатам неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом,
установил:
представитель Управления государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Буйнакском районе Джалалова К.Р. обратилась в суд к Казиевой М.З. о взыскании неосновательного обогащения в связи с переплатой по компенсационным выплатам неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом.
В обоснование иска указано, что Казиева М.З., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является получателем страховой пенсии по старости в Управлении ГУ ОПФ РФ по РД в Буйнакском районе.
Согласно указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», с 22.06.2007г. на основании Постановления Правительства от 05.06.2007г. № «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» действующего до настоящего времени, с 07.04.2009г. был оформлен уход за Казиевой М.З. как за нетрудоспособным гражданином.
Ухаживающим лицом, согласно поданному заявлению от 22.03.2011г. была назначена безработная Джалалова Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В связи с несвоевременным предоставлением ответчиком в УОПФР по РД в Буйнакском районе информации о трудоустройства ухаживающего лица Джалаловой Л.М., за период с 01.03.2012г. по 30.11.2019г., за Казиевой М.З. образовалась переплата.
Таким образом, сумма, выплаченная за период времени с 01.03.2012г. по 30.11.2019г. в размере 57263,22 рублей была получена Казиевой М.З. через доставочную организацию.
Представитель истца считает, что компенсационные выплаты в размере 57263,22 рублей, являются неосновательным обогащением Казиевой М.З., которые подлежат взысканию с нее в пользу государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда РФ по РД.
По изложенным основаниям просит удовлетворить иск.
Представитель Управления ГУ ОПФР по РД в Буйнакском районе Джалалова К.Р. надлежащим образом извещенная о времени, дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, в заявлении представленном суду исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме, а также рассмотреть дело без участия представителя истца.
Ответчик Казиева М.З. надлежащим образом извещенная о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в заявлении представленном суду исковые требования не признала, просила применить к данному иску сроки исковой давности и рассмотреть дело без ее участия.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд проходит к следующему.
Как установлено судом, видно из материалов дела и не оспаривается сторонами согласно заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ, поданным в Управление ГУОПФ РФ по РД в Буйнакском районе, Джалалова Л.М. назначена лицом, осуществляющим уход за Казиевой М.З. в связи с нуждаемостью последней в постоянном, постороннем уходе по заключению лечебного учреждения.
Согласно п.1 указа Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с ДД.ММ.ГГГГ установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1 200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
В этой связи Казиевой М.З. установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1 200 рублей.
В соответствии с абзацем «д» п. 9, п. 10 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 июня 2007 г. № 343, осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В нарушение указанных норм Джалалова Л.М. не известив Управление ГУ ОПФ РФ по РД в Буйнакском районе, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, работала в ГБ ДОУ «Детский сад №» <адрес> –Петербург, вследствие чего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведена переплата компенсационной выплаты в размере 57 236,22 рублей (по 1 200 руб. ежемесячно), что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсий, расчетом сумм переплаты. Указанные выплаты фактически получала Казиева М.З. через доставочную организацию «Надежда плюс».
Судом установлено, что указанные выплаты фактически получала Казиева М.З через доставочную организацию «Надежда плюс».
В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
Таким образом, взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.
Из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств видно, что Казиева М.З. приобрела и фактически получила без установленных законом оснований за период с 01.03.2012г. по 30.11.2019г. компенсационные выплаты в размере 57263,22 рублей, что квалифицируется судом в качестве неосновательного обогащения, которые подлежат взысканию с нее в пользу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по РД.
В то же время, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности для полного взыскания переплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснил, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персональном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.
Исковое заявление истцом поддано в Буйнакский районный суд РД согласно оттиска печати 27.04.2021г.
Учитывая особенности правового положения истца, являющегося финансово-кредитным учреждением, образованным в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 200 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по требованию о взыскании компенсационной выплаты за период с 01.03.2012г. по 30.11.2019г. истек на момент подачи истцом искового заявления, так как в данном случае пенсионный орган должен был узнать о нарушении своего права, поскольку пенсионный орган наделен законными полномочиями по проверке документов, послуживших основанием для назначения компенсационных выплат.
При таких обстоятельствах, истец о факте незаконной выплаты должен был узнать не позднее 2012 года, когда ухаживающее лицо Джалалова Л.М. зарегистрировалась в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку выпиской из лицевого счета застрахованного лица подтверждается, что последней выплачивались обязательные пенсионные страховые взносы, которые производились в период работы, вследствие чего истцу было известно о том, что она является работающим лицом.
Таким образом, Джалалова Л.М. застрахована в Пенсионном фонде и имеет свой лицевой счет, на котором отражаются все операции, в том числе перечисляемые работодателем страховые взносы, которые производились в период ее работы, вследствие чего истцу было известно о том, что она является работающим лицом.
Поскольку выплата пенсии производится ежемесячно, то неосновательное обогащение возникает с момента получения ответчиком каждой выплаты, соответственно право на возврат компенсационной выплаты возникает у пенсионного органа после каждого платежа, с которого и начинает течь срок исковой давности.
Таким образом, доказательства того, что истец знал или мог узнать о том, что Джалалова Л.М. являлась получателями пенсии, в материалах дела имеются.
Поскольку с настоящим иском истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то срок исковой давности исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ по 27.04.2021гг., но так как истцом факт работы Джалаловой Л.М. выявлен лишь за период с 01.03.2012г. по 30.11.2019г. (входящий в пределы указанного трехгодичного срока исковой давности), согласно расчету суммы переплат, представленному истцом, с ответчика Казиевой Л.М. подлежит взысканию сумма задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 703 руб. 00 коп. = 1 200 руб. 00 коп. * 5 месяцев и 13 дней (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.) + 1 200 руб. 00 коп. * 11 (период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.).
В остальной части требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку каких-либо относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с указанными требованиями, истцом в условиях состязательности и равноправия процесса суду не представлено.
Кроме того, с Казиевой М.З. в доход местного бюджета подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В соответствии с абзацем 3 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины по данному делу составляет 788,12 руб. = 19 703,00 руб. * 4 %.
Согласно с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В этой связи суд исходит из того, что Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, осуществляя государственное управление финансами пенсионного обеспечения в РФ, реализуют публичные, властные полномочиями в отношении неопределенного круга лиц в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе обладает правом предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски.
Таким образом, обращаясь в суд с требованиями о взыскании неосновательного обогащения в связи с переплатой фиксированных выплат к страховой пенсии по инвалидности на иждивенца территориальные органы Пенсионного фонда РФ выполняют государственную функцию и выступают в качестве государственных органов, в связи с чем освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с указанной нормой Налогового кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина возмещается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Так как требования Управление ГУОПФ РФ по РД в г.Буйнакске удовлетворяются частично, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход местного бюджета пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 788,12 руб. = 19703 * 4%.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд.
решил:
исковое заявление Управления государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда РФ по РД в <адрес> к Казиева М.З. , удовлетворить частично.
Взыскать с Казиева М.З. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки и жительницы <адрес> РД в пользу Управления государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда РФ по РД сумму компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным лицом в размере 19703 руб. (девятнадцать тысяч семьсот три) руб.00 коп.
В остальной части исковое заявление Управления государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда РФ по РД в <адрес> к Казиева М.З. , оставить без удовлетворения.
Взыскать с Казиева М.З. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки и жительницы <адрес> РФ в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 788 (семьсот восемьдесят восемь) рублей 12 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через, Буйнакский районный суд РД, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.О. Омаров