Дело № 2-1329/15 21 апреля 2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Игнатьевой О.С.
При секретаре С.А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной Жилищной инспекции Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСЖ "О" о ликвидации,
установил:
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСЖ "О" о ликвидации, указывая в обоснование заявленных требований, что на основании обращения Администрации Приморского района Санкт-Петербурга истцом была проведена внеплановая документарная проверка на предмет правомерности принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома о создании ТСЖ "О". По результатам проверки было установлено, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, на котором было принято решение о создании ТСЖ, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ г., не имело кворума для принятия такого решения, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о создании товарищества собственников жилья считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие более чем 50 % голосов от общего числа собственников помещений в таком доме, исходя из сведений, указанных в техническом паспорте на дом и разрешении на ввод его в эксплуатацию, общая площадь жилых и нежилых помещений в доме составляет <данные изъяты> кв м, в голосовании приняли участие собственники, обладающие <данные изъяты> кв м об общего числа голосов или <данные изъяты> %, при подсчёте голосов ответчиком была неверно учтена площадь <данные изъяты> кв м. Таким образом, решение о создании ТСЖ было принято с грубыми нарушениями действующего законодательства, носят неустранимый характер. На основании вышеизложенного истец просит ликвидировать ТСЖ "О", исключить ТСЖ "О" ИНН № из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, К.Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ТСЖ "О" П.О.Н, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, ссылаясь на отсутствие существенных и неустранимых нарушений при принятии решения о создании ТСЖ, которые могут являться основанием для применения исключительным мер по ликвидации юридического лица, пояснила, что в ходе рассмотрения дела ответчиком произведен повторный подсчёт голосов, который подтверждает наличие кворума, истец не учитывает при своём подсчёте голоса застройщика и будущих собственников, у которых были заключены договоры долевого участия в строительстве и которые имели право требования в отношении помещений дома и могли принимать участие в голосовании, кроме того, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено решение о создании товарищества собственников жилья, в ТСЖ вступило большинство собственников помещений дома, ТСЖ осуществляет свою деятельность по управлению и техническому обслуживанию домов, заключив договоры с поставщиками услуг и ресурсоснабжающими организациями, права третьих лиц в результате создания ТСЖ не нарушены, проверка проведена по заявлению лица, который не является собственником помещений в доме.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В соответствии со ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
В силу ч.1.1 ст. 136 ЖК РФ протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.
На основании ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
В соответствии с ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Данная норма носит отсылочный характер в части оснований и порядка ликвидации ТСЖ, то есть Жилищный кодекс РФ не устанавливает каких-либо особенностей порядка ликвидации товарищества, следовательно, в этих вопросах необходимо руководствоваться ст. ст. 61 - 65 ГК РФ.
Ликвидируется товарищество собственников жилья либо добровольно - по решению общего собрания собственников, либо принудительно - по решению суда, принятому в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Таким образом, действующим законодательством четко определен круг лиц, а также разграничены права на предъявление соответствующих требований, в частности, требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 данной статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В свою очередь, право на оспаривание решения о создании ТСЖ, в том числе по основаниям нарушения процедуры проведения общего собрания, его легитимности принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома.
Судом установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о создании ТСЖ "О", утвержден Устав ТСЖ "О".
ТСЖ "О" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ г., ОГРН №, ИНН №.
Как следует из технического паспорта на дом, разрешения на ввод дома в эксплуатацию, общая площадь жилых и нежилых помещений дома составляет <данные изъяты> кв м. Согласно протоколу общего собрания, за создание ТСЖ проголосовали собственники, обладающие <данные изъяты> кв м, что, как обоснованно указал истец, составляет <данные изъяты> % голосов, возможность голосования по вопросу создания ТСЖ будущими собственниками, застройщиком, иными законными владельцами законодательством, действующим на момент принятия решения, не предусмотрена, в связи с чем нельзя признать достоверным повторный расчёт кворума, составленный ответчиком в ходе рассмотрения дела, протокол общего собрания в нарушение ч.1.1 ст. 136 ЖК РФ не подписан всеми лицами, проголосовавшими за создание ТСЖ и принятие его Устава.
Таким образом, что при создании <данные изъяты> имели место нарушения порядка его создания, установленного ст. 136 ЖК РФ.
Вместе с тем, данное обстоятельство не является достаточным основанием для принятия решения о ликвидации товарищества собственников жилья, поскольку ликвидацию юридического лица законодатель связывает с неустранимостью допущенных при его создании грубых нарушений закона, что в настоящем случае отсутствует, поскольку основанием для государственной регистрации указанного ТСЖ послужило решение собственников, которое в установленном законом порядке не было оспорено и признано недействительным, в связи с чем, действия по регистрации создания юридического лица регистрирующим органом осуществлены правомерно.
Анализ положений п. 1 ст. 135 и п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать определенный вывод, что созданное товарищество собственников жилья в своей деятельности не ограничено лишь только функцией управления многоквартирным домом и наделено законом более широким кругом правомочий. В частности, ТСЖ праве владеть, пользоваться и в установленных законодательством пределах распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме, осуществлять деятельность по созданию, содержанию, сохранению и приращению имущества, а также для осуществления иную деятельность, направленную на достижение не только целей управления многоквартирными домами, но и на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Уставом ТСЖ "О" подтверждается, что оно создано, помимо достижения целей по управлению многоквартирным домом, в иных целях.
Как усматривается из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о выборе товарищества собственников жилья в качестве способа управления многоквартирным домом в порядке ч. 3 ст. 161 ЖК РФ не ставился, в этой связи права и обязанности районной администрации, по заявлению которой было организовано проведение внеплановой проверки, связанные с проведением конкурса по отбору управляющей организации (ч.4 ст. 161 ЖК РФ) нельзя признать нарушенными. Коллетивное обращение граждан, на которое имеется ссылка в заявлении о проведении проверки, адресованное администрацией в ГЖИ, не представлено.
В то же время ТСЖ "О" выбрано в качестве способа управления на основании решения общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ г., за данное решение проголосовали собственники, обладающие <данные изъяты> кв м что составляет <данные изъяты> % от общего числа голосов (<данные изъяты>), фактически осуществляет деятельность по управлению и техническому обслуживанию дома, что истцом не оспаривалось, подтверждается договорами, заключенными <данные изъяты> с ресурсоснабжающими организациями и поставщиками иных услуг ГУП «ТЭК» СПб, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ОАО «Петербургская сбытовая компания», ООО «СЦ «Эльтон», ООО «Компания Спецтранс» и другими, оригиналы которых обозревались в судебном заседании, в материалы дела представлен реестр договоров; согласно представленному ответчиком реестру членов ТСЖ, справке ТСЖ "О" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ТСЖ вступили собственники помещений дома, обладающие совокупной площадью помещений <данные изъяты> кв м, то есть большинство собственников.
На истце как на исполнительном органе государственной власти лежит функция по надзору за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных действующим законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, и в числе прочего за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
С учётом вышеизложенного суд принимает во внимание, что ликвидация действующего согласно волеизъявлению большинства собственников дома ТСЖ "О", осуществляющего функции исполнителя жилищно-коммунальных услуг, создаст неопределенность в вопросе оплаты жилого помещения и коммунальных услуг собственниками многоквартирного дома.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку допущенные при создании ТСЖ "О" нарушения не носят неустранимый характер, создание ТСЖ соответствует воле собственников помещений многоквартирного дома, число которых является необходимым и достаточным для принятия решения о создании ТСЖ, после решения о создании ТСЖ собственниками принято решение о признании ТСЖ в качестве способа управления домом, тем самым подтверждена водля на создание ТСЖ, данные решения общих собраний никем не оспорены и не признаны недействительными, нарушений прав собственников или третьих лиц в связи с созданием ТСЖ не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.