Дело 5-29/2021 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Макушино 22 января 2021 года
Судья Макушинского районного суда Новоселов Игорь Александрович
с участием привлекаемого к административной ответственности должностного лица директора Государственного казённого общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат», Иванова А. А.
должностного лица Роспотребнадзора Першуковой Е. А.
рассмотрев в г. Макушино Курганской области ул.Красная Площадь, д.13а, дело об административном правонарушении в отношении
Иванова А.А. ДД.ММ.ГГГГ р., уроженца и проживающего <адрес> гражданина России, работающего директором <адрес> не привлекавшийся к административной ответственности,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
21 декабря 2020 г. в 9 часов 30 минут, Иванов А. А. являясь должностным лицом- директором Государственного казённого общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>», по адресу <адрес>, в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, не осуществлял должного контроля за соблюдением требований законодательства РФ, а именно нарушил положения:
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закона №52-ФЗ) индивидуальные предпринимателя в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ст. 28 Закона №52-ФЗ, В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 29 Закона №52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3. ст. 39 Закона ФЗ-52 Соблюдение санитарных правил являются обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2.1. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (далее СП 3.1/3.2.3146-13) В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п.2.6. СП 3.1/3.2.3146-13 Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно п. 4.1. СП 3.1/3.2.3146-13 Условия проживания в жилых зданиях и помещениях должны соответствовать требованиям санитарного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 4.2. СП 3.1/3.2.3146-13 Содержание жилых зданий и помещений должно отвечать требованиям санитарного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 4.3. СП 3.1/3.2.3146-13 При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Согласно п. 17.1. СП 3.1/3.2.3146-13 В целях предупреждения распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты внешней среды, имевших контакт с больными (носителями), в эпидемических очагах проводятся дезинфекционные мероприятия, обеспечивающие прерывание механизма передачи инфекционного агента и прекращение развития эпидемического процесса.
Согласно п. 17.2. СП 3.1/3.2.3146-13 В эпидемических очагах проводятся текущая и заключительная дезинфекция, дезинвазия, дезинсекция и дератизация.
Согласно п. 17.3. СП 3.1/3.2.3146-13 Текущая дезинфекция проводится в присутствии больного с момента выявления заболевшего и до его выздоровления или госпитализации лицами, осуществляющими уход за ним, членами семьи после соответствующего их инструктажа медицинскими работниками.
Согласно п.4.4. СП 3.1. 3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (ССЛ/Ю-19)» (Далее СП 3.1. 3597-20) Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведениядезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Согласно п.6.1. СП 3.1. 3597-20 С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Согласно п. 6.2. СП 3.1. 3597-20 Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
Согласно п. 4.26. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Далее СанПиН 2.4.2.3286-15) Умывальные раковины устанавливаются на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся с ОВЗ начального общего образования и на высоте 0,7-0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся с ОВЗ основного общего и среднего общего образования.
Рядом с умывальными раковинами размещаются вешалки для индивидуальных полотенец. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
Согласно п. 11.1. СанПиН 2.4.2.3286-15 Во всех помещениях ежедневно не менее двух раз в день проводится влажная уборка с применением моющих средств. Ежедневно моются загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, мебель, включая столы) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, радиаторы, арматуру осветительных приборов, вентиляционные решетки). Поверхность подоконников должна быть гладкой, без сколов, щелей и дефектов.
Уборка помещений проводится в отсутствии детей при открытых фрамугах (форточках) или окнах в соответствии с инструкцией по применению моющих и дезинфекционных средств.
В жилых помещениях (спальнях) влажная уборка проводится после ночного и дневного сна.
Согласно п. 13.1. СанПиН 2.4.2.3286-15 Руководитель организации для обучающихся с ОВЗ является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил и обеспечивает:
- наличие текста настоящих санитарных правил в общеобразовательной организации для обучающихся с ОВЗ;
- выполнение требований санитарных правил всеми работниками; необходимые условия для соблюдения санитарных правил;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедшихпрофессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
наличие медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских осмотров и обследований, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации;
организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки и аттестации работников;
- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования.
Согласно п. 13.2. СанПиН 2.4.2.3286-15 Ответственное лицо или медицинский персонал должны осуществлять повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.
Согласно п. 13.4. СанПиН 2.4.2.3286-15 За нарушение санитарного законодательства руководитель, а также должностные лица, нарушившие требования настоящих санитарных правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При расследовании причин возникновения инфекционных заболеваний в «Пионерской школы - интернат» было выявлено следующее нарушения:
не все раковины для мытья рук обеспечены моющими средствами и своевременно не заменяются (используются обмылки мыла);
в изоляторе отсутствовал рециркулятор для обеззараживания воздуха;
ослаблен контроль за соблюдением санитарной обработкой помещений школы-интернат, что подтверждается смывами с объектов окружающей среды на наличие НК возбудителя SARS-CoV-2, из 29 смывов 3 смыва положительные (диван, подоконник комнаты №7, тумбочка комнаты №2), что подтверждается протоколом лабораторных исследований №7 от 22.12.2020 г. проведенным ЦГиЭ в Курганской области (аттестат аккредитации RA.RU.710017 от 22.04.2015 г.).
Выявленные нарушения поспособствовали распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди воспитанников (у 21 ребенка проживающих в школе - интернат и 4 детей приходящих на занятия из приемных семей) и обслуживающего персонала (7 человек)
На судебном заседании Иванов А. А. с протоколом не согласился. Пояснил, что все необходимые мероприятия им выполняются, назначены ответственные лица за санитарно- противоэпидемическим состоянием помещений школы и учащихся. Ранее в октябре 2020 был единичный факт заболевания короновирусом у воспитателя школы-интерна, без последствий. В декабре 2020 г. предположительно заразившись от посещающего школу подростка произошло заражение короновирусом 21 ребенка из 31, болезнь протекала бессимптомно, но тесты были положительны. В настоящее время все дети выздоровели.
Должностное лицо Роспотребнадзора Першукова Е. А. в суде пояснила о законности протокола. Указанные в протоколе нарушения, в том числе способствовали возникновению вспышки зараженности детей в школе интернат. Раковины в два ряда, не на каждой было мыло. Рециркулятор воздуха должен работать в изоляторе постоянно. Ежедневная уборка проводилась некачественно, поэтому были положительные смывы. Директор не в должной мере контролировал работу назначенных им лиц за уборкой помещений.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, не осуществление действия, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания - является обязательным для граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 10, 11, 29, часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).
В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Главным государственным санитарным врачом РФ 31 января 2020 года издано постановление N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV".
С учетом вспышки заболевания большинства учащихся Пионерской школы-интернат в декабре 2020 г. опасность возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, предусмотренная диспозицией ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, судья считает установленной и реальной.
Виновность должностного лица Иванова А.А. подтверждается: пояснениями должностного лица Роспотребнадзора, протоколом о привлечении Иванова к административной ответственности, с пояснением Иванова о его согласии; актом от 15.01.2021 г. о выявленных нарушениях: не все раковины для мытья рук обеспечены моющими средствами и своевременно не заменяются (используются обмылки мыла);
в изоляторе отсутствовал рециркулятор для обеззараживания воздуха;
ослаблен контроль за соблюдением санитарной обработкой помещений школы-интернат, что подтверждается смывами с объектов окружающей среды на наличие НК возбудителя SARS-CoV-2, из 29 смывов 3 смыва положительные (диван, подоконник комнаты №7, тумбочка комнаты №2), что подтверждается протоколом лабораторных исследований №7 от 22.12.2020 г. проведенным ЦГиЭ в Курганской области (аттестат аккредитации RA.RU.710017 от 22.04.2015 г.); протоколом лабораторных исследований от 22.12.2020 г. с фиксацией положительных смывов из школы интернат на коронавирус.
Кроме того, Иванов А. А. получив предписание Роспотребнадзора от 19.12.2020 г. о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, несмотря на ответ о его выполнении, в полном объеме требования предписания не выполнил, что подтверждается наличием при проверки 21.12.2020 г. - НК возбудителя SARS-CoV-2, из 29 смывов 3 смыва положительные (диван, подоконник комнаты №7, тумбочка комнаты №2), протоколом лабораторных исследований №7 от 22.12.2020 г. проведенным ЦГиЭ в Курганской области (аттестат аккредитации RA.RU.710017 от 22.04.2015 г.
В соответствии с пунктом 4.1 должностной инструкции на директора «Пионерская школа-интернат» тот несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; за нарушение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса директор привлекается к административной ответственности в порядке предусмотренном административным законодательством.
Таким образом, директором «Пионерская школа-интернат» Ивановым Андреем Алексеевичем не приняты в полном объеме соответствующие меры к устранению нарушений действующего законодательства: ст.ст. 11, 28, 29, 39, Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 2.6, 4.1, 4.2, 4.3, 17.1, 17.2, 17.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.п. 4.4, 6.1, 6.2 СП 3.1. 3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» п.п. 4.26, 11.1, 13.1, 13.2, 13.4 СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
В судебном заседании установлено, что Ивановым предпринимались определенные меры по соблюдению санитарного законодательства. Так, имеются приказы руководителя связанные с организацией санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, журналы по дезинфекции, осмотру, работы бактерицидного облучателя. Тем не менее, указанные действия не в полном объеме обеспечили санитарно-противоэпидемическое благополучие учеников и помещений школы интернат.
Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности Иванова А.А. в совершении административного правонарушения, и его действия следует квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые в соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу правонарушителя по делу не усматривается.
Оснований для признания деяния малозначительным и для прекращения производства по делу не имеется.
При назначении наказания, суд, в соответствии со ст. 4.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, учитывает характер совершенного
правонарушения, личность виновного.
Обстоятельством смягчающим административную ответственность является совершение деяния впервые. Обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено.
При этом, согласно ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судьи, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Санкция части 2 статьи 6.3. КоАП РФ предусматривает наказание для для должностных лиц от 50000 до 150000 рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Судья, при назначении административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности правонарушителя, его имущественное положение, наличие смягчающих обстоятельств – совершение правонарушения впервые, и приходит к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренном санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, что позволит обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. Учитывая конкретные обстоятельства дела, личность правонарушителя, судья считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Руководствуясь статьями 29.10, 29.11 КоАП РФ,
постановил:
Иванова Андрея Алексеевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Штраф для уплаты штрафа Получатель: Управление Федерального казначейства по Курганской области Управление Роспотребнадзора по Курганской области л/с 04431787770, ИНН: 4501113122, КПП 450101001, казначейский банковский счет 03100643000000014300, казначейский корреспондентский счет 40102810345370000037, банк получателя отделение Курган банка России, КБК 14111601061010003140, БИК 013735150, ОКТМО 37620000.
Разъяснив, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении вышеуказанного срока, судья направляет соответствующие материалы для взыскания административного штрафа в порядке, предусмотренным федеральным законодательством.
В силу ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа (но не менее одной тысячи рублей) либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Курганский областной суд через Макушинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья Новоселов И. А.