Решение по делу № 33а-23016/2016 от 14.12.2016

Судья Фахрутдинов И.И. Дело № 33а-546/2017

Учет №016а

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 февраля 2017 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Мочаловой Ю.Р., Саитгараевой Р.А.,

при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Большакова Б.Е. и Швецова Н.М. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 25 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Большакова Б.Е., Швецова Н.М. об оспаривании решения Совета Каенлинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан,

У С Т А Н О В И Л А:

Большаков Б.Е. и Швецов Н.М. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения представительного органа муниципального образования.

В обоснование требований указали, что решением Совета Каенлинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан №12 от 30 мая 2016 года досрочно прекращены их полномочия в качестве депутатов данного представительного органа.

Полагали это решение незаконным, нарушающим их право быть избранными в органы местного самоуправления.

Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Большаков Б.Е. и Швецов Н.М. приводят доводы о нарушении судом их процессуальных прав на ознакомление с представленными административным ответчиком документами.

Настаивают на изложенной в административном исковом заявлении позиции, что депутаты представительного органа поселения, не замещающие муниципальные должности и не состоящие в депутатских комиссиях, не должны подавать декларации о своих доходах и сведения об имуществе.

Указывают, что в адресованном суду письменном заявлении ссылались на подложность представленного административным ответчиком протокола заседания Совета Каенлинского сельского поселения от 17 февраля 2016 года, в котором зафиксировано решение о возложении в 2016 году на депутатов обязанности предоставлять сведения о доходах и имуществе, однако суд принял его как надлежащее доказательство по делу.

Судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Большаков Б.Е. и Швецов Н.М. 14 сентября 2015 года были избраны депутатами Совета Каенлинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан третьего созыва по одномандатным округам №9 и №8 соответственно.

30 мая 2016 года Совет Каенлинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан принял решение №12, которым досрочно прекратил полномочия депутатов Большакова Б.Е. и Швецова Н.М. Основанием для принятия решения послужило неисполнение указанными депутатами обязанности по предоставлению в 2016 году сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг и несовершеннолетних детей.

Факт непредоставления Большаковым Б.Е. и Швецовым Н.М. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, участвующими в деле не оспаривался.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о законности решения представительного органа муниципального образования, и, соответственно, отклоняя доводы апелляционной жалобы, руководствуется следующим.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит основные термины и понятия, в том числе, определяет понятие «лицо, замещающее муниципальную должность» - это депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была введена новая редакция части 7.1, согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из данной части были исключены слова «осуществляющие свои полномочия на постоянной основе».

Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе и имеющие основное место работы, исполняют свои обязанности, возникшие в связи со статусом депутат, вне зависимости от обязанностей, предусмотренных работодателем.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Как приведено выше, депутаты представительного органа муниципального образования Большаков Б.Е. и Швецов Н.М. эту обязанность не исполнили.

Рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий названных депутатов было включено в повестку заседания Совета Каенлинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, состоявшегося 30 мая 2016 года.

Решение принято уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия, кворум имелся, как и безусловное основание для принятия такого решения.

Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе принятие оспариваемого решения не противоречит положения части 11 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Повторяющийся в апелляционной жалобе довод административных истцов о том, что являясь депутатами Совета Каенлинского сельского поселения, они не замещали муниципальную должность, соответственно, не обязаны были подавать соответствующие сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, был обоснованно отклонен судом первой инстанции, как основанный на неправильном толковании закона, возлагающего обязанность по предоставлению таких сведений на всех депутатов представительного органа местного самоуправления, а не только депутатов, замещающих должности в соответствующем представительном органе муниципального образования.

Ссылка в апелляционной жалобе на подложность представленного административным ответчиком протокола заседания Совета Каенлинского сельского поселения от 17 февраля 2016 года, в котором зафиксировано решение о возложении в 2016 году на депутатов обязанности предоставлять сведения о доходах и имуществе, правового значения не имеет, поскольку обязанность по предоставлению депутатами представительного органа муниципального образования указанных сведений возложена законом.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 25 октября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Большакова Б.Е. и Швецова Н.М. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33а-23016/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Большаков Б.Е.
Швецов Н.М.
Ответчики
Совет Каенлинского сельскуого поселения
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
13.01.2017[Адм.] Судебное заседание
03.02.2017[Адм.] Судебное заседание
09.02.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее