Решение по делу № 2-3661/2019 от 10.10.2019

                                                                                         Дело № 2- 3661/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2019 года                                                                                  г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.

с участием прокурора Пушкинской Е.А.

при секретаре Кадыровой П.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Город Астрахань» к Афанасьевой Валентине Викторовне, Афанасьеву Петру Витальевичу, Пешкуровой Анне Викторовне о выселении с представлением жилого помещения маневренного фонда,

установил:

администрация муниципального образования «Город Астрахань» обратилась в суд с иском к Афанасьевой В.В., Афанасьеву П.В., Пешкуровой А.В. о выселении из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование исковых требований указано, что Афанасьева В.В. и Пешкурова А.В. являются собственниками по ? доли жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> на основании свидетельств о государственной регистрации прав. В указанном жилом помещении состоят на регистрационном учете Афанасьев П.В., Афанасьева В.В., Пешкурова А.В.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 23 июля 2019 года                     № ЗАК-8/9 и распоряжению администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 12 августа 2019 года N 2035-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения граждан не позднее 1 февраля 2020 года.

В настоящее время вышеуказанное жилое помещение непригодно для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств: неудовлетворительного технического состояния основных конструкций жилого помещения, что создает угрозу проживающих ответчиков и является, по мнению истца, основанием для принудительного переселения ответчиков в благоустроенное жилое помещение по договору найма маневренного фонда.

Поскольку имеется реальная угроза обрушения дома ответчикам предложено для временного заселения на период соблюдения процедуры изъятия и выплаты выкупной стоимости изымаемых жилых помещений, жилое помещение маневренного фонда по адресу: <адрес> жилой площадью 15,8 кв.м. – комнаты , жилой площадью 11,9 кв.м. – комнаты , которое оставлено без удовлетворения.

Истец просил выселить Афанасьеву В.В., Афанасьева П.В., Пешкурову А.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предоставлением жилого помещения (комнат) ,5 в <адрес> по адресу: <адрес>, жилой площадью 27,7 кв.м. по договору найма жилого помещения маневренного фонда до произведения расчетов ст. 32 по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования «Город Астрахань» Никулина Н.А. требования поддержала, по доводам, изложенным в иске.

Ответчики Афанасьева В.В., Афанасьев П.В., его представитель Бибова И.В., Пешкурова А.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования «Город Астрахань» Халимова Г.Г. в судебном заседании решения по делу оставила на усмотрение суда.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда от 23 июля 2019 г. № ЗАК-8/9 многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Из содержания данного заключения следует, что техническое состояние объекта недопустимое. Физический износ дома в целом составляет 70,79%.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 12 августа 2019 г. № 2035-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения граждан не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Афанасьева В.В. и Пешкурова А.В. являются собственниками по ? доли жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. В данной квартире зарегистрированы Афанасьев П.В., Афанасьева В.В., Пешкурова А.В.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Администрация муниципального образования «Город Астрахань» предложила Афанасьеву П.В., Афанасьевой В.В., Пешкуровой А.В. для временного заселения на период соблюдения процедуры изъятия и выплаты выкупной стоимости изымаемых жилых помещений, жилое помещение маневренного фонда по адресу: <адрес> комната , 5, жилой площадью 15,8 кв.м. – комнаты , жилой площадью 11,9 кв.м. – комнаты , данное жилое помещение постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 2 декабря 2011 г. № 11448 включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к маневренному фонду.

Однако ответчики не согласны с выселением в жилое помещение маневренного фонда.

В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В силу вышеизложенного по настоящему делу одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств с учетом подлежащих применению норм материального права является выяснение вопроса о соблюдении установленной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры изъятия земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд.

Данная процедура включает в себя, в частности предъявление органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок и в случае их отказа принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, и жилых помещений в указанном доме, для муниципальных нужд.

Между тем, истцом не соблюдена данная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника.

Как следует из материалов дела, истец в обоснование заявленных требований ссылается на то, что проживание ответчиков в жилом помещении, расположенном в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поэтому проведение процедуры изъятия и выплаты выкупной стоимости изымаемых жилых помещений без временного отселения жильцов невозможно.

Однако ответчики отказываются от переселения в предоставленное им администрацией муниципального образования «Город Астрахань» жилое помещение маневренного фонда на время проведения процедуры изъятия и выплаты выкупной стоимости изымаемых жилых помещений.

Соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд либо о предоставлении им другого жилого помещения взамен изымаемого между ответчиком и администрацией муниципального образования «Город Астрахань» не достигнуто, поскольку не пройдена процедуры изъятия.

Указанное исключает возможность принудительного выселения ответчиков из занимаемого жилого помещения.

Несмотря на указание истца о существующей реальной угрозе обрушения здания, в материалах дела отсутствуют сведения о принятии органом местного постановления об изъятии земельного участка и жилых помещений собственников, находящихся в указанном многоквартирном доме.

Суд отклоняет доводы истца об отнесении такого основания как признание данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, к чрезвычайному обстоятельству, в результате которого у гражданина единственное жилое помещение стало непригодным для проживания, вследствие чего ответчики подлежит переселению в маневренный фонд для временного проживания (статья 95 пункт 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

При таких обстоятельствах у администрации муниципального образования «Город Астрахань» отсутствует законная возможность осуществить выселение ответчиков из принадлежащего ему жилого помещения в аварийном жилом доме.

Применительно к данным отношениям принадлежащая ответчикам квартира подлежит изъятию путем выкупа, либо путем предоставления им другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что занимаемое ответчиками жилое помещение стало непригодным для проживания в связи с его аварийностью, а в соответствии с пунктом 3 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

Положения статей 95, 106 Жилищного кодекса Российской Федерации не устанавливают обязанность собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным, подлежащим сносу, по переселению в жилое помещение маневренного фонда.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление администрации муниципального образования «Город Астрахань» к Афанасьевой Валентине Викторовне, Афанасьеву Петру Витальевичу, Пешкуровой Анне Викторовне о выселении с представлением жилого помещения маневренного фонда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 31.12.2019 г.

Судья

2-3661/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО Город Астрахань
Ответчики
Афанасьева Анна Викторовна
ПЕШКУРОВА АННА ВИКТОРОВНА
Афанасьева Валентина Викторовна
АФАНАСЬЕВ ПЕТР ВИТАЛЬЕВИЧ
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Рахматулина Е.А.
Дело на странице суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
10.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2019Передача материалов судье
14.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2019Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
25.11.2019Судебное заседание
25.11.2019Судебное заседание
09.12.2019Судебное заседание
26.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее