Дело № 2-756/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
13 июня 2017 года г. Красный Сулин
Ростовская область
Судья Красносулинского районного суда Ростовской области Мищенко Е.В.
при секретаре Сергеевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению УСЗН <адрес> к Козловой С.А. о взыскании денежных средств
у с т а н о в и л :
В Красносулинский районный суд Ростовской области обратилось Управление социальной защиты населения <адрес> (далее УСЗН) с иском к Козловой С.А. о взыскании денежных средств по тем основаниям, что УСЗН в период 2014 -2017 г.г. гражданке Козловой С.А., согласно представленных ею заявлений, назначало и производило выплаты пособий на её четверых детей: пособие на ребенка/детей одинокой матери и ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ) на детей из многодетных семей.
Осуществление выплаты указанных выше пособий установлено: Областным законом от 22.10.2004 г. № 176-ЗС «О пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области» (далее закон № 176-ЗС) и постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 г. «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления». Пособие на ребенка назначается и выплачивается по месту проживания или пребывания родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок. Однако, 12 апреля 2017 года в УСЗН поступили справки из ГКОУ РО «<данные изъяты> <адрес> о том, что трое детей ответчицы находятся на полном государственном обеспечении в названном учреждении, а именно: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании приказа от 09 октября 2014 года №; ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании приказа от 01 сентября 2015 года №; ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании приказа от 28 ноября 2016 года №. Козлова С.А., поместив детей на полное государственное обеспечение в ГКОУ РО <данные изъяты>» <адрес> - не сообщила об этом в УСЗН, чем допустила нарушение положений закона №176-ЗС и как следствие, неправомерно получала суммы выплачиваемых ей пособий на троих детей, которые фактически совместно с ответчицей не проживают. В настоящее время с Козловой С.А. проживает один ее ребенок - сын ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Протоколами УСЗН от 12 апреля 2017 года № (по лицевому счету №) и № (по лицевому счету №) произведен расчет сумм (подлежащих ответчицей возмещению), согласно которым размеры пособий, подлежащих возврату, составляют: 37560,00 рублей (пособие на ребенка/детей одинокой матери); 15743,00 рублей (ЕДВ на детей из многодетных семей), итого: 53303,00 рублей. Козловой С.А. было направлено уведомление от 19 апреля 2017 года с предложением уплатить в добровольном порядке указанию сумму долга в срок до 03 мая 2017 года, однако, данное требование не выполнено.
Просит суд взыскать с Козловой С.А. в пользу Управления социальной защиты населения <адрес> излишне выплаченные ей суммы пособий в размере 53303,00 рублей.
Представитель истца УСЗН <адрес> по доверенности ФИО11 в судебном заседании в полном объеме поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и просила суд удовлетворить их.
Ответчик Козлова С.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела была извещена надлежащим образом (л.д. 24), с ходатайством об отложении слушания дела в суд не обращалась, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, и оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно нормам Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. ч. 1, 2 ст. 38).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены виды государственных пособий. Порядок назначения и выплаты пособия устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Осуществление выплат пособий на ребенка одинокой матери и ежемесячной денежной выплаты на детей из многодетных семей установлены Областным законом от 22.10.2004 года № 176-ЗС «О пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области» и постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 года «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления».
Согласно п.1 ст.1.1 Областного закона № 176-ЗС право на пособие на ребенка имеет одинокий родитель (усыновитель, опекун, попечитель) или один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, установленную Правительством Ростовской области в соответствии с Областным законом "О прожиточном минимуме в Ростовской области".
В силу п.3 ст. 1.1 Областного закона № 176-ЗС пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия прекращается, если: среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения; ребенок находится на полном государственном обеспечении; лицо, претендующее на назначение пособия на ребенка, или получатель пособия на ребенка лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; ребенок объявлен полностью дееспособным или приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ст. 12 Областного закона № 176-3C получатели пособия на ребенка обязаны своевременно извещать Учреждение об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, а также о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пособия на ребенка или прекращение его выплаты. Срок, в течение которого получатели пособия на ребенка обязаны сообщить об изменении условий, влияющих на выплату пособий, не может превышать три месяца, начиная с месяца наступления соответствующих обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что Козлова С.А. являлась получателем пособия на ребенка/детей одинокой матери и ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) на детей из многодетных семей, что сторонами не оспаривается.
Согласно справкам директора школы-интерната следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучается в ГКОУ РО «<данные изъяты> в <данные изъяты> классе на основании приказа № от 28 ноября 2016 года; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучается в ГКОУ РО «<данные изъяты>» во <данные изъяты> классе на основании приказа № от 01 сентября 2015 года; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучается в ГКОУ РО «<данные изъяты>» в <данные изъяты> классе на основании приказа № от 09 октября 2014 года. Дети обучаются по очной форме обучения и находятся на полном государственном обеспечении (л.д.11,12,13).
Ответчик Козлова С.А. о наступлении события, влекущего прекращение выплаты пособия, УСЗН Красносулинского района не уведомила и выплата пособия Козловой С.А. продолжалась по 31 марта 2017 года и была прекращена в связи получением сведений из школы-интерната.
Согласно протоколу № от 12 апреля 2017 года следует, что размер излишне выплаченных денежных сумм получателю пособия на ребенка/детей одинокой матери - Козловой С.А. составил:
- за период с 01 ноября 2014 года по 31 декабря 2014 года на ребенка ФИО3 в сумме 1328,00 рублей;
- за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года на детей ФИО3 и ФИО2 в сумме 10530,00 рублей;
- за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года на детей ФИО3, ФИО2 и ФИО1 в сумме 18700,00 рублей;
- за период с 01 января 2017 года по 31 марта 2017 года на детей ФИО3, ФИО2 и ФИО1 в сумме 7002,00 рублей, а всего в сумме 37560,00 рублей (л.д.7).
Согласно протокола № от 12 апреля 2017 года следует, что размер излишне выплаченных денежных сумм получателю ЕДВ на детей из многодетных семей - Козловой С.А. составил:
- за период с 01 ноября 2014 года по 31 декабря 2014 года на ребенка ФИО3 в сумме 664,00 рублей;
- за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года на детей ФИО3 и ФИО2 в сумме 5265,00 рублей;
- за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года на детей ФИО3, ФИО2 и ФИО1 в сумме 7480,00 рублей;
- за период с 01 января 2017 года по 31 марта 2017 года на детей ФИО2 и ФИО1 в сумме 2334,00 рублей, а всего в сумме 15743,00 рублей (л.д.8).
Общая сумма переплаты Козловой С.А. составила 53303,00 рублей.
В ходе рассмотрения спора ответчиком факт получения пособия в период с ноября 2014 года по март 2017 года, включительно, в указанном выше размере не оспаривался.
Суд исходит из того, что после предоставления детям места в ГКОУ РО «<данные изъяты> получатель пособия - Козлова С.А. о наступлении события, влекущего прекращение выплаты пособия, УСЗН <адрес> не уведомила, что привело к незаконному получению пособия в размере 53303,00 рублей.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом была установлена недобросовестность ответчика, а потому заявленные истцом суммы подлежат взысканию с Козловой С.А. в полном объеме.
Поскольку истец был освобожден от уплаты госпошлины при подаче настоящего иска в суд, то в силу ст. 103 ГПК РФ госпошлина, в размере 1799,09 рублей, исчисленная в соответствии с положениями ч.1 ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования УСЗН <адрес> удовлетворить.
Взыскать с Козловой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу Управления социальной защиты населения <адрес> излишне выплаченные суммы пособия в размере 53303 (пятьдесят три тысячи триста три) рубля 00 копеек.
Взыскать с Козловой С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доход местного бюджета госпошлину в сумме 1799 (одна тысяча семьсот девяносто девять) рублей 09 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2017 года.
Судья: Е.В. Мищенко