Дело № 2 - 543/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
08 ноября 2022 года город Снежинск
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего – судьи Кругловой Л.А.,
при секретаре Пекниной К.М.,
с участием:
помощника прокурора ЗАТО г. Снежинск Челябинской области Карпович Т. Н. (удостоверение л.д. 115),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО г. Снежинск к Муниципальному казённому учреждению «Управление городского хозяйства Снежинского городского округа» о возложении обязанности по проведению мероприятий в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор ЗАТО г. Снежинск в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором он просит возложить на Муниципальное казённое учреждение «Управление городского хозяйства Снежинского городского округа» обязанность в срок не позднее 31.12.2022 провести мероприятия по оборудованию расположенной на пересечении <адрес> контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов:
ограждением с трех сторон высотой не менее одного метра, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы этой контейнерной площадки;
бункерами для накопления крупногабаритных отходов (л.д.3-5).
В обоснование данных исковых требований указано следующее:
В ходе проведения прокуратурой Закрытого административно - территориального образования город Снежинск Челябинской области проверки было установлено, что в г. Снежинске на пересечении <адрес> расположена включенная в соответствующий реестр площадка накопления твердых коммунальных отходов, которая не имеет ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы этой контейнерной площадки, что способствует дальнейшему распространению отходов на прилегающую территорию и ее загрязнение. В данной связи прокурором Закрытого административно - территориального образования город Снежинск Челябинской области 04.07.2022 в адрес главы Снежинского городского округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, однако до настоящего времени мер к устранению выявленных нарушений законодательства не принято.
В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Снежинск Челябинской области Карпович Т.Н. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Муниципального казённого учреждения «Управление городского хозяйства Снежинского городского округа» (далее МКУ «УГХ СГО» в судебное заседание не прибыл, о дате слушания настоящего гражданского дела извещен надлежащим образом (л.д. 108), представил отзыв на исковое заявление в котором указал, что против удовлетворения исковых требований не возражает, однако просит суд установить срок исполнения решения суда не ранее 30.06.2023, обосновывая его тем, что оборудование контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов ограждением будет производиться за счет средств бюджета муниципального образования и возможно после выделения денежных средств, предусмотренных бюджетом на 2023 год, и осуществления соответствующих закупочных процедур. Просит дело рассмотреть в отсутствие ответчика (л. д. 66-68).
Представители третьих лиц Администрации Снежинского городского округа Челябинской области, ООО «Спецсервис» в судебное заседание не прибыли, о дате слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 109, 114), представили заявление с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие (л.д. 104, 112). Администрация Снежинского городского округа Челябинской области представила отзыв на иск, в котором указала об установлении срока исполнения решения суда не ранее 30.06.2023.
Суд считает возможным в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело без участия представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает следующее.
В силу статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 27 и пункту 3 статьи
35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 - 1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 4 статьи 8, пунктов 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами; накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать указанным требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 10.10.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Пунктом 18 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2206 года № 1156 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами» на собственника земельного участка возложена обязанность самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В силу пунктов 3 и 9 СанПиН 2.1.3684 - 21 от 28.01.2021 № 3 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» в редакции от 14.02.2022 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
В судебном заседании достоверно установлено то, что в г. Снежинск на <адрес> расположена включенная в соответствующий реестр площадка накопления твердых коммунальных отходов, которая не имеет ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы этой контейнерной площадки, что способствует дальнейшему распространению отходов на прилегающую территорию и ее загрязнение. В данной связи прокурором ЗАТО город Снежинск Челябинской области 04.07.2022 в адрес главы Снежинского городского округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления (л.д.34-35), однако до настоящего времени мер к устранению выявленных нарушений законодательства не принято.
Ответчиком данные обстоятельства не оспорены.
По всем указанным выше обстоятельствам суд удовлетворяет исковые требования прокурора ЗАТО г. Снежинск к МКУ «УГХ СГО» о возложении обязанности по проведению мероприятий в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Рассматривая требование истца о возложении на МКУ «УГХ СГО» обязанности по проведению мероприятий в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения в срок не позднее 31.12.2022, суд приходит к следующему.
Решение суда должно быть исполнимым.
Суд считает заслуживающими внимания изложенные в отзыве на исковое заявление аргументы представителя ответчика, и с учетом всех обстоятельств настоящего гражданского дела необходимым возложить на МКУ «УГХ СГО »обязанность по проведению мероприятий в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения в срок по 30.06.2023.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Закрытого административно - территориального образования город Снежинск Челябинской области к Муниципальному казённому учреждению «Управление городского хозяйства Снежинского городского округа» о возложении обязанности по проведению мероприятий в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения удовлетворить частично.
Возложить на Муниципальное казённое учреждение «Управление городского хозяйства Снежинского городского округа» <данные изъяты> обязанность в срок по 30.06.2022 обеспечить оборудование контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в г. Снежинск, на пересечении ул. Строителей- Березовая (ул. Березовая д.18) в соответствии с требованиями санитарного законодательства:
Оборудовать с трех сторон ограждением высотой не менее одного метра, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы этой контейнерной площадки;
оборудовать бункерами для накопления крупногабаритных отходов.
В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Снежинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий: Л.А. Круглова
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2022 года.