Решение по делу № 33а-3246/2017 от 01.06.2017

Дело № 33а-3246

Судья Гаджимурадова М.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2017 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Джаруллаева А.К., судей Гомленко Н.К. и Хаваева А.Г.

при секретаре судебного заседания Абакаровой Р.Х.

с участием прокурора Прокуратуры РД Магомедова А.И.

при рассмотрении апелляционной жалобы представителя администрации МР « Каякентский район» Алиевой Н. А. ( доверенность на л.д. 31) на решение Каякентского районного суда от 13 апреля 2017 г., которым:

«Исковые требования прокурора Каякентского района РД удовлетворить.

Признать бездействие администрации MP «Каякентский район», выразившееся в не установлении системы оповещение населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и природного или техногенного характера, незаконным.

Обязать администрацию MP «Каякентский район» установить систему оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории с. Герга Каякентского района РД.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Гомленко Н.К., объяснение прокурора Прокуратуры РД Магомедова А.И., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Каякентского района РД в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации MP «Каякентский район», администрации МО «село Герга» о признании бездействия администрации MP «Каякентский район», выразившееся в не установлении системы оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, незаконным, просил обязать администрацию МР «Каякентский район» установить систему оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории с. Герга Каякентского района РД.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что прокуратурой Каякентского района проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в ходе которой установлено, что на территории с. Герга Каякентского района система оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера отсутствует.

Пунктами «в, г, м» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 №. 68ТФЗ) установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, информирование населения о чрезвычайных ситуациях, создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Частью 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ определено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время», органам местного самоуправления необходимо разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ.

В силу ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Пунктом 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ №422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006, установлено, что на территории муниципального образования должна быть создана местная система оповещения.

Пунктом 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, определено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: -поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; -установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; -комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.

В силу ч. 3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Пунктом 3 ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, органы местного самоуправления участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 27 ч. 1 ст. 6 Устава MP «Каякентский район» и п.23 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В нарушение вышеприведенных требований на территории селения Герга Каякентского района система оповещения населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера отсутствует.

Отсутствие системы оповещения создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, может привести к срыву их своевременного оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, выходящих за пределы потенциально опасных объектов, совершении террористических актов.

В связи с этим бездействие администрации MP «Каякентский район» и администрации МО «село Герга», выразившееся в непринятии мер в установлении системы оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и природного или техногенного характера, следует признать незаконным.

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Просит удовлетворить заявленные требования.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации МР «Каякентский район» Алиева Н. просит решение суда отменить, т.к. требования закона « О противодействии терроризму» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» исполнены, заключено соглашение между администрацией МР « Каякентский район» и имамом мечети № 3 о применении локальной системы речевого оповещения на территории МО «село Герга» через рупорные громкоговорители мечети на безвозмездной основе, а также с ОМВД о взаимодействии по оповещению и информированию населения о ЧС и стихийных бедствиях.

Извещенные надлежащим образом представитель администрации МР « Каякентский район» и глава МО « село «Герга» в суд не явились, глава администрации МО « село Герга» направил заявление о рассмотрении дела без его участия, поэтому дело рассмотрено без их участия.

На заседании судебной коллегии представитель Прокуратуры РД Магомедов А.И. просит решение суда оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон N68-ФЗ), предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно статье 27 Закона N 68-ФЗ, государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2005 года N 712.

Пунктом 4 указанного Положения N 712 предусмотрено, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, в случае их возникновения; организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти.

В силу пункта 6 Положения N712, должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции вправе выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), в силу пункта 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом N 68-ФЗ.

Согласно пункту 3 Положения N794, единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Пунктом 6 этого же Положения предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Пунктом 27 ч. 1 ст. 6 Устава MP «Каякенсткий район» и п.23 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к задействованию системы оповещения гражданской обороны являются составной частью мероприятий по гражданской обороне, проводимых органами местного самоуправления.

В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п. 28 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 17 февраля 2017г. прокуратурой Каякентского района проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Из результатов проверки следует, что на территории с. Герга Каякентского района система оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и природного или техногенного характера отсутствует. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, в том числе при организации и функционировании системы оповещения.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что система оповещения гражданской обороны на территории селения Герга не обеспечивает оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, данное обстоятельство создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья, граждан и свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Из искового заявления прокурора Каякентского района РД следует, что оно подано в суд в защиту гарантированных ст.ст. 37, 41, 43, 45, 55 и 56 Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с целью обеспечения требований безопасности, несоблюдение которых создаст угрозу их жизни или здоровью.

Судом дана правильная оценка доводам представителя администрации МР « Каякентский район» об отсутствии денежных средств для создания системы оповещения граждан, что поскольку законодательством обязанность по организации системы оповещения возложена на органы местного самоуправления, то реализацию этой обязанности не должна быть поставлена в зависимость от наличия денежных средств в бюджете МР « Каякентский район».

Доводы жалобы представителя Алиевой Н. о том, что во сиполенние указанных выше законов заключено соглашение с имамом мечети и ОМВД района об оповещении населения через громкоговорители, установленные на мечети, что тем самым решена задача по исполнению указанных законов, не может быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства подлежат проверке судебными приставами-исполнителями при исполнении решения суда, исполнительное производство может быть прекращено в случае надлежащего исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Каякентского районного суда от 13 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МР « Каякентский район» Алиевой Н. – без удовлетворения.

Председательствующий Джарулаев А.-Н.К.

Судьи Гомленко Н.К.

Хаваев А.Г.

33а-3246/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Каякентского района
Ответчики
Адм. МО "с. Герга"
Адм. МР "Каякентский район"
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
01.06.2017[Адм.] Передача дела судье
06.07.2017[Адм.] Судебное заседание
11.07.2017[Адм.] Передано в экспедицию
11.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее