Дело № 2-631/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2016 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е. В.,
при секретаре Насыйровой К. А.,
с участием прокурора Макшаковой О. С.,
представителя Администрации <адрес>, ФИО5, действующей на основании доверенности от 28.12.2015 года (со сроком действия до 31.12.2016 года), представителей Управления образования <адрес> ФИО2, действующей на основании доверенности от 15.01.2016 года (со сроком действия до 30.06.2016 года), ФИО3, действующей на основании доверенности от 27.04.2016 года (со сроком действия до 31.12.2016 года), представителя МБДОУ д/с № ФИО6, действующей на основании Устава и распоряжения от 29.12.2014 года №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Управлению образования <адрес>, МБДОУ детский сад № о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к Администрации <адрес>, Управлению образования <адрес>, МБДОУ детский сад № о понуждении к действию. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требовании законодательства об обеспечении безопасных условий обучения в МБДОУ детский сад №, расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что в детском саду обучаются несовершеннолетние дети. Дети, в силу своего возраста требуют особого ухода и контроля. В то же время образовательным учреждением достаточные меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений не приняты. Установлено отсутствие в детском саду системы видеонаблюдения. Детский сад является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Необходимость установки системы видеонаблюдения, направлена на обеспечение безопасности обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта. Осуществление деятельности детским садом при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества. В соответствии с уставом детский сад является самостоятельным юридическим лицом, несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за эффективность и достаточность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Согласно уставу учредителем и собственником имущества учреждения является Муниципальное образование «<адрес>» в лице Администрации <адрес>. Администрация <адрес> обладая правомочиями собственника, предусмотренными ст. 209 Гражданского кодекса РФ, на основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязана нести бремя содержания имущества. В соответствии с Положением об Управлении образования <адрес>, утвержденным решением Сарапульской городской Думы от 03.06.2010 № Управление от имени Администрации <адрес> выступает учредителем дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждений, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждений дополнительного образования детей, а также иных учреждений, необходимых для эффективного функционирования системы образования (далее подведомственные учреждения). Подведомственные учреждения подконтрольны Управлению. Таким образом, Администрация <адрес>, Управление образования <адрес> и детский сад в силу закона являются субъектами антитеррористической деятельности. Прокуратурой <адрес> в 1 полугодии 2015 года была проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении комплексной безопасности образовательных учреждений. По результатам проверки выявлены факты отсутствия системы видеонаблюдения в ряде детских садов. По данному факту прокуратурой города внесено представление. До настоящего времени выявленные нарушения закона не устранены. Предъявление искового заявления прокурором вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены бездействием образовательного учреждения, Управлением образования <адрес> и Администрации <адрес>, а также защитой прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников учреждения, состав которого персонально изменчив в течение учебного года, и которые в силу своего возраста не могут защищать свои интересы в суде самостоятельно. Прокурор просит обязать Администрацию <адрес> и Управление образования <адрес> обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания МБДОУ детский сад № системой видеонаблюдения. Обязать МБДОУ детский сад № оборудовать здание системой технического контроля - видеонаблюдением.
В ходе рассмотрения прокурор уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию <адрес> в срок до 01.08.2016 обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания МБДОУ детский сад № системой видеонаблюдения. Обязать Управление образования <адрес> в срок до 15.08.2016 распределить бюджетные ассигнования, предназначенные для выполнения мероприятий по оборудованию здания системой видеонаблюдения для МБДОУ детский сад №. Обязать МБДОУ детский сад № в срок до 01.09.2016 оборудовать здание системой технического контроля - видеонаблюдением.
В судебном заседании прокурор ФИО4 заявленные исковые требования, с учётом уточнения, поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, приобщенные к материалам дела. Суду пояснила, что в срок до 01.09.2016 года системы видеонаблюдения будут установлены во всех детский садах города в соответствии с Правительственной программой. Финансирование программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, в качестве заказчика при закупках выступает Министерство образования УР.
Представитель Управления образования <адрес>, ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что ссылка прокурора на СНиП является несостоятельной. Представленным актом осмотра подтверждается наличие круглосуточной охраны детского сада.
Представитель ответчика МБДОУ детский сад № ФИО6, действующая на основании Устава, исковые требования признала. Суду пояснила, что система видеонаблюдения в учреждении отсутствует, детский сад готов выполнить требования прокурора после получения соответствующего финансирования.
Выслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Таким образом, действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по установке систем видеонаблюдения с целью обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся.
Из Устава МБДОУ детский сад № следует, что детский сад расположен по адресу: УР, <адрес>.
Согласно акту осмотра от 25.12.2015 г., составленного старшим помощником прокурора <адрес> ФИО4, в ходе осмотра здания детского сада № по адресу: <адрес> установлено отсутствие наружного и внутреннего видеонаблюдения.
В судебном заседании представителями ответчиков не оспаривался факт того, что здание детского сада № по адресу: УР, <адрес> не оборудовано системой видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.
Таким образом, суд приходит к выводу, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Исходя из изложенного, обязанность по оборудованию здания МБДОУ детский сад №, расположенного по адресу: УР, <адрес> системой видеонаблюдения должна быть возложена судом на МБДОУ детский сад №.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно п. 1.6 Устава учредителем МБДОУ детский сад № является муниципальное образование «<адрес>» в лице Администрации <адрес>, функции и полномочия учредителя от имени Администрации <адрес> осуществляет Управление образования <адрес>.
Согласно п. 2.8 Устава финансовое обеспечение МБДОУ детский сад № осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Муниципального образования «<адрес>».
Согласно п. 3 ст. 4 Положения «Об Администрации <адрес>», утвержденного решением Сарапульской городской Думы от 28.07.2005 года № (ред. от 22.10.2009 года) – к полномочиям Администрации <адрес> относятся: управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, определенным Сарапульской городской Думой и Уставом муниципального образования «<адрес>».
Согласно п. 1 ст. 1 «Положения об Управлении образования <адрес>», в редакции решения Сарапульской городской Думы от 29.05.2014 года №, Управление образования <адрес> является структурным подразделением Администрации с правами юридического лица, образуемым для осуществления управленческих функций в области общего и дополнительного образования.
В силу п. 1.47 статьи 3 Положения – в рамках полномочий Администрации <адрес> по решению вопросов местного значения в сфере образования Управление осуществляет функции главного распорядителя в соответствии с Бюджетным кодексом РФ средств бюджета <адрес> по отрасли «Образование», участвует в пределах своей компетенции в формировании бюджета <адрес> в части расходов на образование, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 1 Положения «Об Администрации <адрес>», утвержденного решением Сарапульской городской Думы от 28.07.2005 года № (ред. от 22.10.2009 года), администрация <адрес> - исполнительный орган местного самоуправления <адрес> (далее им. - Администрация <адрес>) - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительные и распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами Удмуртской Республики. Администрация <адрес> действует на основании Устава муниципального образования «<адрес>» и Положения об Администрации <адрес>, утвержденного Сарапульской городской Думой.
Согласно п. 7.1 ст. 7 Устава городского округа – муниципального образования «<адрес>», утвержденного решением Сарапульской городской Думы от 16.06.2005 года № (ред. от 24.04.2014 года), к вопросам местного значения <адрес> относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных норм права, Устава детского сада, Положения об Администрации <адрес>, Положения об Управлении образования <адрес>, Устава муниципального образования «<адрес>» следует, что образовательное учреждение обязано обеспечить безопасность воспитанников во время их пребывания в образовательном учреждении, создавать безопасные условия, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения, включающие в себя обеспечение антитеррористической защищенности посредством установки в здании системы видеонаблюдения.
Источником формирования имущества и финансовых ресурсов МБДОУ детский сад № являются средства бюджета <адрес>.
Указанными нормами установлена и обязанность Администрации <адрес> по финансированию за счет средств местного бюджета образовательной деятельности и содержания образовательного учреждения, следовательно, и обязанностями по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования.
Орган местного самоуправления - Администрация <адрес> как представитель учредителя и собственника имущества детского сада обязана финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения в детских садах.
В связи с чем, Администрация <адрес> обязана обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания МБДОУ детский сад №, расположенного по адресу: УР, <адрес>, системой видеонаблюдения.
Обсуждение вопроса о ситуации по реализации инвестиционного проекта «Видеонаблюдение в образовательных организациях» на совещании при председателе Правительства УР, не может являться основанием для освобождения Администрации <адрес> от соответствующей обязанности.
Управление образования <адрес>, как структурное подразделение Администрации, осуществляющее функции учредителя образовательного учреждения, обязано организовать и обеспечить распределение образовательному учреждению детский сад № бюджетных ассигнований, предназначенные для выполнения мероприятий по оборудованию здания системой видеонаблюдения.
Согласно разделу 1 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года №, свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых, и капитально-ремонтируемых общественных зданий и сооружений. Однако положения указанного нормативного акта суд полагает необходимым учитывать при установлении наличия и содержания обязанности образовательного учреждения по обеспечению безопасности обучающихся и обязанности Администрации <адрес>, как органа местного самоуправления, по противодействию терроризму в совокупности с положениями иных нормативно-правовых актов, приведенными выше.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, оценив и проанализировав обстоятельства и доказательства по делу в полном объеме, суд нашел исковые требования прокурора <адрес> законными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч. 1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ч. 2).
Суд находит необходимым установить в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено каждым из ответчиков в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ.
Согласно требованиям прокурора обеспечение Администрацией <адрес> финансирования мероприятий по оборудованию здания МБДОУ детский сад № системой видеонаблюдения надлежит провести в срок до 01.08.2016 года, распределение бюджетных ассигнований Управлением образования <адрес> в срок до 15.08.2016 года, обязании ответчика МБДОУ детский сад № оборудовать здание системой технического контроля распределение в срок до 01.09.2016 года. Ответчики доводов о неразумности предложенных прокурором сроков не выдвинули, обоснование иных сроков не предложили, в связи с чем, суд соглашается со сроками, предложенными прокурором.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Управлению образования <адрес>, МБДОУ детский сад № о понуждении к действию удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> в срок до 01.08.2016 года обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания МБДОУ детский сад № системой видеонаблюдения.
Обязать Управление образования <адрес> в срок до 15.08.2016 года распределить бюджетные ассигнования, предназначенные для выполнения мероприятий по оборудованию здания системой видеонаблюдения для МБДОУ детский сад №.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № в срок до 01.09.2016 года оборудовать здание системой технического контроля – видеонаблюдением.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд УР.
Решение в окончательной форме принято судом 05 мая 2016 года.
Судья Сарапульского
городского суда УР Шадрина Е. В.