Дело № 33-3640/2022
УИД 47RS0017-02-2021-001811-89
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 21 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Г.Ю.,
судей Головиной Е.Б., Хрулевой Т.Е.,
при секретаре Григорьевой Я.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-127/2022 по апелляционной жалобе администрации МО «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 9 марта 2022 года, которым частично удовлетворены исковые требования Тихвинского городского прокурора, действующего в интересах Звездочкиной Д.В., к Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, администрации МО «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области об обязании выделить финансирование, предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.Ю., выслушав объяснения представителя ответчика Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области - Богославской Ю.В., действующей на основании доверенности, представителя истца Тихвинского городского прокурора – Амантаевой А.А., действующей на основании удостоверения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила :
Тихвинский городской прокурор, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд в интересах Звездочкиной Д.В. с иском к Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, администрации МО «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области об обязании в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выделить финансирование, предусмотренное для обеспечения Звездочкиной Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированных жилых помещений, об обязании не позднее трех месяцев со дня выделения финансирования предоставить Звездочкиной Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Постановлением администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Звездочкина Д.В. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Звездочкина Д.В. достигла совершеннолетия, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, жилых помещений в собственности не имеет, она включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Поскольку Звездочкиной Д.В. не предоставлено жилое помещение, прокурор обратился в суд с заявленным иском.
Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 9 марта 2022 года исковые требования Тихвинского городского прокурора, действующего в интересах Звездочкиной Д.В., удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию муниципального образования «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области предоставить Звездочкиной Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам. В удовлетворении остальной части исковых требований Тихвинскому городскому прокурору отказано.
В апелляционной жалобе администрация МО «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив дело, выслушав объяснения явившихся лиц, определив о рассмотрении жалобы в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Правила формирования списка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 397, были разработаны и приняты в соответствии с поручением Президента Российской Федерации о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих единый порядок формирования Списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению порядка формирования списка, формы заявления о включении в список, примерного перечня документов, необходимых для включения в список, сроков и оснований принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, сроков включения в список, а также порядка исключения детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 17 июня 2011 года № 47-оз «О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Звездочкина Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решениями Сланцевского городского суда Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № и от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № родители Звездочкиной Д.В. лишены родительских прав.Постановлением администрации муниципального образования «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Звездочкина Д.В. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в части обязания администрации муниципального образования «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области предоставить Звездочкиной Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, поскольку, учитывая, что Звездочкина Д.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и на момент рассмотрения дела в суде не исключена из данного списка, Звездочкина Д.В. по достижении 18 летнего возраста должна была быть обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда, однако жилое помещение ей не предоставлено.
Признавая наличие оснований для обеспечения Звездочкиной Д.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда, Постановлением главы администрации МО «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Звездочкина Д.В. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области.
Таким образом, Звездочкина Д.В. как лицо, включенное в список, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, что правомерно отражено в решении суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы администрации МО «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области о том, что основной причиной необеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, к которым относится Звездочкина Д.В., является отсутствие достаточного финансирования на указанные цели из средств областного бюджета, в связи с чем в адрес Комитета образования направляются уточненные заявки о выделении дополнительных денежных средств, на что Комитет образования отвечает отсутствием финансирования для исполнения администрацией государственного полномочия по предоставлению жилого помещения Звездочкиной Д.В., судебная коллегия считает необоснованным и подлежащим отклонению ввиду следующего.
Согласно пункту 2.2.3 Положения о Комитете общего и профессионального образования Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 6 марта 2017 года № 47, на Комитет образования возложено осуществление в отношении несовершеннолетних полномочий органа исполнительной власти Ленинградской области, к компетенции которого отнесены вопросы опеки и попечительства в соответствии с областным законом от 31 марта 1997 года № 7-оз «Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области», а также вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, когда государственные полномочия в указанной сфере (отдельные государственные полномочия) переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области на основании областного закона.
При этом, отдельное государственное полномочие Ленинградской области по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, согласно п. 5 ст. 2 областного закона от 17 июня 2011 года № 47-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области», передано администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области.
Статьей 5 вышеназванного областного закона установлено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном законе об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год в форме субвенций. Порядок расходования указанных средств определяется Правительством Ленинградской области. Общий объем субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется в соответствии с методиками согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 к настоящему областному закону.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 областного закона № 47-оз на Комитет образования возложена обязанность обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Комитет образования, являясь главным распределителем бюджетных средств, осуществляет свои полномочия в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой отсутствуют полномочия в виде финансирования деятельности органов местного самоуправления.
Согласно пп. 5 п. 1. ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств имеет полномочия по составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнению соответствующей части бюджета.
Таким образом, на Комитет образования возлагается обязанность лишь обеспечивать передачу средств, которые предусматриваются в областном законе об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год в форме субвенций.
В соответствии с областным законом Ленинградской области от 22 декабря 2020 года № 143-оз, Тихвинскому муниципальному району на 2021 год в областном бюджете Ленинградской области были предусмотрены финансовые средства в размере 17111,3 тысяч рублей на осуществление отдельного государственного полномочия Ленинградской области по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Как следует из материалов дела, Комитет образования надлежащим образом выполнил свои финансовые обязательства перед администрацией по передаче финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 9 марта 2022 года законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 9 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<данные изъяты>