Решение по делу № 2а-188/2020 от 19.06.2020

Дело № 2А-188/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2020 года пгт. Змиевка Орловской области

Свердловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Белозерцевой В.Р.,

с участием помощника прокурора Свердловского района Орловской области Блохина В.О.,

при секретаре судебного заседания Поремчук Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Свердловского района Орловской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Свердловского района Орловской области обратился в суд в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области (далее - Управление Роскомнадзора по Орловской области) с требованием о признании информации, размещенной на странице с URL-адресом:
https://aminoapps.com/c/uchebaamino/page/blog/kak-sdelat-kokteil-molotova/G527_vKmhnuGNrRXmL13GWYbaP8WjYj1VX в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе мониторинга установлено, что в сети «Интернет» на странице сайта https://aminoapps.com/c/uchebaamino/page/blog/kak-sdelat-kokteil-molotova/G527_vKmhnuGNrRXmL13GWYbaP8WjYj1VX размещены материалы, содержащие технологии и инструкции по изготовлению в домашних условиях жидкостной зажигательной гранаты «коктейль Молотова». Размещенный в сети "Интернет" названный сайт нарушает требования действующего законодательства, в связи с чем административный истец обратился с настоящим иском и просил признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайте https://aminoapps.com/c/uchebaamino/page/blog/kak-sdelat-kokteil-molotova/G527_vKmhnuGNrRXmL13GWYbaP8WjYj1VX информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района Орловской области Блохин В.О. иск поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области Гладких Ю.А., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил возражения по административному иску, в которых указал, что Управление Роскомнадзора по Орловской области является ненадлежащим ответчиком по делу, так как административным ответчиком может быть только владелец сайта, просил рассмотреть административный иск в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области.

Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом в силу ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии с п. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст. 9).

Согласно п. 1 и п. 6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 1 и п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В настоящем административном иске прокурор, заявляя требование о признании информации запрещенной, ставит вопрос об установлении правового состояния спорного информационного материала, который имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении по правилам ч. 2 ст. 15. Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на его распространение.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим иную распространяемую посредством сети "Интернет" информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VII данного кодекса.

Судом установлено, что 27 мая 2020 г. прокуратурой Свердловского района Орловской области проведен мониторинг по выявлению сайтов и объявлений в сети Интернет, содержащих противоправный контент.

В рамках проведенной проверки установлено, что в сети "Интернет" на интернет-сайте https://aminoapps.com/c/uchebaamino/page/blog/kak-sdelat-kokteil-molotova/G527_vKmhnuGNrRXmL13GWYbaP8WjYj1VX размещены материалы, содержащие технологии и инструкции по изготовлению в домашних условиях жидкостной зажигательной гранаты «Коктейль Молотова».

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001, ратифицированная Российской Федерацией Федеральным законом от 10.01.2003 N 3-ФЗ и вступившим в силу 29.03.2003, под терроризмом понимает также любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

В соответствии с пп. "д" п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том, числе, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.

В Российской Федерации действует также Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принятая генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1997 и ратифицированная Российской Федерацией законом от 13.02.2001 N 19-ФЗ. Любое лицо совершает преступления, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывное или иное смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры.

Одним из способов совершения террористического акта является совершение взрыва с помощью бомбы или иного взрывного устройства.

В соответствии со ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение террористического акта - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Статьей 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.

Положениями ст. 223 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление боеприпасов и взрывчатых веществ.

Информация, размещенная на странице указанного сайта, адресована неограниченному кругу лиц и склоняет к совершению преступных действий и правонарушений, что запрещено законом и данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению.

Целью предъявления административного иска о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является внесение указателя страницы сайта и сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Вход на указанный в иске сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен.

Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нахождение в открытом доступе в сети "Интернет" подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о том, что он не является надлежащим по делу административным ответчиком, поскольку установить владельца сайта https://aminoapps.com/c/uchebaamino/page/blog/kak-sdelat-kokteil-molotova/G527_vKmhnuGNrRXmL13GWYbaP8WjYj1VX не представляется возможным.

На момент рассмотрения административного иска указанный сайт не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Исходя из требования ст. 182, ч. 3 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона об информации, копию вступившего в законную силу решения надлежит направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта https://aminoapps.com/c/uchebaamino/page/blog/kak-sdelat-kokteil-molotova/G527_vKmhnuGNrRXmL13GWYbaP8WjYj1VX в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (вместе с "Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций") федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Государственным органом, осуществляющим полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на территории Орловской области является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Свердловского района Орловской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, - удовлетворить.

Признать информацию, размещённую на странице сайта с URL-адресом https://aminoapps.com/c/uchebaamino/page/blog/kak-sdelat-kokteil-molotova/G527_vKmhnuGNrRXmL13GWYbaP8WjYj1VX, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте с URL-адресом https://aminoapps.com/c/uchebaamino/page/blog/kak-sdelat-kokteil-molotova/G527_vKmhnuGNrRXmL13GWYbaP8WjYj1VX, в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: 109074, г. Москва, пр. Китайгородский, д.7, стр.2, и Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области по адресу: 302026, Орловская область, г. Орёл, ул.Комсомольская, д. 66, для исполнения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Орловский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы, представления в течение одного месяца со дня вынесения, через Свердловский районный суд Орловской области.

Председательствующий В.Р. Белозерцева

2а-188/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Свердловского района Орловской области
Жильцов Юрий Николаевич
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуниуаций по Орловской области
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Суд
Свердловский районный суд Орловской области
Судья
Белозерцева Виктория Ростиславовна
Дело на странице суда
sverdlovsky.orl.sudrf.ru
19.06.2020Регистрация административного искового заявления
19.06.2020Передача материалов судье
23.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2020Судебное заседание
16.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее