Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чегдомын 22 октября 2021 года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Ханбикова Р.М.
с участием представителя административного ответчика Мельникова Ю.В.
при секретаре Косоговой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю к Пенькову <данные изъяты> о взыскании задолженности по страховым взносам, транспортному налогу, пени, с ходатайством о восстановлении срока на подачу административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к административному ответчику, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Пеньков С.А. является собственником транспортного средства – трактора, государственный регистрационный знак 2230ХТ27.
В нарушение требований Налогового кодекса РФ Пеньков С.А. не уплатил в установленный срок транспортный налог за 2019 год. В целях досудебного урегулирования спора инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование от 03.02.2021 № 1463 об уплате транспортного налога, пени и установлен срок погашения числящейся задолженности.
Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Пеньков С.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 19.03.2014 и прекратил свою деятельность 21.12.2020.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ Пеньков С.А. за указанный период являлся плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и в соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов за расчетный период должна быть осуществлена не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В целях досудебного урегулирования спора инспекцией в адрес должника были направлены требования от 09.10.2017 № 255242, от 24.01.2018 № 259275, от 25.01.2018 № 260101, от 14.12.2018 № 44210, от 28.01.2019 № 269242, от 10.01.2020 № 1263, от 03.02.2021 № 1463 об уплате страховых взносов, пени и установлен срок погашения числящейся задолженности.
Межрайонная ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю обратилась в судебный участок с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Пенькова С.А. задолженности по страховым взносам и транспортному налогу. Мировым судьёй судебного участка № 52 Верхнебуреинского района 09.07.2021 вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
В нарушение ст. 48 НК РФ уполномоченная инспекция не вынесла решение о взыскании за счет имущества налогоплательщика в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате по причине смены статуса налогоплательщика.
После установления данного факта было выявлено, что обязанность по уплате налогов, взносов, пени налогоплательщиком не исполнена, при этом процессуальный срок для применения мер взыскания в рамках статьи 48 НК РФ истек.
Административный истец просит суд взыскать с Пенькова <данные изъяты> задолженность по обязательным платежам на общую сумму 133386 руб. 31 коп., а именно:
- транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 2090 руб., пени – 18 руб. 65 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 99070 руб., пени – 2119 руб. 48 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 3796 руб. 85 коп., пени – 347 руб. 79 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 25513 руб. 49 коп., пени – 429 руб. 23 коп., а также просит восстановить срок для подачи указанного административного искового заявления.
Представитель МИФНС России № 8 по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился. При подаче административного иска ходатайствовал о его рассмотрении в отсутствие представителя.
Поскольку место жительства административного ответчика Пенькова С.А. неизвестно, определением суда от 15.09.2021 к участию в деле в качестве его представителя привлечен адвокат Мельников Ю.В. (л.д. 64).
Представитель административного ответчика Мельников Ю.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска и восстановлении срока его предъявления.
На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, поскольку обязательной явка указанного лица не является, и судом не признавалась.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела Пеньков С.А. является собственником транспортного средства – <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, право собственности зарегистрировано 02.11.2005 (л.д. 13).
На основании налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику начислен транспортный налог за 2019 год в размере 2090 рублей (л.д. 14).
В адрес Пенькова С.А. налоговым органом направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате транспортного налога, пени со сроком уплаты до 30.03.2021 (л.д. 23, 30).
Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Пеньков С.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 19.03.2014 и прекратил свою деятельность 21.12.2020 (л.д. 10-12).
Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю в адрес Пенькова С.А. направлялись требования:
- от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций и индивидуальных предпринимателей) на сумму 3796 рулей 85 копеек, пени 5031 рубль 75 копеек со сроком уплаты до 27.10.2018 (л.д. 48);
- от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 23400 руб. и пени в размере 59 руб. 67 коп. со сроком погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 18, 28 - обратная сторона);
- от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 4590 руб., пени в размере 11 руб. 70 коп. со сроком погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 16, 28);
- от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате пени в размере 1813 руб. 91 коп. за несвоевременную уплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 со сроком погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 20, 29);
- от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 26545 руб., пени в размере 303 руб. 20 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 5840 руб., пени в размере 416 руб. 11 коп. со сроком погашения задолженности до 15.02.2019 (л.д. 25, 26-27, 30 обратная сторона);
- от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 26354 руб., пени в размере 55 руб. 04 коп.;
недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 6884 руб., пени в размере 12 руб. 91 коп. со сроком погашения задолженности до 30.01.2020 (л.д. 21, 22, 29 – обратная сторона);
- от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 19771 руб. 82 коп., пени в размере 61 руб. 62 коп.;
- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 8199 руб. 49 коп., пени в размере 25 руб. 56 коп.;
- а также по транспортному налогу за 2019 год в размере 2090 руб., пени 18 руб. 65 коп. со сроком погашения задолженности до 30.03.2021 (л.д. 23, 24, 30).
Определением мирового судьи судебного участка № 52 судебного района «Верхнебуреинский район Хабаровского края» от 9 июля 2021 г. в принятии заявления Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю о вынесении приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу и страховым взносам за 2016-2020 годы с Пенькова С.А. отказано (л.д. 7).
Часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) предусматривает, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В абз. 2 п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения.
Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат.
Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование и транспортный налог являются различными налогами, суд рассматривает вопрос о восстановлении срока для подачи указанного административного искового заявления по каждому виду отдельно.
Согласно материалам дела, определением мирового судьи судебного района «Верхнебуреинский район Хабаровского края» на судебном участке № 52 от 09.07.2021 в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Пенькова С.А. задолженности по транспортному налогу и страховым взносам за 2016-2020 годы отказано (л.д. 7).
Поскольку результатом обращения налогового органа к мировому судье судебного района «Верхнебуреинский район Хабаровского края» на судебном участке № 52 стало определение об отказе в принятии заявления, то такое обращение вне зависимости от сроков его осуществления, даты получения копии судебного акта, не изменяет порядка исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском о взыскании платежей.
Материалами дела установлено, что в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования от 09.10.2017 № 255242 на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, со сроком исполнения до 27.10.2018, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей (л.д. 48). Следовательно, срок подачи заявления о взыскании указанных страховых взносов истек 27.04.2019 (27.10.2018 + 6 месяцев).
В течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования от 25.01.2018 № 260101 на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, со сроком исполнения до 13.09.2018, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица за 2017, 2018, 2019 года, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей (л.д. 17). Следовательно, срок подачи заявления о взыскании указанных страховых взносов истек 13.03.2019 (13.09.2018 + 6 месяцев).
Также, в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования от 24.01.2018 № 259275 на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) со сроком исполнения до 13.09.2018, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица за 2017, 2018, 2019 года, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей (л.д. 17). Следовательно, срок подачи заявления о взыскании указанных страховых взносов истек 13.03.2019 (13.09.2018 + 6 месяцев).
Согласно почтовому конверту Межрайонная ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю административное исковое заявление направлено в суд 11.08.2021 (л.д. 41, 46), в то время как срок обращения в суд истек.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 г. № 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Налоговый орган в ходатайстве о восстановлении срока обращения в суд указал на причины его пропуска: смена статуса налогоплательщика с индивидуального предпринимателя на физическое лицо.
Суд учитывает, что административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и, с учетом установленных обстоятельств по делу, не усматривает в указанных административным истцом доводах, уважительных причин пропуска срока.
Доказательств наличия объективных препятствий для обращения в суд с требованиями о взыскании страховых взносов и пени, начисленных за неуплату страховых взносов:
- на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017;
- на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2017, 2018, 2019 годы;
- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) за 2017, 2018, 2019 годы в установленный законом срок налоговым органом не представлено.
Иных исключительных обстоятельств, которые бы препятствовали административному истцу обратиться в суд с указанными требованиями в течение установленного законом срока, в ходатайстве не приведено и не установлено в судебном заседании, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока по требованиям о взыскании указанных страховых взносов.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В то же время суд считает, что срок обращения административного истца с требованиями о взыскании с административного ответчика:
- транспортного налога за 2019 год в размере 2090 руб., пени 18 руб. 65 коп.,
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) за 2020 год в размере 19771 руб. 82 коп., пени – 61 руб. 62 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год в размере 8199 руб. 49 коп., пени – 25 руб. 56 коп.на момент предъявления иска в суд не истек, поскольку налоговый орган обратился в суд с указанными требованиями в установленный законом срок.
Суд считает, что требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю о взыскании с Пенькова С.А. транспортного налога за 2019 год, страховых взносов за 2020 год, пени за несвоевременную уплату указанных налогов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст., 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 8 Налогового кодекса РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются плательщиками страховых взносов.
В силу ч. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период адвокатами, производится ими самостоятельно.
В силу ч. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В силу ч. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.
Таким образом, действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов в пенсионный фонд, а также в фонды обязательного медицинского страхования.
Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента его прекращения.
Согласно п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со статьей 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Транспортный налог относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ).
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Статья 358 НК РФ предусматривает, что объектом налогообложения признаются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статья 360 НК РФ предусматривает, что налоговым периодом признается календарный год.
Пунктом 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Закон Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» в порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, устанавливает и вводит в действие обязательные к уплате на территории Хабаровского края региональные налоги.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 указанного Закона налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые льготы, порядок исчисления налога устанавливаются главой 28 части второй Налогового кодекса.
Статья 6 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 предусматривает, что налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В случае уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки (неуплаты в срок) налогоплательщик в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ должен уплатить пени.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Как установлено в судебном заседании Пеньков С.А. с 25.07.2000 являлся индивидуальным предпринимателем, его деятельность прекращена 21.12.2020.
Кроме этого, Пеньков С.А. является собственником транспортного средства – <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, право собственности зарегистрировано 02.11.2005.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление с расчетом подлежащих уплате транспортного налога, с указанием срока уплаты налога. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В связи с тем, что в установленный срок указанные налоговые платежи Пеньков С.А. не уплатил, ему было направлено требование от 03.02.2021 № 1463 об уплате недоимки по страховым взносам за 2020 год, транспортному налогу за 2019 год и пени, со сроком погашения задолженности до 30.03.202.
Требования налогового органа об уплате указанных недоимок и пени ответчиком не исполнены. Доказательств уплаты задолженности ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 3 Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (действующего в период возникновения спорных правоотношений) юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежит именно на налогоплательщике.
Согласно положениям ст.ст. 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает применение налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Произведенный расчет пени суд находит верным. Начисление ответчику пени является обоснованным, поскольку в судебном заседании установлено, что транспортный налог ответчиком не уплачен.
Суд, проверив полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей, соблюдение срока обращения в суд, правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, суд находит требования административного истца о взыскании с административного ответчика Пенькова С.А. задолженности по страховым взносам, транспортного налога, пени подлежащими удовлетворению частично.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ и абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета, в размере 1105 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю к Пенькову <данные изъяты> удовлетворить частично.
Взыскать с Пенькова <данные изъяты>, ИНН № задолженность на общую сумму 30167 (тридцать тысяч сто шестьдесят семь) рублей 14 копеек, в том числе:
- транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 2090 рублей, пени 18 рублей 65 копеек,
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) за 2020 год в размере 19771 рубль 82 копейки, пени – 61 рубль 62 копейки;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 2017 года, за 2020 год в размере 8199 рублей 49 копеек, пени – 25 рублей 56 копеек.
Взыскать с Пенькова <данные изъяты> в доход Верхнебуреинского муниципального района государственную пошлину в размере 1105 (одна тысяча сто пять) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2021 года.
Судья Р.М. Ханбиков