Судья Радионова И.В.
Судья-докладчик Сальникова Н.А. № 33-389/2021 (№ 33-9826/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 февраля 2021 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Губаревич И.И.,
судей Черемных Н.К., Сальниковой Н.А.,
при помощнике судьи Бочкаревой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1974/2020 по исковому заявлению Трескова А.Н. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, о возложении обязанности выдать свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области
по апелляционной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,
по апелляционной жалобе ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 23 октября 2020 года,
у с т а н о в и л а:
Тресков А.Н. обратился в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», указывая в его обоснование, что его дом по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят> <адрес изъят> попал в зону затопления, в настоящее время находится в аварийном состоянии и не пригоден для дальнейшего проживания. Заключением межведомственной комиссии от 29.03.2020 выявлены основания для признания дома непригодным для проживания, на основании п.10 раздела II в соответствии с п. 47 раздела IV Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Между тем уведомлением №590 от 29.06.2020 ему отказано в назначении выплаты по причине «отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением».
Тресков А.Н. просил суд признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» № 590 от 29.06.2020 об отказе в назначении мер социальной поддержки – выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области; обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» выдать ему «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 23.10.2020 исковые требования Трескова А.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисова М.В. просит решение суда отменить по мотиву нарушения норм материального процессуального права. В обоснование доводов жалобы представитель указала, что истец не отвечает совокупности условий, необходимых для принятия решения о предоставлении МСП, так как жилое помещение истца не входит в зону затопления. Представленное постановление главы администрации Зареченского МО от 09.06.2020 № 63 о включении жилого дома по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> не может являться относимым и допустимым доказательством, подтверждающим факт нахождения жилого дома в зоне затопления.
Обращает внимание на ненадлежащее извещение министерства о судебном заседании 23.10.2020 при том, что копия определения от 13.10.2020 о принятии искового заявления к производству суда поступила в министерство только 22.10.2020, а первое судебное заседание по делу состоялось 21.10.2020.
В апелляционной жалобе представитель ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» Яценко Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы представитель указала, что постановление главы администрации Зареченского МО от 09.06.2020 № 63, на которое сослался суд, не является правовым актом главы муниципального образования «Тайшетский район» Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», соответственно, не может являться основанием для определения границ зон затопления и подтопления на территории муниципального образования «Тайшетский район» Иркутской области.
Указывает также, что суд в полном объеме исковые требования не рассмотрел, так как истец просил выдать ему свидетельство, а разрешил требования, которые истцом не ставились.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Зареченского МО Кирпиченко Н.Г. и истец Тресков А.Н. просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют отчеты об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором Почты России, почтовое уведомление, расписка, в заседание судебной коллегии не явились стороны, ходатайств об отложении, наличии уважительных причин неявки не заявили, истец Тресков А.Н., представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» просили рассмотреть дело без их участия. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Сальниковой Н.А., выслушав объяснение представителя Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, полагавшей решение подлежащим отмене, изучив материалы дела, дополнительные доказательства, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в апелляционном порядке и удовлетворении жалобы.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 2 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13.00 ч. 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий: 1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 6 Положения № 556-пп от 17.07.2019)
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Из п. 16 Положения усматривается, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции установил, что Тресков А.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 06.02.2015, выданной администрацией Зареченского муниципального образования.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.05.2015.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №558-пп «Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области» в границы затопленных (подтопленных) зон включена <адрес изъят> муниципального образования в границах: <адрес изъят>; <адрес изъят>, <адрес изъят>; <адрес изъят>.
Постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2019 №1147-пп «О внесении изменений в описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области, в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области» в указанные границы в муниципальном образовании «Тайшетский район» включена деревня Енисейка Зареченского муниципального образования.
Согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации Зареченского муниципального образования от 02.07.2019 №28-а, от 29.03.2020 № 30 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по результатам рассмотренных документов: заявления собственника, технического заключения по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома от 05.03.2020 № 0503-20-еЦЕН17-ТЗК, составленного по результатам обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> - выявлены основания для признания помещения по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, д<адрес изъят> <адрес изъят>, непригодным для проживания на основании п.10 раздела II в соответствии с п. 47 раздела IV постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Данное заключение подписано членами комиссии.
Решением ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» № 1 от 29.06.2020 Трескову А.Н. отказано в назначении мер социальной поддержки – в выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением.
Тресков А.Н. получил уведомление № 590 от 29.06.2020, согласно которому ему отказано в назначении «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением.
В качестве причины отказа в решении № 1 от 29.06.2020 и в уведомлении № 590 от 29.06.2020 указано на «отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением».
Истец, представитель истца, возражая относительно доводов стороны ответчика, пояснили, что жилое помещение по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, постановлением главы Зареченского муниципального образования от 09.06.2020 № 63 включено в границы чрезвычайной ситуации.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, а именно техническое заключение №0503-20-еЦЕН17-ТЗК, составленное ООО «Испытательный центр АЛМИР» 05.03.2020, распоряжение главы Зареченского муниципального образования от 29.04.2020 № 17, справку МУ «Администрация Зареченского муниципального образования» от 08.10.2020 №186, учитывая, что заключение межведомственной комиссии от 29.03.2019 № 30, которым выявлены основания для признания помещения по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, непригодным для проживания, принятое членами комиссии, о признании жилого помещения непригодным для проживания, не оспорены и не отменены в установленном законом порядке, при этом жилой дом истца включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования <адрес изъят>, истец постоянно проживал в жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации, иного жилья не имеет, до наступления неблагоприятных событий данное жилое помещение являлось пригодным для его проживания и единственным местом жительства, непригодность жилища возникла в результате чрезвычайной ситуации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению исковых требований, признав незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» № 1 от 29.06.2020 об отказе в назначении мер социальной поддержки в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, которые применены верно.
Доводы апелляционных жалоб о том, что истец не соответствует условиям Положения, утвержденного постановлением 556-пп, поскольку спорное жилое помещение не входило в зону затопления, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат материалам дела.
Как следует из вышеизложенных нормативных положений, одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.
Поскольку из заключения межведомственной комиссии, акта обследования, жилое помещение, принадлежащее истцу, признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции, не имелось.
Суд обоснованно указал, что постановление № 63 вынесено администрацией Зареченского муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, оно не отменено, является действующим, в связи с чем, ответчиком незаконно было отказано истцу в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Ссылка в жалобе на то, что суд в полном объеме исковые требования не рассмотрел, так как истец просил выдать ему свидетельство, а разрешил требования, которые истцом не ставились, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку правовые последствия в обоих случаях являются одинаковыми.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области судебной коллегией отклоняются на основании следующего.
Согласно ст. 153 ГПК РФ, судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», по смыслу ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, под получением первого судебного извещения или первого судебного акта лицом, участвующим в деле, иным участником процесса следует понимать получение, в том числе по электронной почте, судебного извещения либо вызова в предварительное судебное заседание, судебное заседание и (или) копии определения по делу (например, определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, назначении времени и места судебного заседания, об отложении судебного разбирательства).
13.10.2020 суд первой инстанции определил назначить дело к слушанию на 21.10.2020 и вызвать стороны в судебное заседание.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области извещалось о судебном заседании 21.10.2020 посредством направления судебной повестки по адресу: <адрес изъят> (л.д. 47), а также электронной почтой по адресу: obl_sobes.admirk.ru (л.д. 48).
Судебные заседания по делу состоялись 21.10.2020, 23.10.2020 (л.д. 102-105).
Учитывая, что на первое судебное заседание 21.10.2020 министерство извещено надлежащим образом, что представителем не отрицалось, и суд располагал данными о надлежащем извещении, при этом министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области относится к органам местного самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции выполнил свою обязанность по извещению ответчика, который обязан был самостоятельно предпринимать меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Доводы апелляционных жалоб входили в предмет исследования суда первой инстанции, наделены надлежащей и исчерпывающей оценкой.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы не могут быть приняты во внимание как направленные на переоценку доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, между тем, соглашаясь с оценкой, данной им судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает основания для предлагаемой переоценки.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не имеется.
Апелляционные жалобы не содержат доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 23 октября 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.И. Губаревич
Судьи Н.К.Черемных
Н.А. Сальникова