Дело №2-923/2020
УИД 91RS0022-01-2020-000569-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В. с участием истца Османова Л.Р., представителя истца Асланова Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Османова Л.Р. к Администрации города Феодосии Республики Крым, третьи лица: Феодосийский городской совет Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Джомаладинов Р.Р. о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Представителем Османова Л.Р. – Аслановым Э.С. в суд подано исковое заявление к Администрации города Феодосии Республики Крым, третьи лица: Феодосийский городской совет Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Джомаладинов Р.Р. о признании права собственности на земельный участок, мотивируя тем, что решением исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка крымских татар, изъявивших желание поселиться в районе водоочистных сооружений» предоставлены земельные участки по индивидуальное жилищное строительство после разработки и утверждения проектов, детальных планировок участков застройки в индивидуальном порядке гражданам крымскотатарской национальности по прилагаемому списку.
Решением Исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> отведен Османову Л. (так в документе) для строительства индивидуального жилого дома.
В вышеуказанном решении данные истца указаны ошибочно указаны как «Османов Л.» (без отчества), тогда, как согласно паспорту гражданина Российской Федерации и страхового свидетельства, правильные данные истца «Османов Л.Р.».
Кроме того в адресном листе прибытия и в паспорте местом постоянного жительства Османова Л.Р. указан адрес: <адрес>.
При обращении в Государственный комитет по государственной регистрации кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, истцом было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №. Приостановление регистрации было обусловлено тем, что в представленном решении исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, в прилагаемом списке, информация о выделении земельного участка Османову Л.Р. по <адрес> отсутствует. Также, в предоставленном решением Исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № личные данные заявителя указаны как Османов Л. (без отчества), тогда как с заявлением о регистрации права обратился Османов Л.Р.. Кроме того, Администрацией города Феодосии Республики Крым не подтверждено, что решение исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не отменено.
В связи с чем, обращаясь в суд, истец просит признать за Османовым Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №.
Определением суда от 31 марта 2020 года протокольно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Определением суда от 13 мая 2020 года протокольно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Феодосийский городской совет Республики Крым.
Определением суда от 04 июня 2020 года протокольно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Джомаладинов Р.Р..
В судебном заседании истец Османов Л.Р. и его представитель Асланов Э.С., действующий на основании нотариальной доверенности, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме и пояснили, что изначально в ДД.ММ.ГГГГ был составлен предварительный список крымских татар изъявивших желание поселиться в районе поселка «ФИО19», водоочистные сооружения. Позже, указанный список неоднократно корректировался и изменялся, в связи с чем, фамилия заявителя отсутствует в списках, приложенных к решению исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка крымских татар, изъявивших желание поселиться в районе водоочистных сооружений» и в списках решения Исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. О том, что фамилии истца нет в списках, Османов Л.Р. не знал, т.к. из имеющегося у него решения Исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов и разрешении строительства жилых домов» следовало, что земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> выделен и отведен ему для строительства жилого дома. Кроме того, указанный земельный участок с ДД.ММ.ГГГГ находился в постоянном пользовании истца и на протяжении всего времени никто другой прав на него не заявлял.
Ответчик Администрация города Феодосии Республики Крым при надлежащем извещении, представителя в судебное заседание не направила, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного разбирательства не просила, ходатайств не направила.
Третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Феодосийский городской совет Республики Крым о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Третье лицо Джомаладинов Р.Р. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил, направил в адрес суда заявление, в котором пояснил, что к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> никакого отношения не имеет, вышеуказанный земельный участок ему не выдавался, поскольку он переехал в Республику Крым на постоянное место жительства в ДД.ММ.ГГГГ. Просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований Османова Л.Р. возражений не имеет.
Согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Заслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из нижеизложенного.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Одним из способов защиты права может являться восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статьи 1205 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится.
На момент передачи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, на территории Республики Крым вопросы возникновения и прекращения права собственности на земельный участок регулировались Земельным кодексом Украины от 18 декабря 1990 года, Гражданским кодексом УССР от 18 июля 1963 года, Законом Украины «О собственности » от 7 февраля 1991 року N 697-XII, Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26 декабря 1992 года.
Согласно статьи 3 Земельного Кодекса Украины, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, собственность на землю в Украине имеет такие формы: государственную, коллективную, частную. Все формы собственности являются равноправными. Распоряжаются землей Советы народных депутатов, которые могут передавать свои полномочия органам государственной исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Земельного Кодекса Украины к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в сфере регулирования земельных отношений на их территории, было отнесено, в том числе, передача земельных участков в собственность, передача их в пользование, в том числе на условиях аренды, в порядке, предусмотренном статьями 17 и 19 этого Кодекса; регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
В силу статьи 6 Земельного Кодекса Украины установлено право граждан Украины получать в собственность землю для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных строений (приусадебный участок).
Статьей 7 Земельного Кодекса Украины было предусмотрено право граждан Украины на пользование землей. Так, данной статьей предусматривалось, что пользование землей может быть постоянным или временным. Постоянным признается землепользование без заранее установленного срока.
Передача земельных участков в коллективную и частную собственность осуществляется Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки (ст.17 Земельного Кодекса Украины).
В соответствии со статьей 67 Земельного Кодекса Украины гражданам по решениям сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов передаются в собственность или предоставляются в пользование земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов, хозяйственных строений, гаражей и дач. Размер участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) должен быть не больше: в сельских населенных пунктах – 0,25 гектара, поселках городского типа – 0,15 гектара, а для членов коллективных сельскохозяйственных предприятий и работников колхозов – не больше 0,25 гектара, городах – 0,1 гектара.
К компетенции сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в сфере регулирования земельных отношений на их территории относится, в том числе, передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользование, в том числе на условиях аренды, в порядке установленном статьями 17 и 19 этого Кодекса (ст. 9 Земельного Кодекса Украины).
Согласно статьи 19 Земельного Кодекса Украины сельские, поселковые Советы народных депутатов предоставляют земельные участки в пользование для всех нужд из земель сел, поселков, а также за их границами для строительства школ, больниц, предприятий торговли и иных объектов, связанных с обслуживанием населения (сфера услуг), сельскохозяйственного использовании, ведения сельского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, индивидуального и коллективного садоводства, огородничества, сенокоса и выпаса скота, традиционных народных промыслов.
Статьей 22 Земельного Кодекса Украины было предусмотрено, что право собственности на землю или право пользования предоставленными земельными участками возникает после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, который удостоверяет это право.
Согласно статьи 23 Земельного Кодекса Украины право собственности или право постоянного пользования землей подтверждается государственными актами, которые выдаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
Статьей 24 Земельного Кодекса Украины определен порядок оформления временного пользования землей. Так, в соответствии с данной статьей, право временного пользования землей, в том числе на условиях аренды, оформляется договором. Форма договора и порядок его регистрации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
В соответствии со статьей 1 Декрета Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ №, сельским, поселковым, городским Советам народных депутатов поручено обеспечить передачу в течение ДД.ММ.ГГГГ гражданам Украины в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в рамках норм, установленных Земельным Кодексом Украины.
В статье 1 Декрета Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ №, указано, что передача гражданам Украины безвозмездно в частную собственность земельных участком для целей, указанных в статье 1 этого Декрета, производится единожды, о чем обязательно делается местными Советами народных депутатов отметка в паспорте или документе, который его заменяет.
Из содержания пункта 3 Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26 декабря 1992 года, следовало, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно – кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
Согласно Закона УССР «О сельском совете народных депутатов трудящихся УССР» от 02 июня 1968 года каждый сельский совет вел похозяйственные книги. В заглавной части лицевого счета записывались фамилия, имя, отчество главы семьи, на которого открыт лицевой счет, он и был собственником дома. Иного способа регистрации собственности в сельской местности предусмотрено не было, за исключением договоров дарения, мены, купли-продажи, пожизненного содержания, наследования. С введением в действие Закона Украины «О собственности» 1991 года и ГК Украины 2003 года какого-либо иного порядка регистрации объектов недвижимого имущества до 15.04.1991 в сельской местности, необходимости их перерегистрации предусмотрено не было.
По смыслу пункта 62 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Украинской ССР подтверждением принадлежности дома, находящегося в сельском населенном пункте, могут быть соответствующие справки исполнительного комитета сельского Совета депутатов трудящихся, которые выдавались в том числе и на основании записей в похозяйственных книгах. Из положений пункта 45 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами городских, поселковых, сельских Советов депутатов трудящихся, утвержденной приказом Министра юстиции СССР 19 января 1976 года N 1/5, усматривается, что запись в похозяйственной книге является надлежащим подтверждением принадлежности объекта недвижимого имущества в сельском населенном пункте определенному лицу.
Земельным кодексом Украины от 25 октября 2001 года, который вступил в силу 01 января 2002 года, не была установлена императивная норма, обязывающая лиц, получивших до введения его в действие в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек на основании решения органа местного самоуправления, в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков», получить в определенный срок государственный акт на право частной собственности на землю.
Согласно п. 7 раздела X переходных положений Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица, получившие в собственность, во временное пользование, в том числе на условиях аренды, земельные участки в размерах, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством, сохраняют права на эти участки.
Согласно статьи 126 Земельного Кодекса Украины 2001 года, право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами. Формы государственных актов утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Согласно пункту 7 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12 января 1993 года к земельно-кадастровой документации принадлежат кадастровые карты и планы (графические и цифровые), схемы, графики, текстовые и другие материалы, которые содержат сведения о границах административно-территориальных образований, границы земельных участков собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, правовой режим земель, которые находятся в государственной, коллективной и частной собственности, их количество, качество, народнохозяйственную ценность и продуктивность, о собственниках земли и землепользователях, населенных пунктах, территориях сельских, поселковых, городских, районных советов народных депутатов, областях, Республики Крым и Украины в целом. Земельно-кадастровая документация включает книги регистрации государственных актов на право коллективной, частной собственности на землю, право постоянного пользования землей, договоров на временное пользование землей, в том числе на условиях аренды.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 331 Гражданского кодекса Украины, если право собственности на недвижимое имущество в соответствии с законом подлежит государственной регистрации, право собственности возникает с момента государственной регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Украины от 01 августа 2004 года «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» права на недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации в соответствии с этим законом, возникает с момента такой регистрации
В силу части 4 статьи 3 Закона Украины от 01 августа 2004 года «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» права на недвижимое имущество, которые возникли до вступления в силу этого Закона признаются действительными, в случае отсутствия их государственной регистрации, предусмотренной этим Законом, при следующих условиях: если регистрация прав была проведена в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их возникновения, или если на момент возникновения прав действовало законодательство, которое не предусматривало обязательной регистрации таких прав.
Судебным разбирательством установлено, что решением исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка крымских татар, изъявивших желание поселиться в районе водоочистных сооружений» предоставлены земельные участки по индивидуальное жилищное строительство после разработки и утверждения проектов, детальных планировок участков застройки в индивидуальном порядке гражданам крымскотатарской национальности по прилагаемому списку.
В списке депортированных народов под № для получения участка под строительство жилого индивидуального дома в поселке «Р.», водоочистные сооружения по <адрес>, №, указан Джемалетдинов Рустем (так в документе).
Решением Исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов и разрешении строительства жилых домов» земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, № отведен Османову Л. (так в документе) для строительства индивидуального жилого дома.
При этом, в полном тексте решения Исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов и разрешении строительства жилых домов», направленного суду архивным отделом Администрации города Феодосии Республики Крым, в списке лиц, которым решением исполнительного комитета отведены земельные участки, под № указан Джемалетдинов Р. (так в документе).
Османов Л.Р. через своего представителя по доверенности ФИО5 обратился в Государственный комитет по государственной регистрации кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ за № государственным регистратором ФИО6 в соответствии с пунктом 5,7,10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, №, расположенный по адресу: <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что представленные заявителем документы не свидетельствуют о принадлежности вышеуказанного земельного участка Османову Л.Р., поскольку в решении Исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № не указано отчество заявителя, в то время как фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Кроме того, согласно ответа Администрации города Феодосии Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ в решении исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка крымских татар, изъявивших желание поселиться в районе водоочистных сооружений, в решении Исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов и разрешении строительства жилых домов, информация о выделении земельного участка Османову Л.Р., по <адрес> отсутствует.
Как установлено в судебном заседании, а также следует из письменных пояснений Джомаладинова Р.Р., к земельному участку расположенному по адресу: <адрес>, последний никакого отношения не имеет, вышеуказанный земельный участок ему не выдавался и не мог быть выдан, поскольку в Республику Крым на постоянное место жительства он переехал в ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное подтверждается представленной суду ксерокопией справки № от ДД.ММ.ГГГГ об определении принадлежности к гражданству Украины, а также ксерокопией паспорта гражданина Украины серии №, выданного на имя Джомаладинова Р.Р., Джанкойским РГО ГУ МВД Украины в Крыму ДД.ММ.ГГГГ.
Также, согласно адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Отделом МВД России по г. Феодосии, по имеющимся сведениям отделения адресно-справочной работы отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Феодосии, Османов Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, снят с регистрационного учета по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичные сведения имеются в паспорте гражданина Российской Федерации серии № №, выданному на имя Османова Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>
Из адресного листа прибытия от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Османов Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ прибыл из <адрес>, в Крым, <адрес>.
Из военного билета № № Османова Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> военным комиссариатом <адрес>, следует, что османов Л.Р. поставлен на воинский учет в Феодосийском ГВК Крымской области ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно паспорту земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в <адрес>, выданного исполнительным комитетом Феодосийского городского совета народных депутатов Управления главного архитектора города Феодосии заказчиком Османовым Л. во исполнение Решения Исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов и разрешении строительства жилых домов» получен план земельного участка, утвержденный главным архитектором г. Феодосии, по которому установлены границы земельного участка в натуре площадью <данные изъяты> га; проект застройки земельного участка; пояснительная записка к проекту застройки земельного участка; Акт выноса в натуру границ земельного участка и разбивки строений; схема выноса в натуру границ земельного участка и разбивки строений.
Из Акта выноса границ земельного участка и разбивки строений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что границы указанного земельного участка вынесены в натуру, осуществлена разбивка строений, предусмотренных на земельном участке.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок по адресу: <адрес>, имеет площадь <данные изъяты> кв.м кадастровый №, статус «актуальные, ранее учтенные», категория земель – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст.ст. 9, 12, 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым на территории Республики Крым действуют нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39.1 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", с последующим внесением в него изменений согласно Закону Республики Крым от 19 января 2015 года N 72-ЗРК/2015 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
На основании Гражданского кодекса Украинской УССР, введенного в действие 01 января 1964 года и утратившим силу 01 января 2004 года, а именно статьей 4, основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являлись Договора предусмотренные законом, а также договора, которые не предусмотренные законом, но такие, которые ему не противоречат.
Договора могут заключаться в устной или письменной форме (простой или нотариальной) (ст. 42 ГК УССР)
Статья 44 Гражданского кодекса УССР указывала на то, что договора государственных, кооперативных и др. общественных организаций между собой и с гражданами, за исключением договоров, указанных в ст. 43 этого Кодекса, и отдельных видов договоров, для которых иное предусмотрено законодательством Союза ССР Украинской ССР. Право собственности (право оперативного управления) согласно ст. 128 у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если другое не предусмотрено законом или договором.
На момент возникновения прав на спорный земельный участок согласно части 1 статьи 22 Земельного кодекса Украины 1990 года право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникает после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, который удостоверяет это право.
Документы, которые удостоверяют право на земельный участок, определены статьей 23 Земельного кодекса Украины 1990 года.
Однако действие этой статьи приостановлено относительно собственников земельных участков, определенных Декретом Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года № 15-92 «О приватизации земельных участков».
Из анализа приведенных выше норм, следует, что право собственности у истца возникло до вступления в законную силу Закона Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их обременений», то есть до 03 августа 2004 года.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Ответчиком в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данных об отмене или изменении Решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка крымских татар, изъявивших желание поселиться в районе водоочистных сооружений» не представлено.
Оценивая представленные доказательства и установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований истца Османова Л.Р.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Османова Л.Р. к Администрации города Феодосии Республики Крым, третьи лица: Феодосийский городской совет Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Джомаладинов Р.Р. о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Османовым Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С.Глухова
Решение изготовлено в окончательной форме 03 июля 2020 года.