Дело № 12-503/2020
25RS0002-01-2020-003622-12
РЕШЕНИЕ
15 сентября 2020 года г.Владивосток, ул. Адм. Фокина, д.23А
Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока О.О.Ясинская, рассмотрев жалобу представителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «<...>» Гнатенко Романа Андреевича по доверенности Жедковича Дмитрия Владимировича на постановление заместителя начальника Владивостокской таможни от дата по делу об административном правонарушении №,
установила:
постановлением заместителя начальника Владивостокской таможни от дата по делу об административном правонарушении № генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «<...>» ( далее по тексту ООО «<...> Гнатенко Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель генерального директора ООО «<...>» Гнатенко Р.А. по доверенности Жедкович Д.В. обратился с жалобой, в которой указал, что ООО «Альмаден» при заполнении декларации на товары № в графе 31 декларации не конкретизирован вид техники, для которой ввозились запасные части. Вместе с тем, таможенному органу представлены упаковочные листы №, подтверждающие, что запасные части ввезены исключительно для валочно-пакетирующей машины (лесозаготовительная техника). Данные документы представлялись в ходе камеральной проверки нарочно, повторно направлены письмом от дата. Вывод таможенного органа о том, что лесозаготовительная техника попадает в категорию тракторов и прицепов, указанных в разделе 1 Приложения 3 «Классификация тракторов и прицепов по категориям и типам в соответствии с ТР ТС 031/2012» основан на расширительном толковании термина «лесохозяйственных тракторов». Раздел 1 Приложения 3 «Классификация тракторов и прицепов по категориям и типам в соответствии с ТР ТС 031/2012» подразделяет трактора на категории Т1, Т2, Т3 и Т4, каждая из которых характеризуется техническими особенностями – низкоклиренсные, высококлиренсные, с максимальной расчетной скоростью не выше 30 км/ч, не более 40 км/ч, снаряженная масса более 600 кг, технически допустимой массой не более 10 тонн и т.д. Однако в ходе производства по делу конкретный тип техники, для которой ввозились запасные части, не устанавливался. Таким образом, вывод таможенного органа о том, что ввезенные запасные части предназначены для тракторов, поименованных в разделе 1 Приложения 3 «Классификация тракторов и прицепов по категориям и типам в соответствии с ТР ТС 031/2012» материалами дела не подтверждается. Указал, что ООО «Альмаден» не ввозило запасных частей и оборудования к лесохозяйственной технике. Валочно-пакетирующая машина предназначена для спиливания и укладки стволов деревьев и относится к лесозаготовительной, а не лесохозяйственной технике, которая не включена в раздел 1 Приложения 3 «Классификация тракторов и прицепов по категориям и типам в соответствии с ТР ТС 031/2012». Машины валочные, валочно-пакетирующие, многооперационные подлежат классификации по коду ТН ВЭД 8430 80 100, что не требует в отношении самих машин в силу подпунктов 1,2 пункта 1 Перечня и Примечания 1 к Перечню представления сертификатов соответствия. Просит оспариваемое постановление отменить.
В судебное заседание директор ООО «<...>» Гнатенко Р.А. не явился, извещен был надлежаще.
В судебном заседании представитель генерального директора ООО «<...>» Гнатенко Р.А. по доверенности Жедкович Д.В. доводы жалобы поддержал, указал, что согласно письма Министерства промышленности и торговли РФ от дата, самоходные лесозаготовительные валочно-пакетирующие машины являются объектами технического регулирования регламента ТС «О безопасности машин и оборудования» ( ТР ТС 010/2011), принятого решением Комиссии ТС от дата №, а не ТР ТС 031/2012, на чем настаивает таможенный орган. В ходе камеральной проверки и в ходе административного расследования, вопросы соответствия ввезенных запасных частей требованиям регламента ТР ТС 010/2011 не ставились и не рассматривались.
Представитель Владивостокской таможни ФИО4 возражал против удовлетворения жалобы, указал, что постановление является законным и обоснованным, спорные запасные части входят в технический регламент ТР ТС 031/2012.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Объектом административного правонарушения, является порядок перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза или Российской Федерации, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии нормативно правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что основанием для привлечения генерального директора ООО «<...>» Гнатенко Р.А. к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ послужил факт непредоставления в таможенный орган разрешительного документа на товары, задекларированные в ДТ №, а именно в отношении товаров № и № не соблюдены ограничения на ввоз, установленные ТР №.
Так, ООО «Альмаден» в рамках исполнения Контракта в соответствии с инвойсом дата №№ на условиях поставки CFR Владивосток по коносаменту от дата № № в контейнере № ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ №, том числе:
- товар № «ЗАПЧАСТИ НОВЫЕ ДЛЯ ТРАКТОРОВ: ШТАТНЫЕ ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ТРАКТОРОВ, НАПРЯЖЕНИЕ 24В: -26 шт. Производитель TIMBCO LLC, товарный знак: TIMBCO, марка: отсутствует», классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС – 8512200009;
- товар № «ЗАПЧАСТИ НОВЫЕ ДЛЯ ТРАКТОРОВ, СТЕКЛА МНОГОСЛОЙНЫЕ БЕЗОПАСНЫЕ: СТЕКЛО ЛОБОВОЕ: 2 ШТ. Производитель YINGKOU TRAILER MANUFACTURE CO., LTD, товарный знак: SHEN XIN, марка: отсутствует», классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС – 7007212009/
Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям TP ТС 031/2012, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от дата № (далее -Перечень).
Примечание 1 к Перечню устанавливает, что для целей применения настоящего перечня необходимо пользоваться как наименованием продукции, так и кодом ТН ВЭД ЕАЭС.
Товары – «осветительные и светосигнальные приборы: задние габаритные огни, фонари заднего хода, сигналы торможения, указатели поворота, фары дальнего света, фары ближнего света, противотуманные фары, задние противотуманные огни, стояночные огни, приспособления для освещения заднего номерного знака» код ТН ВЭД ЕАЭС 8512 20 000» - включены в подпункт 1 пункта 2 «Компоненты тракторов или прицепов» Перечня; товары – «стёкла» код ТН ВЭД ЕАЭС 7007 21 200 - включены в подпункт 2.5 пункта 2 «Компоненты тракторов или прицепов», «сиденья» код ТН ВЭД ЕАЭС 9401 20 000 - включены в подпункт 2.12 пункта 2 «Компоненты тракторов или прицепов» Перечня, в связи с чем подлежат подтверждению соответствия.
В соответствии с письмом ООО «Дальневосточный центр
сертификации» от дата №, товары «фары дальнего света, фары ближнего света, устройства звуковой сигнализации, стекла, зеркала заднего вида, сиденья» включены в Перечень компонентов тракторов или прицепов, на которые распространяются требования ТР № и подлежат подтверждению соответствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Согласно пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 7 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации. К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от дата №, реквизиты документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, указываются в графе 44 ДТ, где под кодом 01191 проставляется номер, дата и срок их действия (в случае если срок действия ограничен).
К документам, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений, относятся в том числе документы о соответствии требованиям Технических регламентов Таможенного союза (далее – TP ТС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от дата № принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (TP ТС 031/2012).
Пункт 2 Предисловия к ТР ТС 031/2012 указывает, что настоящий технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к колесным и гусеничным сельскохозяйственным и лесохозяйственным тракторам и прицепам к ним, обеспечения свободного перемещения колесных и гусеничных сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 1 «Область применения» ТР ТС 031/2012 настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на вновь изготавливаемые и ввозимые колесные и гусеничные сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы (далее -тракторы) и прицепы к ним (далее - прицепы), выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 1 TP ТС 031/2012 требования технического регламента распространяются на вновь изготавливаемые и ввозимые компоненты тракторов и прицепов (далее -компоненты), влияющие на их безопасность, и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза отдельно от тракторов и прицепов, независимо от страны происхождения.
Пункт 3 статьи 1 TP ТС 031/2012 предусматривает, что настоящий технический регламент устанавливает требования к тракторам, прицепам и их компонентам в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
В соответствии абзацем 11 статьи 2 TP ТС 031/2012 «компонент» -это устройство, являющееся составной частью трактора или прицепа, поставляемое на сборочное производство или в качестве сменных (запасных) частей для трактора или прицепа, находящегося в эксплуатации, сертификация которого может проводиться отдельно от трактора или прицепа.
Тракторы, прицепы и компоненты выпускаются в обращение на
рынке при их соответствии TP ТС 031/2012, а также другим техническим
регламентам Таможенного союза, действие которых на них
распространяется, при условии, что они прошли подтверждение согласно статьи 6 TP ТС 031/2012, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется (пункт 1 статьи 3 TP ТС 031/20120).
Согласно Перечню компонентов по Приложению 1 к ТР ТС 031/2012 к ним относятся среди прочего стёкла, габаритные огни, сигналы торможения, фары, фонари заднего хода, стояночные огни, сидения.
Из материалов дела следует, что ООО «Альмаден» при заполнении декларации на товары № в графе 31 декларации не конкретизировало вид техники, для которой ввозились запасные части, в связи с чем таможенный орган пришёл к выводу о том, что спорные запчасти предназначены для тракторов, следовательно, подлежат подтверждению соответствия согласно требованиям ТР ТС 031/2012.
Между тем, пункт 1.1 контракта, спецификация № от дата содержат сведения (на русском языке) о том, что продавец продаёт, а покупатель покупает партию новых запасных частей для тракторов, бульдозеров, лесозаготовительной техники на общую сумму 27501,93 долл.США.
При этом таможенному органу представлен упаковочный лист № от дата, согласно которому поставляются запасные части исключительно для валочно-пакетирующей машины («Feller buncher tractor»); перечень позиций соответствует инвойсу № от дата на общую сумму 27501,93 долл.США.
Согласно представленному в ходе камеральной проверки письму заказчика запчастей ЗАО «<...> спорные приборы освещения (фары), стекло двери приобретены им у ООО «Альмаден» для специальной техники по заготовке древесины - валочно-пакетирующих машин Komatsu, Caterpillar, Temberjack; запчасти являются универсальными и могут использоваться для специальной техники моделей Timbco.
Аналогичные сведения ЗАО «<...>» подтвердило по запросу ДВТУ письмом № от дата с указанием конкретных моделей лесозаготовительной спецтехники.
Как указано таможней в акте камеральной проверки, валочно-пакетирующие машины представляют собой специализированную лесозаготовительную технику, предназначенную для спиливания стволов деревьев и укладывания их пачками. Валочно- пакетирующая машина укомплектована захватно-срезывающим механизмом, который представляет собой выдвижной стрелочный манипулятор с захватом. Валочно- пакетирующая машина входит в классификацию лесозаготовительных машин.
Судом установлено, что ГОСТ 27155-86 (СТ СЭВ 612-85) «Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Термины и определения видов» в пункте 1.2 определяет лесохозяйственный трактор как трактор для выполнения работ по лесовозобновлению и уходу за лесом.
Промышленные рубки (заготовка леса) не относятся к лесовозобновлению и уходу за лесом.
Таким образом, лесозаготовительная техника не подпадает под действие TP ТС 031/2012, поскольку не относится к «лесохозяйственным тракторам».
Помимо этого, суд отмечает, что согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям TP ТС 031/2012, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от дата №, подтверждению требованиям ТР ТС 031/2012 подлежат тракторы и прицепы сельскохозяйственные и лесохозяйственные колёсные - коды ТН ВЭД 8701 91 (кроме 8701 91 100 0), 8701 92, 8701 93, 8701 94, 8701 95, а также тракторы и прицепы сельскохозяйственные и лесохозяйственные гусеничные – код ТН ВЭД 8701 30 000 9.
Между тем, машины валочные, валочно-пакетирующие, многооперационные подлежат классификации по коду ТН ВЭД 8430 80 100, что не требует в отношении самих машин в силу подпунктов 1, 2 пункта 1 Перечня и Примечания 1 к Перечню представления сертификатов соответствия.
Кроме того, согласно письма Минпромторга России от дата самоходные лесозаготовительные валочно-пакетирующие машины, фронтальные одноковшовые погрузчики, а так же экскаваторы-погрузчики являются объектами технического регулирования технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от дата №.
В силу ст.7 ТР ТС 010/2011 машины и (или) оборудование, бывшие в эксплуатации или изготовленные для собственных нужд их изготовителей, а также комплектующие изделия и запасные части к машинам, используемые для ремонта (технического обслуживания) машин и (или) оборудования, не подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.
Доказательств того, что ввезенные ООО <...>» запасные части (компоненты) предназначались для ремонта и обслуживания сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что оснований для расширительного толкования и применения требований ТР ТС 031/2012 к компонентам для всех видов тракторов не имеется, суд приходит к выводу, что описание в ДТ спорных товаров как «запасные части для тракторов» само по себе не свидетельствует о том, что данные компоненты поставлялись для ремонта и обслуживания сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов.
Таким образом, достаточных фактических и правовых оснований для истребования у декларанта на спорные товары сертификата соответствия согласно требованиям именно ТР ТС 031/2012 у таможенного органа не имелось.
С учетом изложенного, событие административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ отсутствует, что является основанием прекращению производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Альмаден» подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
решила:
жалобу представителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «<...>» Гнатенко Романа Андреевича по доверенности Жедковича Дмитрия Владимировича - удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Владивостокской таможни от дата по делу об административном правонарушении №, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «<...>» Гнатенко Романа Андреевича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «<...>» Гнатенко Романа Андреевича прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней со дня его получения.
Судья О.О.Ясинская