Дело № 3а-231/2018
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 28 августа 2018 г.
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Степанова П.В.
при секретаре Нициевской Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Асманкина Олега Валентиновича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
установил:
Асманкин О.В., являющийся собственником 1-этажного нежилого здания – магазин, гараж, площадью 889,7 кв. м, инв. № 4374, лит. А, А1, А2, А3, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости этого здания в размере, равном его рыночной стоимости 7511000 рублей, по состоянию на 07 ноября 2013 года, определенной в отчете о стоимости объекта оценки от 11.05.2018 № 06-03/18-2, составленным независимым оценщиком.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанного объекта недвижимости, уплачивает налог на имущество физических лиц, исходя из его кадастровой стоимости, поскольку данный объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к Постановлению Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) кадастровая стоимость названного здания по состоянию на 15.06.2018, определённая по состоянию на 07.11.2013, составила 16778487,52 коп.
Вместе с тем, согласно вышеупомянутому отчету об оценке рыночная стоимость данного объекта недвижимости на эту же дату составила значительно меньшую сумму.
Ссылается на то, что на несоответствие кадастровой стоимости нежилого здания его рыночной стоимости, что нарушает права административного истца, поскольку влечет уплату налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Административный истец в судебное заседание не явился, его представитель Кислицын А.В. в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Правительства Пермского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, заинтересованного лица администрации Чусовского городского поселения в судебное заседание не прибыли, администрация просила о рассмотрении административного дела без участия своего представителя, возражала, против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что это повлечет снижение налоговых поступлений в местный бюджет.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю в письменном отзыве возражений относительно удовлетворения заявленного требования не высказало, полагало себя ненадлежащим ответчиком.
В свою очередь Правительство Пермского края в объяснениях, изложенных в письменной форме, указало, что не имеет противоположных с административным истцом юридических интересов, полагало себя ненадлежащим ответчиком и привело замечания к отчету об оценке.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, в связи с чем, на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие неявившихся лиц, их представителей.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28) кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01.01.2020 единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2018.
Вышеуказанный объект недвижимости внесен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Решением Думы Чусовского городского поселения от 27.11.2017 N 116 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Чусовское городское поселение" установлен и введен в действие на территории муниципального образования "Чусовское городское поселение" налог на имущество физических лиц. Установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения на территории муниципального образования "Чусовское городское поселение" определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Правовая природа административного иска об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости направлена на установление сведений федерального государственного информационного ресурса (Единого государственного реестра недвижимости), носящих общедоступный характер и использующихся для определения налоговых и иных платежей (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
Результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Правоотношения по оспариванию кадастровой стоимости регулируются нормами законодательства в сфере оценочной деятельности.
Частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
При этом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Асманкин О.В. обратился в суд с таким требованием, представив отчет об оценке от 11.05.2018 № 06-03/18-2, составленный оценщиком Г., осуществляющим оценочную деятельность на основании трудового договора с ООО «КСИ Консалтинг», содержащим сведения о рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 07.11.2013г.
Принимая во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости, то результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и обязанности.
В соответствии с государственным контрактом № 37Д/2012 от 18.06.2012 по состоянию на 22.06.2012 на территории Пермского края проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, за исключением земельных участков (далее по тексту ГКО ОН).
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края утверждены постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 N 1588-п.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков), утвержденная указанным постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края по состоянию на 22 июня 2012 года.
Вышеуказанный объект недвижимости не вошел в перечень объектов ГКО ОН, поскольку поставлен на государственный кадастровый учет 07.11.2013.
В соответствии со статьей 24.19 Закон об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с этой статьей Федерального закона.
Предусмотренные указанной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 N П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменении их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно Уставу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", учреждение вправе создавать филиалы на территории Российской Федерации, которые осуществляют деятельность от имени учреждения.
В целях реализации норм статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок N 113).
Порядком N 113 установлены механизм определения кадастровой стоимости для соответствующих объектов недвижимости.
Пунктом 1.1 Порядка N 113 предусмотрено, что при осуществлении кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществлении кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", влекущих изменение его кадастровой стоимости применяются правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений, установленные данным Порядком.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 07.11.2013, с применением удельного показателя кадастровой стоимости (далее – УПКС) 18 858,59 руб./кв.м., по состоянию на ту же дату, сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 14.12.2013.
Расчет кадастровой стоимости осуществлялся по средневзвешенному УПКС, соответствующему назначению здания «нежилое» для данного населённого пункта, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 N 1588-п.
В этой связи рыночная стоимость спорного объекта недвижимости, устанавливаемая в качестве кадастровой, должна быть определена на эту же дату.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3).
Представленный административным истцом отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, порядок проведения оценки не противоречит требованиям, установленным федеральным стандартам оценки, поэтому подтверждает рыночную стоимость объекта оценки, определенную оценщиком.
Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, является членом саморегулируемой организации оценщиков, гражданская ответственность оценщика застрахована.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Содержание отчета свидетельствует о том, что выводы о рыночной стоимости не являются произвольными; при оценке объекта оценщик в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; отчет базируются на достоверных сведениях об объекте оценки; описание технических характеристик объекта оценки выполнено на основании визуального осмотра, сведений ЕГРН и технических документов; расчеты, произведенные в рамках затратного подхода, с применением метода сравнительной единицы отражает рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 07 ноября 2013 года.
Оценщик исследовал преимущества и недостатки каждого подхода и на основе анализа полученных им результатов определил итоговую стоимость, что отразил в отчете об оценки, составленном в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
При разрешении настоящего административного дела следует иметь в виду, что обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В случаях, когда административный ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленной административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административными ответчиками, заинтересованными лицами не представлено.
Доводы Правительства Пермского края о наличии недостатков, содержащихся в представленном административным истцом отчете об оценки, не подтверждены доказательствами, свидетельствующими о влиянии этих недостатков на величину итоговой стоимости, иных отчетов не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы рыночной стоимости не заявлено.
Утверждение Правительства Пермского края о том, что недостатки отчета повлияли на размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, материалами настоящего дела не подтверждается.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в ЕГРН (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В связи с изложенным суд считает необходимым указать дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в суд – 28 июня 2018 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административный иск Асманкина Олега Валентиновича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в виде нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, в размере, равном его рыночной стоимости 7511000 рублей, по состоянию на 07 ноября 2013 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 июня 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 29 августа 2018 года.
Судья /подпись/