Решение по делу № 2-276/2021 (2-5895/2020;) от 09.11.2020

УИД 19RS0001-02-2020-008467-83

Дело № 2-276/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2021 года                             г. Абакан

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Лобоцкой И.Е.

при секретаре Беккер В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Таштыпского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Администрации Таштыпского района Республики Хакасия, Администрации города Абазы Республики Хакасия, Администрации Арбатского сельского совета Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия,

с участием представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Петровой М.В., действующей на основании доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Таштыпского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что Прокуратурой Таштыпского района в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением природоохранного законодательства проведено обследование территории муниципального образования Таштыпский район, в ходе которого выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия Республики Хакасия в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Минприроды РХ), что следует из п. 2.1.8 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 № 346. В соответствии с п. 2.1.8.7 Положения Минприроды РХ осуществляет на территории Республики Хакасия все названные в п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации охраны и защиты лесов. Правовое содержание вышеуказанных норм закона с учетом положений закона о распределении полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, указывает на то, что организация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, не переданных кому-либо в законное владение и пользование, в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на территории Республики Хакасия относится к полномочиям Минприроды РХ. В рамках проведенного прокуратурой района обследования территорий Таштыпского района установлены несанкционированные свалки отходов:

1.    В 670 метрах на юго-запад от <адрес>. Общая площадь свалки - 8628 кв. метров, категория земель - земли лесного фонда.

2.    В 1050 метрах на юго-восток от <адрес>. Общая площадь свалки 9994 кв. метров, категория земель - земли лесного фонда.

3.    В 425 метрах на юго-восток от <адрес>. Общая площадь свалки 564 кв. метров, категория земель - земли лесного фонда.

Договоры аренды указанных лесных участков Минприроды РХ не заключены, во владение и пользование на ином законном основании лесные участки не предоставлены другим лицам. Кроме того, указанные земельные участки, находящиеся на землях лесного фонда не имеют искусственного водонепроницаемого и химического стойкого покрытия, все отходы размещены очаговыми навалами, поверхность не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров и возможного возгорания. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении Минприроды РХ полномочий в сфере охраны лесов, что в свою очередь привело к загрязнению территории лесных участков, является основанием для принятия Минприроды РХ комплекса мер, необходимого для очистки территорий от загрязнения отходами. Ранее прокуратурой района вносились представления в адрес Министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 26.05.2020 № 7-3-2020 и от 03.07.2020 № 7-3-2020, в которых потребовано принять меры по ликвидации вышеуказанных свалок. Поступившие в прокуратуру района ответы на представления не содержат конкретных сведений о принятых мерах по устранению законодательства об отходах производства и потребления. До настоящего времени обязанность Минприроды РХ по ликвидации свалок не исполнена. Просил возложить обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории лесного фонда:

-    в 670 метрах на юго-запад от <адрес>;

-    в 1050 метрах на юго-восток от <адрес>;

-    в 425 метрах на юго-восток от <адрес>

В ходе рассмотрения дела прокурор Таштыпского района Республики Хакасия Шаров С.Н., действующий в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования уточнил указывая на то, что по сведениям Межмуниципального отдела по г. Абазе, Таштыпскому и Аскизскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия указанные земельные участки, на которых расположены свалки твердых бытовых отходов, не сформированы, на государственном кадастровом учёте не состоят, собственников не имеют. Более того, указанные земельные участки не относятся к землям населенных пунктов, к землям сельскохозяйственного назначения и землям, переданным, в ведение г. Абаза и Арбатского сельсовета. Кроме того, по информации Абазинского лесничества Департамента лесного хозяйства Минприроды РХ вышеуказанные земельные участки лишь частично находятся на землях лесного фонда. Таким образом, часть земельных участков, на которых расположены свалки отходов производства и потребления, расположена на межселенной территории. Просила возложить обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные: на земельном участке с координатами поворотных точек: <адрес> в 670 метрах на юго-запад от <адрес> на площади 3000 кв. метров; на земельном участке с координатами поворотных точек <адрес> в 425 метрах на юго-восток от <адрес> на площади 30 кв. метров; возложить обязанности на Администрацию Таштыпского района в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные: на земельном участке с координатами поворотных точек: <адрес> в 670 метрах на юго-запад от <адрес> на площади 5628 кв. метров; на земельном участке с координатами поворотных точек <адрес> в 425 метрах на юго-восток от <адрес> на площади 534 кв. метров. С учётом того, что в настоящее время фактически свалка отходов производства и потребления в 1050 метрах на юго-восток от <адрес> отсутствует, требование об обязании Минприроды РХ ликвидировать обозначенную несанкционированную свалку не поддержал.

Определением Абаканского городского суда от 03.12.2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Таштыпского района Республики Хакасия, Администрация города Абазы Республики Хакасия, Администрация Арбатского сельского совета Республики Хакасия.

Определением Абаканского городского суда от 28.01.2021 производство по делу прекращено в части требований к Минприроды РХ ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории лесного фонда в 1050 метрах на юго-восток от <адрес> на площади 9994 кв.м; на земельном участке с координатами поворотных точек <адрес> в 425 метрах на юго-восток от <адрес> на площади 30 кв. метров; а также в части требований к Администрации Таштыпского района ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на земельном участке с координатами поворотных точек <адрес> на площади 534 кв. метров.

В судебное заседание прокурор Таштыпского района Республики Хакасия Шаров С.Н., действующий в интересах неопределенного круга лиц, не явился извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Петрова М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление, поскольку непосредственная ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда не относится к полномочиям Министерства. Согласно ч. 3 ст. 60.12. Лесного кодекса РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Содержание мероприятий по охране и защите лесов (конкретные мероприятия) установлено главами 3, 3.1, 3.2 Лесного кодекса РФ. Указанные нормы не возлагают на Министерство обязанности по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов. В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 ЛК РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов. Правила санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607), а также Правила пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417) утратили силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1132 (п.п. 10, 18). При таких обстоятельствах ссылка на них истца необоснованно. Вступившие в силу с 01.01.2021 года Правила санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047) не предусматривают в качестве мер обеспечения санитарной безопасности в лесах очистку лесов от твердых бытовых отходов, что следует из п. 2 названных Правил. Более того, п. 45 указанных Правил предусмотрено, что очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами. Полагает, что содержание п. 45 Правил пожарной безопасности свидетельствует о том, что очистка лесов от захламления не относится к мерам санитарной безопасности в лесах, так как Правилами санитарной безопасности она не регулируется. Федеральный Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не устанавливает обязанности Министерства ликвидировать несанкционированные свалки отходов на землях лесного фонда. Указанный закон не относит мероприятия по очистке лесов от захламления к охране или защите лесов. Кроме того, Министерство не является собственником земель лесного фонда, а только осуществляет отдельные, переданные ему полномочия. Собственником земель лесного фонда является Российская Федерация, которая передала субъекту РФ только отдельные полномочия в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ. Среди переданных субъекту РФ полномочий нет полномочий по очистке лесов от захламления бытовым мусором. Как уже отмечалось ранее, главы 3, 3.1, 3.2 Лесного кодекса РФ не относят к санитарной и пожарной безопасности в лесах, охране и защите лесов мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок. Также отметила, что финансирование проводимых Министерством мероприятий осуществляется в соответствии с целевыми статьями расходов на полномочия и функции, которые должны быть четко закреплены за Министерством нормативными правовыми актами. За нецелевое расходование бюджетных средств установлена административная (ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и уголовная ответственность (ст. 285 Уголовного кодекса РФ). В случае удовлетворения исковых требований просила указать источник финансирования расходов на ликвидацию несанкционированных свалок.

Ответчик Администрация города Абазы в судебное заседание своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В своем отзыве указала, что является ненадлежащим ответчиком по делу по следующим основаниям. Законом Республики Хакасия от 15 октября 2004 года N 74 "Об утверждении границ муниципального образования город Абаза и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование город Абаза наделено статусом городского округа. Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.. 10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских округов относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского о крута. В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса РФ городские леса – это леса, расположенные в границах населенных пунктов. Статьей 84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями в области лесных отношений в частности: на владение, пользование, распоряжение лесными участками; осуществление муниципального лесного контроля в отношении лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Однако эти полномочия касаются только лесных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования. Земельные участки, с которых Прокурор Таштыпского района требует ликвидировать несанкционированные свалки, в муниципальной собственности муниципального образования г. Абаза не находятся, в границах населенного пункта г. Абаза, особо охраняемой природной территории регионального значения «Ботанический памятник природы «Абазинский бор» не расположены. Статьей 6 Лесного кодекса РФ установлено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 Лесного кодекса РФ. Однако и указанные нормы закона и принятые в целях их реализации подзаконные акты не возлагаю на органы местного самоуправления охрану лесных участков, не относящихся к муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

Ответчик Администрация Таштыпского района в судебное заседание своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также возражения на исковое заявление, в которых выразила несогласие с заявленными требованиями, указав на следующее. Поскольку земельный участок с координатами поворотных точек: <адрес> в 425 метрах на юго-восток от <адрес> на площади 534 кв. метров расположен, согласно публичной кадастровой карте, в кадастровом квартале , то он относится к ведению муниципального образования г. Абаза и не относится к ведению муниципального образования Таштыпский район. Земельный участок с координатами поворотных точек: <адрес> в 670 метрах на юго-запад от <адрес> на площади 5628 кв. метров не входит в категории земель, относящихся к ведению муниципального образования <адрес>. Согласно схеме расположения несанкционированной свалки Арбатского участкового лесничества земельный участок расположен в квартале 180 выдела 2 и относится к землям лесного фонда. Администрация Таштыпского района просила в исковых требованиях истца, в части возложения обязанности на Администрацию Таштыпского района в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов отказать.

Суд определил о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив все полученные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Прокуратурой Таштыпского района в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением природоохранного законодательства проведено обследование территории муниципального образования Таштыпский район, в ходе которого выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления в 670 метрах на юго-запад от <адрес>. Общая площадь свалки - 8628 кв. метров.

По сведениям Межмуниципального отдела по <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанные земельный участок, на котором расположена свалка твердых бытовых отходов: <адрес>, в 670 м на юго-запад от <адрес>, общей площадью 8628 кв.м, не сформирован, на государственном кадастровом учёте не состоит, право на них в установленном законом порядке не зарегистрировано, не относится к землям населенных пунктов, к землям сельскохозяйственного назначения и землям, переданным, в ведение <адрес> и Арбатского сельсовета.

По информации Администрации Арбатского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ несанкционированная свалка, находящаяся на юго-западе <адрес> на расстоянии 600 метров от населенного пункта находится на землях лесного фонда Арбатского участкового лесничества. Указанный земельный участок не относится к землям населенных пунктов, к землям сельскохозяйственного назначения, так как находится в лесном массиве Департамента лесного хозяйства Минприроды РХ.

Согласно схеме расположения несанкционированной свалки (Арбатское участковое лесничество) квартал 180, выдел – 2 площадь свалки в размере 0,3 га находится в лесном фонде.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено и не оспорено сторонами, что несанкционированная свалка отходов производства и потребления, расположенная на земельном участке с координатами поворотных точек: <адрес> в 670 метрах на юго-запад от дома № <адрес> площадью 3000 кв.м входит в состав квартала <адрес> лесничества Минприроды РХ, а площадью 5628 кв.м - не входит в состав квартала <адрес> лесничества Минприроды РХ.

Собственники земельных участков и лица, которые осуществляют несанкционированное складирование мусора на указанном выше земельном участке, не установлены.

Заявляя настоящий иск, прокурор исходит из того, что поскольку обнаруженная несанкционированная свалка площадью 3000 кв.м расположена на землях лесного фонда, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Республики Хакасия отнесено к полномочиям министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, должна быть возложена на указанный орган государственной власти.

Оценивая доводы истца, суд приходит к следующему.

Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Согласно частям 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

При этом, доводы ответчика об изменении законодательства суд считает несостоятельными, поскольку не свидетельствуют об отсутствии необходимости обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.

В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 N 346 (ред. от 02.07.2020), Министерство является органом исполнительной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, в области регулирования отношений недропользования, в области водных отношений, в области лесных отношений, в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, в области обеспечения радиационной безопасности, в области экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области обращения с животными согласно компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1.1). Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает исполнение таких установленных федеральным и областным законодательством полномочий, как осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (п. 2.1.8.7).

Суд, проанализировав приведенные положения закона и установленные полномочия министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, пришел к выводу о том, что Министерство является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в чьи полномочия входит, в том числе, организация охраны и защиты от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами земельного участка лесного фонда, организация ликвидации последствий таких загрязнений.

При этом определение источника финансирования расходов на ликвидацию несанкционированный свалок не входит в компетенцию суда.

Далее судом установлено, что часть несанкционированной свалки площадью 5628 кв.м расположена на межселенной территории МО Таштыпский район.

Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусматривающим, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4).

Правила благоустройства территории муниципального образования в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, размещения и содержания малых архитектурных форм; уборки территории муниципального образования; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования (статья 45.1).

Благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

То есть благоустройство территории муниципального образования и организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Законодателем на муниципальные районы возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (постановление от 26 апреля 2016 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район").

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 N 258-О, указанное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13), а также Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (ст. 7). Таким образом, новое правовое регулирование деятельности, по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности по ликвидации свалки, расположенной на территории МО Таштыпский район на администрацию муниципального образования.

Поскольку в ходе рассмотрения дела наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Администрации города Абазы Республики Хакасия и Администрации Арбатского сельского совета Республики Хакасия не установлено, исковые требования, завяленные к ним, об обязании совершить определенные действия удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Таштыпского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Администрации Таштыпского района Республики Хакасия удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с координатами поворотных точек: <адрес> в 670 метрах на юго-запад от <адрес> на площади 3000 кв. метров.

Возложить на Администрацию Таштыпского района Республики Хакасия обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с координатами поворотных точек: <адрес> в 670 метрах на юго-запад от <адрес> на площади 5628 кв. метров.

В удовлетворении исковых требований Прокурора Таштыпского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Абазы Республики Хакасия, Администрации Арбатского сельского совета Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме через Абаканский городской суд.

    

Председательствующий                     И.Е. Лобоцкая

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано 02.02.2021.

Судья                                 И.Е. Лобоцкая

2-276/2021 (2-5895/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Таштыпского района РХ
Ответчики
Администрация Таштыпского района Республики Хакасия
Министерство природных ресурсов и экологии РХ
Администрация Арбатского сельского совета Республики Хакасия
Администрация города Абазы Республики Хакасия
Другие
Курмель Денис Сергеевич
Петрова Мария Викторовна
Бахтеев Эльдар Шамильевич
Найдешкина Татьяна Николаевна
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Лобоцкая Ирина Евгеньевна
Дело на сайте суда
abakansky.hak.sudrf.ru
09.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2020Передача материалов судье
11.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2020Подготовка дела (собеседование)
19.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2020Судебное заседание
03.12.2020Судебное заседание
25.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
02.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2024Дело оформлено
09.02.2024Дело передано в архив
28.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее