24RS0030-01-2023-000489-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Краснотуранск 29 января 2024 года
Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Швайгерта А.А.,
при секретаре Кривохижа А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснотуранского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации, к Трофимовой Елене Анатольевне об обязывании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснотуранского района Красноярского края, действующий в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском, с учетом его уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Трофимовой Е.А. об обязывании ответчика произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в лесном участке по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Краснотуранского района Красноярского края проведена проверка исполнения требований законодательства при осуществлении заготовки древесины. Проверкой установлено, что при разработке вышеуказанной деляны № после окончания заготовки древесины ответчиком допущено захламление лесов отходами заготовки древесины на площади 0,09 га. 19.09.2022 г. между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя краевого государственного бюджетного учреждения «Краснотуранское лесничество» и Трофимовой Е.А. заключен договор купли-продажи лесных насаждений №, согласно которому ответчик в период времени с 19.09.2022 г. по 18.09.2023 г. обязана осуществить очистку лесосеки от порубочных остатков. Заготовка древесины производилась ответчиком в период срока действия Договора. 22.09.2023 лесничим КГБУ «Краснотуранское лесничество» произведен осмотр мест заготовки древесины.В ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства и вышеуказанного договора, выразившееся в неочистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,001 га.
Истец в лице помощника прокурора Краснотуранского района Красноярского края Абрагимовой Н.Р. заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик и третьи лица о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом в соответствии с положениями ст. 113 ГПК РФ. Ответчик Трофимова Е.А. в телефонном режиме просила дело рассмотреть без её участия, возражений относительно удовлетворения заявленных исковых требований не высказала, что следует из телефонограммы от 29.01.2024 г. При указанных обстоятельствах, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств Настоящая статья называет в том числе договоры и сделки.
В силу положений ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об охране окружающей среды" (далее ФЗ №) загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
Статья 75 ФЗ № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 77 ФЗ № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 3 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения. В связи с чем, отношения по возмещению ущерба окружающей среде являются экологическими правоотношениями.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с частью 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Согласно ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно ч. 3 ст. 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Законодателем в ст. 100 ЛК РФ закреплено, что возмещение вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.
На основании п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в лесах не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленные законодательством об охране окружающей среды, невыполнение или несвоевременное исполнение работ по очистке лесосек, атакже работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использование этих участков по целевом назначению, или работ по их реконструкции.
Согласно п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Подпунктом «к» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, утвержденных Приказом Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила заготовки древесины), предусмотрено, что при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
В соответствии с п. 11 Правил заготовки древесины, в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Согласно разъяснениям, Пленума Верховного Суда РФ, данным в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», следует, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является восстановление ее нарушенного состояния. Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении – зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре. При отсутствии возможности возместить вред в натуре суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
Судом установлено, что 19.09.2022 г. между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя краевого государственного бюджетного учреждения «Краснотуранское лесничество» (третьи лица) и Трофимовой Е.А. (ответчик) был заключен договор купли-продажи лесных насаждений №, согласно которому КГБУ «Краснотуранское лесничество» (третье лицо) передало Трофимовой Е.А. (ответчик) лесные насаждения общей площадью 0,09 га., в объеме 20,00 куб. м., расположенные по адресу: <адрес>, предназначенные для заготовки древесины в целях отопления жилого дома, жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенных на территории края (при отсутствии централизованного отопления). Заготовка древесины производилась ответчиком в период срока действия Договора с 19.09.2022 г. по 18.09.2023 г., что следует как из пояснений процессуального истца, так и исследованных в судебном заседании копии договора купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями №№ к договору, Актом приема-передачи лесных насаждений и не оспаривается ответчиком.
Пунктами 8, 9 и 15 вышеуказанного Договора № предусмотрено, что очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: укладка порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке, в сроки действия договора, что ответчиком не выполнено. Заготовка древесины осуществляется в соответствии с условиями настоящего Договора, Требованиями лесного Кодекса РФ Правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов. Ответчик обязан соблюдать Правила заготовки древесины, Правила ухода за лесами, Правила пожарной безопасности в лесах, а также осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок, установленный пунктом 8 настоящего Договора.
Судом также установлено, что в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 22.09.2023 лесничим КГБУ «Краснотуранское лесничество» Казаковым В.С., совместно с государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Михайловой Н.С.,по окончании заготовки древесины, в отсутствие Ответчика, который был надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени осмотра лесного участка, в одностороннем порядке, произведен осмотр мест заготовки древесины, расположенных в делянке № по вышеуказанному адресу, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: неочистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,001 га., что является нарушением требований пункта 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», согласно которому, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины, следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При этом до начала осуществления осмотра, инициатором такого осмотра (истец) Ответчик (Трофимова) была заблаговременно, а именно 22.08.2023 г., поставлена в известность о времени, дате и месте осмотра, что не оспаривается ответчиком, следует из пояснений процессуального истца, а также исследованных судом копии извещения № от ДД.ММ.ГГГГ и копии безномерного акта заключительного осмотра лесосеки от 22.09.2023 г.
Согласно расчетам истца, которые не оспариваются ответчиком, действиями последнего, лесному фонду был нанесен ущерб, размер которого определен расчетно-технологической картой на 2023 год. Сумма ущерба составила 35,85 руб.
Доказательства невозможности соблюдения ответчиком Правил пожарной безопасности в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в ходе проверки по административному делу не представлены.
Природный объект определяется, как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Закон определяет термины «нормативы допустимого воздействия на окружающую среду» - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; «нормативы допустимых физических воздействий» - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой или договором, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок, способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые прокурора Краснотуранского района Красноярского края, заявленные в интересах Российской Федерации к Трофимовой Е.А. об обязывании и устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика Трофимовой Е.А. в доход бюджета муниципального образования Краснотуранский район Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснотуранского района Красноярского края, заявленные в интересах Российской Федерации, к Трофимовой Елене Анатольевне об обязывании и устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства, удовлетворить.
Обязать Трофимову Елену Анатольевну, ДД.ММ.ГГГГ (ИНН №) произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в лесном участке по адресу: <адрес>.до ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Трофимовой Елены Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ (ИНН №) в доход бюджета муниципального образования Краснотуранский район Красноярского края государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья А.А. Швайгерт
Мотивированное решение составлено 29.01.2024 года