РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Майкоп 13.12.2019 года
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
судьи Тачахова Р.З.,
секретаря судебного заседания Куижеве Р.В.,
с участием
представителя административного истца управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея – Шерстнева А.С.,
представителя административного ответчика – председателя Регионального отделения общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» Схашок Ф.Ю.
Рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея к Региональному отделению общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» о ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея обратилось в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о ликвидации организации ввиду осуществления ею деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации, норм, предусмотренных ее Уставом. В обоснование административного иска указано, что организация не устранила по настоящее время выявленные в ходе проведенной в отношении неё плановой документарной проверки нарушения, в частности, не представила сведений об осуществлении деятельности по достижению уставных целей, что является нарушением требований Устава.
В судебное заседание представитель управления Минюста России по Республике Адыгея Шерстнёв А.С. поддержал административный иск, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Регионального отделения общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» Схашок Ф.Ю. требования административного иска полагала подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
В судебном заседании административный истец ходатайствовал, о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Административный ответчик в лице руководителя Регионального отделения общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» Схашок Ф.Ю. просила рассмотреть настоящее дело в порядке упрощенного (письменного) производства, при этом сообщила о том, что не возражает против удовлетворения заявленных Управлением требований.
При таком положении настоящее административное дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства судьей единолично без проведения устного разбирательства, ведения протокола и аудиопротоколирования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, Верховный суд Республики Адыгея находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Региональное отделение общественной организации политической партии «Возрождение аграрной России» в Республике Адыгея зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея 24.07.2015, учетный номер 0112060074.
Запись о государственной регистрации Регионального отделения внесена Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея в Единый государственный реестр юридических лиц 22.07.2015 за основным государственным регистрационным номером № 1150100000203.
Адрес (место нахождения) Регионального отделения - <адрес>.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц лицом, имеющим право действовать от имени Регионального отделения, является председатель - ФИО1.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Согласно пунктам 10, 21 - 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», следует иметь в виду, что уполномоченный орган вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения после вынесения одного предупреждения в случае нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а в случае осуществления деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии, - двух предупреждений, если эти предупреждения не оспариваются в суде или не признаны судом не основанными на законе.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 82-ФЗ под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Основания ликвидации общественного объединения по решению суда закреплены в части первой статьи 44 названного закона, согласно которой общественное объединение может быть ликвидировано решением суда в случае нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
В соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ Федерального закона от 19.09.1995 № 82-ФЗ) «Об общественных объединениях» (далее – ФЗ «Об общественных объединениях») и I. 4.1. п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора (контроля) за деятельностью некоммерческих организаций (общественных объединений).
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 (ред. от 23.12.2014) № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций».
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> отделению было направлено письмом по месту нахождения ЮЛ - <адрес> письменное предупреждение от 29.12.2018 № 01/03-33/5 о необходимости устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в срок до 01.02.2019, представить в Управление информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов и места нахождения постоянно действующего руководящего органа, информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах за период с 23.07.2015 по 23.07.2018, а также сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти Республики Адыгея и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.
Указанными действиями (бездействием) организацией нарушены положения статей 8, 29 ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, отдельные положения Устава, в связи с внесением в главу 4 Гражданского кодекса РФ изменений (от 05.05.2014) отдельные положения Устава не соответствуют действующему законодательству РФ.
Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в установленный срок в управление Минюста России по Республике Адыгея не предоставлены.
Таким образом, Общественной организацией при осуществлении своей деятельности неоднократно и грубо нарушались положения федерального законодательства.
В судебном заседании председатель Регионального отделения общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» Схашок Ф.Ю., пояснила, что организация свою деятельность в соответствии с действующим законодательством по достижению уставных целей не осуществляет и не отчитывается в течение нескольких лет.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты нарушений законодательства Российской Федерации и Устава, изложенные в административном исковом заявлении, установлены и подтверждаются материалами дела. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации Организации.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» № 64 от 27.12.2016, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Принимая во внимание, что Устав Отделения требует внесения в него изменений, руководящие органы Отделения остаются несформированными более трех лет, выявленные нарушения положений Устава и федерального законодательства не устраняются и устранить законным способом не представляется возможным, в связи с чем эти нарушения следует отнести к грубым.
В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску, в том числе государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании требований о ликвидации Регионального отделения общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» с исключением данных о ней из ЕГРЮЛ подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 264 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея удовлетворить.
Ликвидировать Региональное отделение общественной организации в <адрес> политической партии «Возрождение аграрной России», № от ДД.ММ.ГГГГ, учетный № от ДД.ММ.ГГГГ и исключить данные о ней из ЕГРЮЛ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в 15 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея подпись Р.З. Тачахов
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Р.З. Тачахов