Решение по делу № 3а-66/2019 от 22.11.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Майкоп 13.12.2019 года    

Верховный суд Республики Адыгея в составе:

судьи Тачахова Р.З.,

секретаря судебного заседания Куижеве Р.В.,

с участием

представителя административного истца управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея – Шерстнева А.С.,

представителя административного ответчика – председателя Регионального отделения общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» Схашок Ф.Ю.

Рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея к Региональному отделению общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» о ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея обратилось в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о ликвидации организации ввиду осуществления ею деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации, норм, предусмотренных ее Уставом. В обоснование административного иска указано, что организация не устранила по настоящее время выявленные в ходе проведенной в отношении неё плановой документарной проверки нарушения, в частности, не представила сведений об осуществлении деятельности по достижению уставных целей, что является нарушением требований Устава.

В судебное заседание представитель управления Минюста России по Республике Адыгея Шерстнёв А.С. поддержал административный иск, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Регионального отделения общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» Схашок Ф.Ю. требования административного иска полагала подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 2 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

В судебном заседании административный истец ходатайствовал, о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Административный ответчик в лице руководителя Регионального отделения общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» Схашок Ф.Ю. просила рассмотреть настоящее дело в порядке упрощенного (письменного) производства, при этом сообщила о том, что не возражает против удовлетворения заявленных Управлением требований.

При таком положении настоящее административное дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства судьей единолично без проведения устного разбирательства, ведения протокола и аудиопротоколирования.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, Верховный суд Республики Адыгея находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Региональное отделение общественной организации политической партии «Возрождение аграрной России» в Республике Адыгея зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея 24.07.2015, учетный номер 0112060074.

Запись о государственной регистрации Регионального отделения внесена Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея в Единый государственный реестр юридических лиц 22.07.2015 за основным государственным регистрационным номером № 1150100000203.

Адрес (место нахождения) Регионального отделения - <адрес>.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц лицом, имеющим право действовать от имени Регионального отделения, является председатель - ФИО1.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Согласно пунктам 10, 21 - 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», следует иметь в виду, что уполномоченный орган вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения после вынесения одного предупреждения в случае нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а в случае осуществления деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии, - двух предупреждений, если эти предупреждения не оспариваются в суде или не признаны судом не основанными на законе.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995 (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 82-ФЗ под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Основания ликвидации общественного объединения по решению суда закреплены в части первой статьи 44 названного закона, согласно которой общественное объединение может быть ликвидировано решением суда в случае нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

В соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ Федерального закона от 19.09.1995 № 82-ФЗ) «Об общественных объединениях» (далее – ФЗ «Об общественных объединениях») и I. 4.1. п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора (контроля) за деятельностью некоммерческих организаций (общественных объединений).

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 (ред. от 23.12.2014) № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций».

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами.

Из материалов дела следует, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> отделению было направлено письмом по месту нахождения ЮЛ - <адрес> письменное предупреждение от 29.12.2018 № 01/03-33/5 о необходимости устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в срок до 01.02.2019, представить в Управление информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов и места нахождения постоянно действующего руководящего органа, информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах за период с 23.07.2015 по 23.07.2018, а также сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти Республики Адыгея и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

Указанными действиями (бездействием) организацией нарушены положения статей 8, 29 ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, отдельные положения Устава, в связи с внесением в главу 4 Гражданского кодекса РФ изменений (от 05.05.2014) отдельные положения Устава не соответствуют действующему законодательству РФ.

Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в установленный срок в управление Минюста России по Республике Адыгея не предоставлены.

Таким образом, Общественной организацией при осуществлении своей деятельности неоднократно и грубо нарушались положения федерального законодательства.

В судебном заседании председатель Регионального отделения общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» Схашок Ф.Ю., пояснила, что организация свою деятельность в соответствии с действующим законодательством по достижению уставных целей не осуществляет и не отчитывается в течение нескольких лет.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты нарушений законодательства Российской Федерации и Устава, изложенные в административном исковом заявлении, установлены и подтверждаются материалами дела. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации Организации.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» № 64 от 27.12.2016, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Принимая во внимание, что Устав Отделения требует внесения в него изменений, руководящие органы Отделения остаются несформированными более трех лет, выявленные нарушения положений Устава и федерального законодательства не устраняются и устранить законным способом не представляется возможным, в связи с чем эти нарушения следует отнести к грубым.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску, в том числе государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании требований о ликвидации Регионального отделения общественной организации в Республике Адыгея политической партии «Возрождение аграрной России» с исключением данных о ней из ЕГРЮЛ подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 264 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея удовлетворить.

Ликвидировать Региональное отделение общественной организации в <адрес> политической партии «Возрождение аграрной России», от ДД.ММ.ГГГГ, учетный от ДД.ММ.ГГГГ и исключить данные о ней из ЕГРЮЛ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в 15 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея                    подпись     Р.З. Тачахов

Копия верна:

Судья Верховного суда

Республики Адыгея                             Р.З. Тачахов

3а-66/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея
Ответчики
Региональное отделение Общественной организации Политическая партия "Возрождение аграрной России"
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Тачахов Руслан Заурбиевич
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
02.12.2019Регистрация административного искового заявления
02.12.2019Передача материалов судье
02.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
02.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2019Подготовка дела (собеседование)
20.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2019Судебное заседание
13.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее