РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2023 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Рудяевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-177/2023 по исковому заявлению прокурора Приуральского района ЯНАО, действующего в интересах Серасхова С.А., к ГКУ «Центр занятости населения ЯНАО» о признании незаконным решения об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, признании права на признание безработным, возложении обязанности по принятию решения о постановке на регистрационный учет безработных граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приуральского района ЯНАО, действующего в интересах Серасхова С.А., обратился в суд с иском к ГКУ «Центр занятости населения ЯНАО» о признании незаконным решения об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, признании права на признание безработным, возложении обязанности по принятию решения о постановке на регистрационный учет безработных граждан.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района по обращению Серасхова С.А. проведена проверка по факту невыплаты ГКУ «Центр занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа» пособия по безработице. Установлено, что Серасхов С.А., 24.12.2021, посредством портала «Работа в России» обратился в ГКУ «Центр занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа» с заявлением о постановке его на регистрационный учет безработных граждан. По результатам рассмотрения заявления ГКУ «Центр занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа» принято решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным от 30.12.2021 №. Основанием для принятия указанного решения послужило представление Серасховым С.А. документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным. Из заявления Серасхова С.А. от 24.12.2021 следует, что местом жительства Серасхова С.А. является жилое помещение, по адресу: Приуральский район, с. Катравож, ул. Лесная, №. Одновременно по указанному адресу он значится в качестве зарегистрированного по месту пребывания с 07.04.2021. Установлено, что с 15.03.2021 Серасхов С.А. состоит на учете в ФКУ УИИ УФСИН России по ЯНАО. Также Серасхов С.А. состоит на учете в управлении по труду и социальной защите населения администрации Приуральского района по категории «Малоимущий, одиноко проживающий гражданин», с 2017 года является получателем государственной социальной помощи в виде натуральной помощи, предусмотренной Законом ЯНАО от 27.10.2006 № 55-ЗАО «О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе». Серасхов С.А., при подаче заявления о постановке его на регистрационный учет безработных граждан в дистанционной форме, действовал добросовестно, представил сведения о месте своего жительства, необходимые для назначения пособия. В целях защиты прав Серасхова С.А. прокурором района, 26.08.2022, в адрес ГКУ «Центр занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа» внесено представление об устранении нарушений закона, которое оставлено без удовлетворения.
Просил признать решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным от 30.12.2021 №, незаконным; признать за Серасховым С.А. 27.09.1978 года рождения, право на признание его безработным; возложить на ГКУ «Центр занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа» обязанность принять решение о постановке Серасхова С.А. на регистрационный учет безработных граждан.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Салехард ФИО4, действующий на основании поручения удовлетворении требований иска.
Серасхов С.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований иска.
Представитель ответчика Никифоров А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска.
Представитель третьего лица в судебном заседании участия не принимал, извещен.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее также - единая цифровая платформа) информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения; не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости; не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 настоящего Закона); осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Согласно ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.
Таким образом, перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статье 3 названного Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он не содержит такого основания, позволяющего не признать гражданина безработным, как наличие временной регистрации по месту пребывания.
Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 утверждены Правила регистрации безработных граждан, согласно п. 6 которых, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании: заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным; документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 № 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)", о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации. Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан или представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил регистрации граждан. Документы представляются зарегистрированным гражданином в день его явки в центр занятости населения, дата которой установлена в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Центр занятости населения подтверждает получение от зарегистрированного гражданина указанных документов путем направления зарегистрированному гражданину соответствующего уведомления в день представления зарегистрированным гражданином документов. В случае отсутствия в центре занятости населения документов и (или сведений), необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, центр занятости населения направляет зарегистрированному гражданину уведомление не позднее 3 календарных дней до даты явки, установленной в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений.
Таким образом, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане:
указавшие в заявлении, что не претендуют на признание себя безработными, независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации; указавшие в заявлении, что претендуют на признание себя безработными, - по месту жительства. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Судом установлено, что Серасхов С.А. фактически проживал по адресу: Приуральский район, с. Катравож, ул. Лесная, №, однако не был зарегистрирован по месту жительства, а лишь значился и значится в качестве зарегистрированного по месту пребывания с 07.04.2021.
Решением ответчика от 30.12.2021 № Серасхову С.А. отказано в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, в связи с предоставлением гражданином документов, содержащих заведомо ложных сведений об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
Установлено, что через систему межведомственного электронного взаимодействия поступили сведения из МВД: «Сведения о паспорте и адресе регистрации по месту жительства не соответствуют», при этом, ответчик 16.09.2022 в ответе на вопрос рассмотрения представления прокурора, указал на данный факт.
Таким образом, установив, что у Серасхова С.А. регистрация по месту жительства на территории Приуральского района отсутствовала и отсутствует, суд не находит правовых оснований для признания незаконным решения ответчика об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным от 30.12.2021 №.
При этом суд, обращает внимание на то, что прокурор не заявлял требования об установлении факта проживания Серасхова С.А. по адресу: Приуральский район, с. Катравож, №, установление которого в судебном порядке позволило бы в установленном законом порядке признать его безработным. При этом, ответчик 16.09.2022 в ответе на вопрос рассмотрения представления прокурора, указал, что защита прав гражданина возможна путем обращения в суд с заявлением об установлении факта его места жительства.
Приведенные нормы права устанавливают право на обращение с заявлением о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, по месту его жительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительство гражданина определяется по месту его регистрации.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в ст. 20 ГК РФ, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации поскольку согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Юридический факт устанавливается в особом производстве, когда отсутствует спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта. При наличии спора о праве, данный факт подлежит установлению в порядке искового производства, однако, таких требований заявлено не было.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, иск прокурора не подлежит удовлетворению в полном объеме. Более того, требование иска о признании права гражданина на признание безработным не основано на нормах права, поскольку любое право, в частности право на признание безработным, в силу закона уже принадлежит гражданаину.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Приуральского района ЯНАО, действующего в интересах Серасхова С.А., к ГКУ «Центр занятости населения ЯНАО» о признании незаконным решения об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, признании права на признание безработным, возложении обязанности по принятию решения о постановке на регистрационный учет безработных граждан, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова