Дело № 2а-3448/2020
УИД 74RS0038-01-2020-003861-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2020 года с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Громовой В.Ю.
при секретаре Вадзинска К.Р.,
с участием помощника прокурора Мещеряковой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Патрушевой Ю.В. к Участковой избирательной комиссии № 2135 о признании действий незаконными, бюллетеней недействительными, отмене решения об итогах голосования,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты Собрания депутатов Сосновского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №15 Патрушева Ю.В. обратилась в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии №2135, в котором просит:
- признать несоответствующими закону действия участковой избирательной комиссии №2135, выразившиеся в ненадлежащем опечатывании сейф – пакетов, с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения, в которые были помещены избирательные бюллетени со дней досрочного голосования за 11 сентября 2020 года и 12 сентября 2020 года;
- признать недействительными бюллетени, извлеченные из ненадлежащим образом опечатанных сейф – пакетов на избирательном участке №2135;
- отменить решение УИК №2135 об итогах голосования на выборах депутатов Собрания депутатов Сосновского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №15.
В обоснование заявленных требований указано о том, что административный истец является зарегистрированным кандидатом на выборах в депутаты Собрания депутатов Сосновского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №15. При проведении досрочного голосования 11 сентября 2020 года, 12 сентября 2020 года, а также 13 сентября 2020 года при подведении итогов голосования были допущены многочисленные существенные нарушения избирательного законодательства, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей, и которые тем самым привели к недостоверному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. Был нарушен порядок подсчета бюллетеней: были вскрыты 4 сейф-пакета одновременно, бюллетени из сейф-пакетов высыпаны в общую кучу, проверка неповрежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения; число извлеченных из каждого отдельного сейф-пакета бюллетеней установленной формы не оглашено и не внесено в акт; тайна голосования нарушена, так как участковая комиссия после извлечения пакетов начала осуществлять действия по расфасовке бюллетеней по голосам. При подсчете голосов членами комиссии были обнаружены повреждения в месте опечатывания сейф–пакетов, в которых хранились заполненные избирателями бюллетени со дней досрочного голосования от 11 и 12 сентября 2020 года, а именно: в месте склейки отсутствовала специальная лента красного цвета, встроенная в сейф – пакет, которой фиксируется место склейки. Несоблюдение указанных требований вызывает сомнения в достоверности бюллетеней, которые содержались в спорных сейф – пакетах. Кроме того, акты в отношении каждого сейфа-пакета отсутствовали за 11 и 12 сентября, лишь после 20:30 13 сентября 2020 года и после вскрытия сейф-пакетов комиссия пошла заполнять акты. Полагает, что существенность нарушений избирательного процесса привели к искажению воли избирателей и воспрепятствовали её адекватному отражению в итогах голосования по участковой избирательной комиссии.
Протокольным определением суда от 20.10.2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена – Избирательная комиссия Челябинской области, Территориальная избирательная комиссия Сосновского муниципального района Челябинской области, в качестве заинтересованного лица- Самохвалов В.С..
Административный истец Патрушева Ю.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представители административного ответчика – участковой избирательной комиссии №2135, избирательной комиссии Челябинской области — Кашнова В.В., а также представитель административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Сосновского муниципального района Челябинской области Шакиров Р.Р. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях, из содержания которых следует, что сейф-пакеты с бюллетенями избирателей проголосовавших досрочно 11 и 12 сентября 2020 года были опечатаны с использованием специальных средств, а именно при запечатывании сейф – пакетов участковой избирательной комиссией №2135 на месте склейки каждого сейф – пакета была установлена пломба с нанесенной на неё печатью УИК №2135, подписями двух членов комиссии с правом решающего голоса и дополнительно проклеено клейкой лентой. Кроме того, на сейф – пакетах подписи ставили и наблюдатели, присутствующие при опечатывании. Акты о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика в помещении для голосования и голосования на дому и сейф – пакетов от 11 и 12 сентября 2020 года были составлены в соответствии с порядком досрочного голосования. Порядок досрочного голосования не содержит требование обязательного наличия красной ленты на сейф-пакете, опечатывание должно происходить таким образом, который исключает возможность вскрытия сейф – пакета без его видимого повреждения, что и было сделано участковой избирательной комиссией. Кроме того, все сейф – пакеты по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования помещались в сейф, который опечатывался специальной пломбой, при попытке вскрытия которой проявляется надпись «вскрыто». Утром 12 и 13 сентября 2020 года сейф участковой избирательной комиссии №2135 вскрывался в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей и сотрудника полиции. Все присутствующие видели, что пломба на сейфе не была повреждена. 13 сентября 2020 года членами участковой избирательной комиссии №2135 с правом решающего голоса в присутствии зарегистрированных кандидатов, членов комиссии с правом совещательного, наблюдателей после окончания времени голосования все сейф – пакеты были вскрыты. Каких-либо обращений, замечаний, возражений и прочих высказываний о том, что целостность сейф – пакетов нарушена в участковую избирательную комиссию №2135 от участников избирательного процесса не было. Общее число бюллетеней за все дни досрочного голосования совпало с количеством избирателей. Подсчет всех бюллетеней за все дни голосования является процедурным нарушением, которое не повлияло на установление действительной воли избирателей. Оснований для отмены решения участковой избирательной комиссии №2135 итогов голосования на выборах депутатов Собрания депутатов Сосновского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №15 не имеется, в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Председатель УИК №2135 (представитель административного ответчика) Амирова Т.Н. в судебное заседание не явилась, представила в суд письменное заявление о рассмотрении административного искового заявления Патрушевой Ю.В. в ее отсутствие.
Заинтересованное лицо Самохвалов В.С. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении административного искового заявления Патрушевой Ю.В. в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Патрушевой Ю.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (пункт 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (подпункт "а"); нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (подпункт "б"); других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (подпункт "д").
Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными (пункт 1.4 статьи 77).
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П не любые, а только существенные нарушения законодательства, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Судом установлено, что решением председателя Территориальной избирательной комиссии Сосновского района № от 08.06.2018 г. сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 2135 со сроком полномочий пять лет (2018-2023 гг.), назначив в ее состав членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса лиц согласно списку — А.Л.Е., А.Т.Н., М.Н.В., Н.Н.И., С.В.И.
Решением председателя Территориальной избирательной комиссии Сосновского района № от 30.07.2020 г. досрочно прекращены полномочия члена участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2135 А.Л.Е.
Решением председателя Территориальной избирательной комиссии Сосновского района № от 30.07.2020 г. назначены в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2135 П.А.С.., К.О.В.
Решениями Территориальной избирательной комиссии Сосновского района от 23.07.2020 зарегистрированы кандидаты в депутаты Собрания депутатов Сосновского муниципального района по избирательному округу № 15 - Л.П.А., М.Е.А., Патрушева Ю.В., Самохвалов В.С., Т.М.А. Ю.И.В.
Согласно протокола № участковой избирательной комиссии №2135 об итогах голосования по единому избирательному округу, данная избирательная комиссия установила, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, составило 485 человек, число полученных участковой комиссией бюллетеней составило 450, число бюллетеней выданных избирателям, проголосовавшим досрочно составило 113, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования 126, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 57, число погашенных бюллетеней составило 154, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 170, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 126, число недействительных бюллетеней – 37, число действительных бюллетеней – 259, число утраченных бюллетеней – 0, число бюллетеней, не учтённых при получении – 0.
Решением Территориальной избирательной комиссии Сосновского района № от 14.09.2020 г. выборы депутата Собрания депутатов Сосновского муниципального района шестого созыва по 21 одномандатному избирательному округу признаны состоявшимися и действительными. Депутатом Собрания депутатов Сосновского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №15 был избран Самохвалов В.С.
Оспаривая решение участковой избирательной комиссии №2135 об итогах голосования, Патрушева Ю.В. указывает в частности о том, что при подсчете голосов членами комиссии были обнаружены повреждения в месте опечатывания сейф–пакетов, в которых хранились заполненные избирателями бюллетени со дней досрочного голосования от 11 и 12 сентября 2020 года, а именно: в месте склейки отсутствовала специальная лента красного цвета, встроенная в сейф – пакет, которой фиксируется место склейки. Несоблюдение указанных требований, по мнению административного истца, вызывает сомнения в достоверности бюллетеней, которые содержались в спорных сейф – пакетах, и является основанием для признания их недействительными.
В судебном заседании административным истцом не оспаривалось отсутствие или наличие ленты в месте склейки сейф–пакетов, в которые упаковывались бюллетени для голосования, не оспаривался.
Постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года № утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее – Порядок).
В силу п. 1.8 Порядка досрочного голосования досрочное голосование проводится с использованием переносных ящиков для голосования, которые нумеруются. При проведении досрочного голосования в помещении по решению комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии, голосование может проводиться с использованием стационарного ящика для голосования. Для организации голосования в каждой из форм, указанных в пункте 1.2 Порядка, используется отдельный ящик (ящики) для голосования.
Согласно п. 1.11 указанного Порядка при проведении досрочного голосования с применением дополнительных форм организации голосования должна обеспечиваться тайна голосования, исключаться возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечиваться сохранность бюллетеней, а также учет голосов избирателей, участников референдума при установлении итогов голосования.
На основании п. 6.1 Порядка досрочного голосования до проведения досрочного голосования в соответствии с Порядком пустые переносные (стационарные) ящики для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего опечатываются (пломбируются).
Из положений п. 6.2 Порядка досрочного голосования следует, что по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение N 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.
Согласно п. 6.7 Порядка досрочного голосования вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка неповрежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения (сохранности сейф-пакета).
В целях контроля за целостностью сейф–пакетов, целостностью печатей (в случае их применения) при установлении итогов голосования участковой комиссией перед вскрытием сейф – пакетов наблюдатели, иные лица, указанные в пунктах 1 и 12 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частями 1 и 12 статьи 32 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», вправе осмотреть сейф – пакеты, опечатанные (запечатанные) в предыдущие дни, и составленные в отношении них акты. После осмотра под контролем председателя участковой комиссии сейф – пакетов и (или) актов к ним сейф – пакеты вскрываются в соответствии с Порядком.
В частности, из показаний свидетеля С.В.И. судом установлено, что сейф-пакеты были опломбированы, цвет сейф-пакетов был серебристого цвета, поставлена была печать на склейку, опломбировали и расписались. Акты составлялись каждый день, их составлял секретарь участковой комиссии. Сейф-пакеты были помещены в сейф, который также закрывали и опломбировали. Бюллетени, которые помещались в сейф-пакеты, брали из урн, пластикового ящика, который также был опломбирован. Когда опечатывали сейф-пакеты, жалоб не было. Использованные бюллетени были пересчитаны и погашены. Когда вскрывали сейф-пакеты, никто не жаловался, их целостность была не нарушена. Было после подсчета 164 бюллетеней, и по акту было 164 бюллетеней. Погашение бюллетеней было одновременно. Надежда Ивановна начала гасить, мы вскрыли сейф-пакет, и поступила жалоба от Патрушевой Ю.В.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля А.Д.С. показал, что он является действующим сотрудником полиции и по распоряжению своего руководства охранял общественный порядок и общественную безопасность в ходе проведения выборов на УИК №2135, в том числе и в ночное время. В его присутствии все сейф – пакеты с бюллетенями для голосования опечатывались, члены избирательной комиссии в них расписывались, после чего они убирались в сейф, который опечатывался. В ночное время он всё время находился возле указанного сейфа, обеспечивал сохранность его содержимого, за время его дежурства каких–либо происшествий не было. Жалоба поступала только от Патрушевой Ю.В.
Свидетель А.Л.Е. в судебном заседании пояснила, что все бюллетени были помещены в сейф-пакеты, все было оформлено и опломбировано. После чего все вкладывалось в большой сейф, который был опломбирован и на пломбе стоял девятизначный штрих-код. На следующее утро, когда достали сейф-пакет, на обозрение показывали его пломбу, которая не была нарушена. Когда сейф-пакеты были вскрыты, все было высыпано на стол, после этого нам запретили считать бюллетени, позже нам позвонили и сказали, что мы можем считать. В акте и в сейф-пакете одна и та же сумма. В актах все было заполнено.
Оснований не доверять изложенным показаниям вышеуказанных лиц у суда не имеется, их показания в полной мере являются последовательными, логичными, свидетели предупреждались об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, приведенные сведения в полной мере подтверждаются и имеющимся в материалах дела письменными доказательствами.
Из материалов дела (актов о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета) следует, что число бюллетеней, находившихся 11 и 12 сентября 2020 года в стационарных ящиках для голосования и в сейф - пакетах №, №, № и №, соответствовало числу бюллетеней, выданных избирателям.
Таким образом, давая объективную оценку всем имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к выводу о том, что досрочное голосование при проведении выборов в депутаты Собрания депутатов Сосновского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу №15 осуществлялось в полном соответствии с утвержденным Порядком досрочного голосования избирателей, утвержденного Центральной избирательной комиссией РФ от 24.07.2020 г. № 260/1916-7.
В частности, судом установлено, что все полученные в ходе досрочного голосования бюллетени членами участковой избирательной комиссии №2135, в присутствии наблюдателей со стороны административного истца, помещались в отдельный номерной сейф–пакет, который впоследующем опечатывался, на месте опечатывания свои подписи ставили не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Все сейф – пакеты помещались в сейф участковой комиссии, который опечатывался соответствующей пломбой. В отношении каждого сейф – пакета составлялся акт, который хранился вместе с ним. В ночное время сохранность сейфов обеспечилась силами сотрудников полиции. В утреннее время члены участковой комиссии вскрывали сейф, контролировали целостность сейф – пакетов и пломб. Вскрытие сейф – пакетов происходило членами участковой избирательной комиссии №2135, в присутствии наблюдателей. Какие – либо жалобы относительно необеспечения надлежащей сохранности бюллетеней для досрочного голосования в адрес членов УИК №2135 не поступало.
Таким образом, указанные обстоятельства в своей совокупности, по мнению суда, свидетельствуют о том, что в ходе проводившихся выборов в депутаты Собрания депутатов Сосновского муниципального района членами участковой избирательной комиссии №2135 принимались должные меры по обеспечению сохранности бюллетеней для голосования, полученных в ходе процедуры досрочного голосования, в связи с чем основания для признания действий УИК №2135 несоответствующими закону отсутствуют.
Доводы административного истца об отсутствии специальной ленты, встроенной в сейф – пакет, которой фиксируется место склейки, по мнению суда, не опровергает вышеуказанных выводов.
Ссылка на имеющиеся в сети интернет разъяснения Председателя ЦИК, в которых она указывает о необходимости фиксации места склейки сейф – пакета лентой красного цвета, не опровергает того обстоятельства, что указанные разъяснения носят исключительно рекомендательный характер.
Каких–либо объективных доказательств, в подтверждение своих доводов относительно того, что со стороны членов УИК №2135 наблюдателям административного истца чинились какие – либо препятствия в контроле за деятельностью данной комиссии в материалы дела не представлено, тогда как указанные обстоятельства в полной мере опровергаются показаниями свидетелей С.В.И., А.Л.Е. и А.Д.С., а также и просмотренной видеозаписью.
Из просмотренных в судебном заседании видеозаписей, судом установлено, что все бюллетени были объединены. Подсчет бюллетеней с каждого сейф-пакета не производился.
Являбтся несостоятельными доводы административного истца о том, что был нарушен порядок подсчета бюллетеней: были вскрыты 4 сейф-пакета одновременно, бюллетени из сейф-пакетов высыпаны в общую кучу, проверка неповрежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения; число извлеченных из каждого отдельного сейф-пакета бюллетеней установленной формы не оглашено и не внесено в акт, поскольку, по мнению суда, нарушение данного порядка не привело к нарушению чьих – либо прав, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что конкретный избиратель не смог осуществить голосование по причине нехватки ему соответствующего бюллетеня в материалы дела не представлено.
С учётом изложенного, не имеется оснований для признания бюллетеней для голосования недействительными и отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, поскольку все перечисленные административным истцом обстоятельства в своей совокупности не мешают определить действительную волю избирателей, а каких–либо существенных нарушений в ходе осуществления выборов в депутаты Собрания депутатов Сосновского муниципального района округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу №15 на избирательном участке №2135, не допущено, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований Патрушевой Ю.В. о признании незаконными действий участковой избирательной комиссии №2135, бюллетеней недействительными, а также об отмене решения об итогах голосования.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Патрушевой Ю.В. к Участковой избирательной комиссии № 2135 о признании действий незаконными, бюллетеней недействительными, отмене решения об итогах голосования, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сосновский районный суд Челябинской области.
Председательствующий В.Ю. Громова
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2020 года.
Председательствующий