Решение по делу № 2-35/2021 от 03.12.2020

Дело № 2-35/2021

24RS0051-01-2020-000388-61

                            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тасеево                                                                                                 21 мая 2021 года

Тасеевский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи ЗАРЕЧНОЙ В.В.,

при секретаре КУПЦОВОЙ А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Тасеевского района КОРШУНОВОЙ О.А.,

представителя ответчика – администрации Тасеевского района БЕЛОУСОВОЙ И.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тасеевского района об обязании обустроить площадку временного накопления отходов и ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тасеевского района обратился в Тасеевский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тасеевского района об обязании обустроить площадку временного накопления отходов и ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов. Свои исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Т с участием У проведена проверка при оборудовании и эксплуатации площадки временного накопления отходов в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 5000 кв.м., в ходе которой выявлены нарушения природоохранного законодательства, а именно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» - площадка временного накопления отходов (поверхность отходов (опилки, доски, бутылки, пакеты, картон и иное), хранящиеся насыпью на площадке, не защищена от воздействия атмосферных осадков (укрытие, навес); по периметру площадки для временного размещения твердых коммунальных отходов отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. В соответствии с действующем законодательством к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального района. Кроме того, в ходе проведенной проверки установлено, что на земельном участке, неопределенном территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории КК, утвержденной приказом Министерства экологии и рационального природопользования от 23 июня 2016 года № 1/451-од, в качестве мест накопления отходов, вдоль лесного массива, в переделах географических точек координат: (выходит за границы разграниченного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (входит в границы разграниченного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ), зафиксированна несанкционированная свалка твердо-коммунальных отходов, в состав которых входят предметы, товары, потерявшие потребительских свойства, на поверхности земли расположены отходы в виде: полиэтилен в виде пленки и пакетов – код (4 класс опасности), упаковка полиэтиленовая, загрязненная дезинфицирующими средствами – код (4 класс опасности); разбросана бумага, картон, текстиль, битое стекло, резина, древесина различного вида, мебель непригодная для использования, полимерные материалы (пластиковые бутылки, различная пластиковая тара из-под бытовой химии и горюче-смазочных материалов, непригодные для использования пластмассовые тазики и ведра, синтетические ковровые покрытия, пластмассовые ящики); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – код (4 класс опасности); мусор от строительных и ремонтных работ, состоящий из цельного и непригодного материала, кусков металла и бетона, обломок штукатурки, дерева, отходы лесопиления в виде опилок, горбыля и прочие – код (4 класс опасности). Согласно действующего законодательства распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района. Просит обязать администрацию Тасеевского района обустроить площадку временного накопления отходов, расположенную по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Тасеевского района ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на земельном участке вдоль лесного массива, в переделах географических точек координат: путем сбора и вывоза размещенных отходов в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

До судебного заседания прокурор заявленные исковые требования изменил. Измененные исковые требования мотивировал тем, что постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»; определена дата введения их в действие – 01 марта 2021 года. Этим же постановлением постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года № 80 «О введении в действия Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СаНпиН 2.1.7.13.22-03» с 01 марта 2021 года признано утратившим силу. В соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). Пунктом 221 вышеуказанного СанПиН установлено, что на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Просит обязать администрацию Тасеевского района обустроить площадку временного накопления отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в КК, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23 июня 2016 года № 1/451-од, расположенную по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п.п. 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Тасеевского района ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на земельном участке вдоль лесного массива, в переделах географических точек координат: путем сбора и вывоза размещенных отходов в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Тасеевского районного суда от 27 января 2021 года в качестве соответчиков были привлечены администрация Тасеевского сельсовета, ООО «Рециклинговая компания», изменен статус министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на соответчика.

В судебном заседании старший помощник прокурора Коршунова О.А. измененные требования поддержала в полном объеме по фактическим и правовым основаниям, указанным в исковом заявлении и в заявлении об изменении исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Тасеевского сельсовета Белоусова Е.С., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласна, по фактическим и правовым основаниям, указанным в возражении на исковое заявление.

В судебное заседание представитель ответчика – министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, согласно просьбе, содержащейся в отзыве на исковое заявление представителя ответчика Клепиковой Н.А., действующей на основании доверенности, она просит рассмотреть дело в отсутствии представителя министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края. Согласно отзыва на исковое заявление представитель ответчика считает исковые требования заявленные к нему неподлежащими удовлетворению, поскольку собственность на земельный участок с координатами , на котором размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, не разграничена и в силу положений ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 3.3 Закона № 137-ФЗ во взаимосвязи с положениями ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» собственником в отношении такого земельного участка будет является администрация Тасеевского района, которая и обязана ликвидировать несанкционированную свалку. Кроме того, площадка временного накопления отходов, расположенная по адресу: <адрес> включенная приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23 июня 2016 года № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Красноярским крае», находится на территории Т и приведение её в соответствие является правомочием органа местного самоуправления муниципального района.

В судебное заседание представитель ответчика – ООО «Рициклинговая Компания», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, согласно просьбе, содержащейся в отзыве на исковое заявление представителя ответчика Кузовлевой Н.В., действующей на основании доверенности, она просит рассмотреть дело в отсутствие ООО «Рициклинговая Компания». Согласно отзыва на исковое заявление представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, по требованиям об обязании обустроить площадку временного накопления отходов, расположенную по адресу: <адрес>, поясняет, что ООО «Рициклинговая Компания» исполняет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории З на основании, заключенного соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории З от 24 декабря 2019 года , и приступило к исполнению обязанностей регионального оператора с мая 2020 года. В течение всей деятельности регионального оператора З, размещение твердых коммунальных отходов, образующихся и собираемых на территории Т, передаются на полигон твердых коммунальных отходов в К для дальнейшего размещения. Приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23 июня 2016 года № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Красноярским крае», включена площадка временного накопления отходов, расположенную по адресу: <адрес> работы по очистке, которой были завершены ООО «Рициклинговая Компания» 13 июля 2020 года, после чего региональный оператор данная площадка не используется. Также поясняет, что должна соответствовать действующим СаНпиН. В части исковых требований о ликвидации несанкционированной свалки поясняет, что в соответствии с п.п. 16-18 постановления Правительства № 1156, в случае обнаружения места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб.м на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, собственник земельного участка обязан ликвидировать несанкционированное место накопления твердых коммунальных отходов путем передачи отходов региональному оператору.

В судебное заседание представитель ответчика – администрации Тасеевского сельсовета, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причине неявки не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, согласно ходатайства представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и.о. начальника Хорохордина В.В. он просит рассмотреть дело в отсутствие Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске.

Выслушав стороны, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Рассматривая исковые требования прокурора об обязании обустроить площадку временного накопления отходов, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу положений ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых бытовых коммунальных отходов. За исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицами.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом п. «л» п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» и Закона Красноярского края от 11 февраля 2021 года № 11-4736 «О приостановлении действия подпункта «л» пункта 1 статьи 1 Закона края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», закреплен вопрос местного значения: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Аналогичный вопрос местного значение включен в п. 13 ст. 7 главы 1 Устава Тасеевского района Красноярского края.

В силу положений ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра регламентируются Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункты 1, 2 Правил).

В соответствии с пунктом 3 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктами 11, 12 Правил предусмотрено, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Во исполнение статьи 5 Федерального закона № 89-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходах, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».

В соответствии с пунктом 216 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

В силу положений п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Согласно п. 221 СанПиН 2.1.3684-21 на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В судебном заседании установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Т (ч. 2 ст. 2 гл. 1 Устава Тасеевского района).

В соответствии с ч. 1 ст. 44 главы 6 Устава Тасеевского района администрация Тасеевского района является исполнительно-распорядительным органом сельского самоуправления.

Таким образом, из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания обустройства площадки временного накопления отходов в Т относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому спору - к компетенции администрации Тасеевского района.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 5000 кв.м. принадлежит Т на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем 15 октября 2015 года в ЕГРН сделана запись что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 октября 2015 года, сведениями о характеристиках объекта недвижимости от 08 сентября 2020 года.

Согласно акту приемки организации (строительства) площадки временного накопления отходов в Т, составленному приемочной комиссией 25 декабря 2015 года, указанная площадка общей площадью 5000 кв.м. имеет экран из полиэтиленовой пленки, обваловку общей протяженностью 220 метров, траншею протяженностью 225 метров.

25 января 2021 года постановлением Тасеевского района «Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территорий населенных пунктов Тасеевского района Красноярского края» утверждена Генеральная схема санитарной очистки территорий населенных пунктов Т утвержденная главой Т 23 декабря 2020 года, согласованная с и.о. начальника территориального отдела У 23 декабря 2020 года, которая не предусматривает наличие площадки для временного накопления твердых коммунальных отходов.

Однако, как установлено в судебном заседании вышеуказанный земельный участок определен Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми бытовыми отходами, на территории Красноярского края, утвержденной приказом Министерства экологии и рационального природопользования от 23 июня 2016 года № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Красноярским крае», в качестве места сбора и накопления отходов, из данной территориальной схемы не исключен, о чем свидетельствуют представленные материалы дела, в связи с чем доводы представителя ответчика администрации Тасеевского района о том, что Генеральной схемой санитарной очистки территорий населенных пунктов Т, утвержденной 25 января 2021 года не предусмотрено наличие площадки для временного накопления твердых коммунальных отходов, суд находит необоснованными, поскольку в настоящее время указанная площадка не исключена из Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми бытовыми отходами, на территории Красноярского края, утвержденной приказом Министерства экологии и рационального природопользования от 23 июня 2016 года № 1/451-од.

02 июля 2020 года главным специалистом – Д2 по поручению прокуратуры Тасеевского района и с участием старшего помощника прокурора Тасеевского района Коршуновой О.А. была проведена проверка, в том числе площадки временного накопления отходов твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, в ходе, которой установлено, что вышеуказанный земельный участок принадлежит муниципальному образованию администрации Тасеевского района на праве постоянного (бессрочного) пользования, согласно акту приемки организации (строительства) площадки временного накопления отходов в Т от 25 декабря 2015 года, имеет экран из полиэтиленовой пленки, обваловку общей протяженностью 220 метров, траншею протяженностью 225 метров. Визуально определить наличие, целостность экрана из полиэтиленовой пленки не представляется возможным: на поверхности грунт (земля), отсутствуют сведения о глубине расположения экрана. Площадка временного накопления не защищена от воздействия атмосферных осадков (укрытие, навес отсутствуют). Визуально по периметру площадки для временного размещения твердых коммунальных отходов отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков в автономными очистными сооружениями. Указанное свидетельствует о нарушении п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Аналогичные данные содержаться справке от 06 июля 2020 года Д1

Таким образом, суд считает, что бездействием ответчика администрации Тасеевского района нарушаются интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанная ситуация создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории Т на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. При таком положении, принимая во внимание, что на момент рассмотрения гражданского дела сведений об устранении нарушений не представлено, суд находит обоснованными и требования прокурора возложить на администрацию Тасеевского района указанную в исковом заявлении обязанность, установив для ее исполнения срок, необходимый и достаточный для устранения нарушений, в связи с чем полагает необходимым удовлетворить исковые в данной части требования в полном объеме. Оснований возложения обязанности, указанной в исковом заявлении и в изменениях к исковому заявлению на ответчиков администрацию Тасеевского сельсовета Тасеевского района, ООО «Рициклинговая Компания», министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не имеется.

Рассматривая исковые требования прокурора об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В силу положений ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно положений части 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Под местами несанкционированного размещения твёрдых бытовых отходов принято понимать свалки твёрдых бытовых отходов, эксплуатируемые без предусмотренной законодательством проектной и разрешительной документации (лицензии - в части деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности), а также захламление земель такими отходами, их хранение и захоронение в не предназначенных для их размещения местах, а под санкционированными свалками - разрешённые органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являющиеся временными, подлежащими обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП (раздел 2 Методических рекомендаций по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твёрдых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации, актуализированных и направленных письмом Росприроднадзора от 23 мая 2012 № ВК-03-03-36/6231).

02 июля 2020 года главным специалистом Д2 по поручению прокуратуры Тасеевского района и с участием старшего помощника прокурора Тасеевского района Коршуновой О.А. была проведена проверка, в том числе несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, вдоль лесного массива, в переделах географических точек координат: в ходе, которой зафиксирована несанкционированная свалка твердо-коммунальных отходов, примерной площадью 50000 кв.м., в состав которых входят предметы, товары, потерявшие потребительских свойства, на поверхности землю расположены отходы в виде: полиэтилен в виде пленки и пакетов – код (4 класс опасности), упаковка полиэтиленовая, загрязненная дезинфицирующими средствами – код (4 класс опасности); разбросана бумага, картон, текстиль, битое стекло, резина, древесина различного вида, мебель непригодная для использования, полимерные материалы (пластиковые бутылки, различная пластиковая тара из-под бытовой химии и горюче-смазочных материалов, непригодные для использования пластмассовые тазики и ведра, синтетические ковровые покрытия, пластмассовые ящики); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – код (4 класс опасности); мусор от строительных и ремонтных работ, состоящий из цельного и непригодного материала, кусков металла и бетона, обломок штукатурки, дерева, отходы лесопиления в виде опилок, горбыля и прочие – код (4 класс опасности). Земельный участок в переделах географических точек координат: выходит за границы разграниченного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер Земельный участок в пределах координат: входит в границы разграниченного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Аналогичные данные содержаться справке от 06 июля 2020 года Д1

Как установлено в судебном заседании вышеуказанный земельный участок не определен Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми бытовыми отходами, на территории КК утвержденной приказом Министерства экологии и рационального природопользования от 23 июня 2016 года № 1/451-од, в качестве места сбора и накопления отходов, и согласно письменным пояснениям администрации Тасеевского района расположен в границах населенного пункта села Т на землях государственная собственности на которые не разграничена.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу положений ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района и земельных участков, расположенных на межселенчиских территориях муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.

В судебном заседании установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Т (ч. 2 ст. 2 гл. 1 Устава Тасеевского района).

В соответствии с ч. 1 ст. 44 главы 6 Устава Тасеевского района администрация Тасеевского района является исполнительно-распорядительным органом сельского самоуправления.

Таким образом, из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в Т возложена на исполнительный орган местного самоуправления и применительно к рассматриваемому спору - к компетенции администрации Тасеевского района.

Рассматривая доводы представителя ответчика администрации Тасеевского района о том, что ликвидация несанкционированной свалки должна быть осуществлена в соответствии с прошедшим государственную экологическую экспертизу проектом рекультивации земель способами и в сроки, установленные таким проектом, и следовательно ликвидация несанкционированной свалки путем сбора и вывоза не подлежат удовлетворению, суд находит не нашедшими своего подтверждения в судебном заседании, и более того исковые требования прокурора о ликвидации несанкционированной свалки заявлены как «обязать администрацию Тасеевского района ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на земельном участке вдоль лесного массива путем сбора и вывоза размещенных отходов», и тем самым в силу п. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, суд считает, что бездействием ответчика нарушаются интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанная ситуация создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования Т на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. При таком положении, принимая во внимание, что на момент рассмотрения гражданского дела сведений об устранении нарушений не представлено, суд находит обоснованными и требования прокурора возложить на администрацию Тасеевского района указанную в исковом заявлении обязанность, установив для ее исполнения срок, необходимый и достаточный для устранения нарушений, в связи с чем полагает необходимым удовлетворить исковые в данной части требования в полном объеме. Оснований возложения обязанности, указанной в исковом заявлении и в изменениях к исковому заявлению на ответчиков администрацию Тасеевского сельсовета Тасеевского района, ООО «Рициклинговая Компания», министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тасеевского района об обязании обустроить площадку временного накопления отходов и ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов - удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Тасеевского района обустроить площадку временного накопления отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в КК, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23 июня 2016 года № 1/451-од, расположенную по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п.п. 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Тасеевского района ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на земельном участке вдоль лесного массива, в переделах географических точек координат: путем сбора и вывоза размещенных отходов в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований прокурора Тасеевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тасеевского сельсовета, обществу с ограниченной ответственностью «Рециклинговая компания», министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края об обязании обустроить площадку временного накопления отходов и ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов – отказать в полном объеме.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тасеевский районный суд.

Председательствующий:                                     В.В. Заречная

Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2021 года.

2-35/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Тасеевского района
Ответчики
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Администрация Тасеевского сельсовета Тасеевского района Красноярского края
Администрация Тасеевского района
ООО "Рециклинговая Компания"
Другие
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
Суд
Тасеевский районный суд Красноярского края
Судья
Заречная Валентина Викторовна
Дело на странице суда
taseevo.krk.sudrf.ru
03.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2020Передача материалов судье
08.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее