дело №2-719/2018
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 25 сентября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Чёрного Д.М. к Управлению ГИБДД МВД по Республике Коми о восстановлении регистрационного учета транспортного средства,
установил:
Чёрный Д.М. обратился в суд с исковым заявлением к отделу ГИБДД МО МВД России «Сыктывдинский» о восстановлении регистрационного учета транспортного средства. В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора купли-продажи № 17/11 от 17.11.2011 приобрел у ООО «Автомеханика» транспортное средство – Тягач седельный 731506, 2011 года выпуска, стоимостью 2 250 000 рублей, с паспортом транспортного средства от 17.06.2011 №. Впоследствии, данное транспортное средство в установленном законом порядке поставлено на учет в ОГИБДД МО МВД России «Сыктывдинский», и истцу выдано свидетельство о регистрации транспортного средства. С момента регистрации транспортного средства до декабря 2013 года истец использовал его по прямому назначению. 24.12.2013 в адрес Чёрного Д.М. поступило извещение ОГИБДД МО МВД России «Сыктывдинский» о снятии транспортного средства с учета по тем основаниям, что в паспорте транспортного средства №, выданном на автомашину 731506, государственный регистрационный знак №, в пункте 17 указано одобрение типа транспортного средства № РОСС RU.МТ22.Е03125 П2 от 23.05.2011, которое не выдавалось, в связи с чем регистрационные действия с указанной автомашиной аннулированы. Истец, являясь добросовестным приобретателем транспортного средства, эксплуатировал его более 2 лет открыто и непрерывно. Кроме того указал, что транспортное средство соответствует установленным требованиям безопасности дорожного движения. Из-за отсутствия регистрации истец не может владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему транспортным средством, что послужило поводом для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 01.07.2015 исковые требования Чёрного Д.М. удовлетворены, на отдел ГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району возложена обязанность восстановить регистрацию транспортного средства за Чёрным Д.М. Тягача седельного марки 731506, 2011 года выпуска с идентификационным номером № с паспортом транспортного средства от 11.06.2011 №.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного решения возбуждено исполнительное производство № в отношении должника ОМВД России по Сыктывдинскому району.
Впоследствии, на основании определения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25.04.2018 в исполнительном производстве № произведена замена должника с ОМВД России по Сыктывдинскому района на УГИБДД МВД по Республике Коми.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25.05.2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19.07.2018, решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 01.07.2015 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 31.07.2018 гражданское дело по иску Чёрный Д.М. к Управлению ГИБДД МВД России по Республике Коми о восстановлении регистрационного учета транспортного средства назначено к рассмотрению.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОМВД России по Сыктывдинскому району.
В судебном заседании истец Чёрный Д.М. указал о незаинтересованности в заявленных требованиях, впоследствии, покинул зал судебного заседания.
Представитель ответчика УГИБДД МВД по Республике Коми Гуляев С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал удовлетворению требований с учетом вновь открывшихся обстоятельств, связанных с тем, что транспортное средство истца не соответствуют требования безопасности дорожного движения.
Представитель третьего лица ОМВД России по Сыктывдинскому району Захваткина Л.Ю., уполномоченная соответствующей доверенностью, в судебном заседании возражала удовлетворению требований, в обоснование указав, что паспорт транспортного средства, выданный истцу является поддельным, а в отсутствие такого паспорта транспортное средство не может быть допущено к эксплуатации.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора купли-продажи 17/11 17.11.2011, заключенного между ООО «Автомеханика» и Чёрным Д.М., последний является собственником грузового тягача-седельного 731506, идентификационный номер № 2011 года выпуска.
Судом установлено, что 22.11.2011 произведена постановка на регистрационный учет названного автомобиля в органах ГИБДД Республики Коми, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства.
Из объяснений истца, установлено, что с момента регистрации транспортного средства до декабря 2013 года Чёрный Д.М. использовал транспортное средство по прямому назначению.
Из материалов дела также следует, что 27.11.2013 в адрес начальника УГИБДД ГУ МВД России по Республике Коми от ГУ МВД РФ по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступило сообщение об установленном по результатам служебной проверки факте нарушения ООО «Русспецтех» действующего законодательства при изготовлении и выпуске в обращение 61 единицы транспортных средств. В связи с указанными обстоятельствами, регистрация названных транспортных средств аннулирована, паспорта транспортных средств выставлены в базу розыска похищенной (утраченной) специальной продукции ГИБДД.
Впоследствии, а именно, 12.12.2013 в адрес главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Сыктывдинскому и Корткеросскому районам от УГИБДД МВД по Республике Коми поступило требование об аннулировании регистрации автомашины модели 731506 2011 года выпуска, с государственным регистрационным знаком № и направлении собственнику информационного письма с указанием причин аннулирования регистрации транспортного средства.
На основании названного письма, 24.12.2013 в адрес Чёрного Д.М. направлено извещение ОГИБДД МО МВД России «Сыктывдинский» о снятии транспортного средства с учета по тем основаниям, что в паспорте транспортного средства №, выданном на автомашину 731506, государственный регистрационный знак «№, в пункте 17 указано одобрение типа транспортного средства № РОСС RU.МТ22.Е03125 П2 от 23.05.2011, которое не выдавалось, в связи с чем, регистрационные действия с указанной автомашиной аннулированы.
Ссылаясь на то, что транспортное средство, собственником которого является истец, соответствует установленным требованиям безопасности дорожного движения, а в настоящее время из-за отсутствия регистрации он не имеет возможности владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, Чёрный Д.М. обратился с настоящим заявлением.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, обусловленное особым правовым режимом данного источника повышенной опасности, предусмотрено Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон), который определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и устанавливающим порядок регистрации транспортных средств.
Пункт 3 статьи 15 Закона связывает допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещает регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
При этом пунктом 1 указанной нормы Закона предусмотрено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Из приведенных правовых норм следует, что реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с техническими параметрами предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, поэтому регистрация транспортных средств, которая невозможна без наличия сертификата соответствия, является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении. Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации.
При этом, допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств на момент регистрации транспортного средства были установлены Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720.
В соответствии с пунктом 5 Технического регламента, одобрение типа транспортного средства является документом, удостоверяющим соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям Технического регламента.
В п. 1, 2 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (далее - Положение), установлено, что организациями и (или) предпринимателями паспорта транспортного средства выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 01.07.1993 и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций и предпринимателей документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС), выданного на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или одобрения типа шасси.
В силу п. 23, 27 28 V Технического регламента проверка выполнения требований к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) проводится в форме одобрения типа. Обязательными условиями для оформления ОТТС (одобрения типа шасси) являются положительные результаты анализа производства изготовителя, проводимого органом по сертификации, подтверждающие: наличие организационных и технических мероприятий, обеспечивающих стабильность характеристик продукции или параметров производственного процесса; наличие планов проведения периодических проверок и испытаний выпускаемой продукции для подтверждения ее соответствия требованиям настоящего технического регламента; наличие предписаний, касающихся эксплуатации транспортных средств, а также их предпродажной подготовки, технического обслуживания и ремонта; наличие мер по восстановлению соответствия выпускаемых и, при необходимости, находящихся в эксплуатации транспортных средств (шасси) требованиям настоящего технического регламента в случае выявления несоответствий, обнаруженных при проведении проверок или испытаний транспортных средств (шасси). ОТТС проводится в определенном порядке, по результатам которого органом по сертификации дается заключение о возможности оформления ОТТС (одобрения типа шасси) при условии соответствия транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента, действующим на момент оформления удостоверяющего соответствие.
Таким образом, из изложенного следует, что одобрение типа транспортного средства является документом, подтверждающим соответствие транспортного средства требованиям Технического регламента и возможность допуска транспортного средства к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по результатам служебной проверки, проведенной УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по факту нарушения действующего законодательства ООО «Русспецтех» при производстве и выпуске в обращение транспортных средств, установлено, что паспорт транспортного средства№ на транспортное средство марки 731506 (идентификационный номер: №; государственный регистрационный знак: №) заполнено с нарушениями п. 41 Положения, а именно, в п.17 паспорта отражено ОТТС №РОСС RU.MT22.E03125П2 от 23.05.2011, которое не выдавалось.
В связи с указанными обстоятельствами, регистрация, в том числе названного транспортного средства аннулирована, паспорт транспортного средства выставлен в базу розыска похищенной (утраченной) специальной продукции ГИБДД.
Таким образом, указанные обстоятельства по существу свидетельствуют о том, что паспорт транспортного средства № на транспортное средство марки 731506 (идентификационный номер: №; государственный регистрационный знак: №) выдан Чёрному Д.Н. в нарушение п. 2 Положения.
Судом установлено, что 24.12.2013 транспортное средство марки 731506 (идентификационный номер: № с государственным регистрационным знаком № снято с регистрационного учета.
Анализируя предоставленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что вопреки требованиям пп. 6, 7, 8, 23, 27, 28 Технического регламента документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств в виде ОТТС на транспортное средство марки 731506, собственником которого является истец, не выдавался, процедуру ОТТС, принадлежащий Черному Д.Н. автомобиль, не проходил.
Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15.06.1998 № 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Подпунктом «з» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, установлено, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, а именно: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющим скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.
В пункте 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (далее – Правила) указано, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 данных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Пункт 3 Правил связывает невозможность проведения регистрационных действий с транспортными средствами с представлением документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств в виде ОТТС на транспортное средство марки 731506, собственником которого является истец, не выдавался, что, исходя из анализа приведенных выше норм права не подтверждает соответствие принадлежащего Чёрному Д.М. транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, прекращение ответчиком регистрации транспортного средства является правомерным и соответствует требованиям пунктов 3, 51 Правил.
Не может остаться без внимания суда и то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 02.08.2016 по гражданскому делу №2-979/2016 транспортное средство марки 731506, 2011 года выпуска, идентификационный номер № признано не отвечающим требованиям безопасности дорожного движения, в связи с чем, запрещена его эксплуатация.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истцом доказательств, подтверждающих соответствие спорного транспортного средства требованиям действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, не предоставлено.
Анализируя имеющееся в материалах дела экспертное заключение от 15.04.2015, подготовленное в рамках проведенной по делу судебной автотехнической экспертизы, согласно которому техническое состояние транспортного средства тягач-седельный 731506, идентификационный номер № 2011 года выпуска, собственником которого является Чёрный Д.М., соответствует требованиям безопасности дорожного движения, о чем свидетельствует диагностическая карта, суд приходит к выводу, что указанное заключение с учетом предоставленных в материалы дела данных не может быть принято в качестве достаточного и безусловного доказательства соответствия спорного транспортного средства требованиям действующего законодательства в области безопасности дорожного движения. При этом, необходимо отметить, что техническая исправность транспортного средства не является безусловным основанием для регистрации транспортного средства.
Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации.
На основании изложенного, принимая во внимание, что доказательств соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения истцом не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку действия ответчика соответствовали требованиям действующего законодательства, регулирующие порядок и основания прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства, при этом законные права и интересы Чёрного Д.М. действиями ответчика не нарушены.
При этом ограничение правомочий собственника транспортного средства, обусловленное особым правовым режимом данного источника повышенной опасности, в данном случае нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов, как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
В данном случае речь идет не о нарушении прав собственника, а о соблюдении специального порядка допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Более того, по убеждению суда, сам по себе факт возникновения права собственности Чёрного Д.М. на автомобиль не порождает обязанности соответствующих органов допустить указанный автомобиль к участию в дорожном движении.
Между тем, необходимо отметить, что прекращение регистрации транспортного средства в данном случае не выступает непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства. Для этого необходимо установить соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Чёрного Д.М. к Управлению ГИБДД МВД по Республике Коми о восстановлении регистрационного учета транспортного средства «Тягач седельный» 731506 марки «Volvo» 2011 года выпуска с идентификационным номером № с паспортом транспортного средства от 11.06.2011 № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30.09.2018.
Судья Ю.В. Рачковская