Судья Елистратова О.Б. Дело № 7-21-125
Р Е Ш Е Н И Е
20 февраля 2017 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя ТСЖ «Маленькая Америка» Сафонова С.С. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 15 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников жилья «Маленькая Америка»,
у с т а н о в и л а:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды управления Росприроднадзора по Приморскому краю Переверзева С.А. № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ТСЖ «Маленькая Америка» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 15 декабря 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба председателя ТСЖ «Маленькая Америка» Сафонова С.С. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Сафонов С.С. подал жалобу, в которой просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав законного представителя юридического лица Сафонова С.С., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю Сайко Л.В., прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Приморскому краю в отношении ТСЖ «Маленькая Америка» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2014 года.
Согласно данному протоколу ТСЖ «Маленькая Америка» является организацией, осуществляющей деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой юридическое лицо осуществляет обращение с отходами.
При этом юридическим лицом в установленные сроки (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным календарным кварталом) не производилась плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ТСЖ «Маленькая Америка» должностным лицом к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда с выводами должностного лица о наличии в деянии юридического лица состава данного административного правонарушения согласился, указав при этом, что передача отходов организации оказывающей услуги по их вывозу, приемке с последующим их размещением, хранением, переработкой и утилизацией, не освобождает ТСЖ от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, обжалуемые постановление должностного лица и судебное решение нельзя признать законными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 данного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 данного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года № 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.
Привлекая Товарищество собственников жилья к административной ответственности, должностное лицо и впоследствии судья городского суда сделали вывод о том, что в процессе осуществления деятельности по управлению имуществом собственников жилых домов, которая включает в себя предоставление жилищных услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, однако, плата за данный вид негативного воздействия ТСЖ в установленные сроки не вносилась.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
Исходя из положений приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает у физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Из материалов дела следует, что в процессе деятельности ТСЖ осуществляет сбор и хранение коммунальных бытовых отходов, которые вывозятся специализированной организацией ООО «Порт ЭКО» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Закона об охране окружающей среды и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» (далее - постановление № 5-П) следует, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решение этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и соответственно переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
В соответствии со статьей 4 Закона об отходах право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относится и обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
При рассмотрении настоящего дела административным органом и при его пересмотре судьей городского суда председатель ТСЖ «Маленькая Америка» ссылался на то, что по условиям заключенного между ТСЖ и специализированной организацией ООО «Порт Эко» договора от ДД.ММ.ГГГГ последняя приобретает право собственности на отходы.
Наличие в договоре согласованных условий о переходе прав собственности на отходы, порождает обязанность у ООО «Порт Эко» по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья исходил из того, что необходимость внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду обусловлена фактом включения юридического лица в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Приморского края и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от 10 ноября 2010 года № 492.
Между тем, судьей оставлено без внимания, что по настоящему делу административным органом ТСЖ вменено неисполнение обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в связи с деятельностью по управлению жилыми домами, тогда как ТСЖ «Маленькая Америка» включено вданный перечень по основаниям пункта 6 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, а именно - в связи с наличием объектов, подлежащих государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 293.
Однако ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу на наличие у ТСЖ перечисленных в пункте 6 Перечня объектов административный орган не ссылается.
Таким образом, в ходе производства по делу вопрос о том, в чем именно выражается негативное воздействие на окружающую среду, всестороннего исследования не получил, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены. При этом не имеется объективных данных, свидетельствующих о том, что в процессе осуществляемой ТСЖ деятельности на окружающую среду оказывается такое воздействие, которое отвечает установленным законом признакам негативного воздействия.
Кроме этого, как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленный ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Приморскому краю Дремель Н.С. в отношении ТСЖ «Маленькая Америка», не подписан должностным лицом, его составившим (л.д. 74-79).
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи должностного лица, его составившего, исключает протокол из круга допустимых доказательств, поскольку лишает его статуса процессуального документа. Указанный недостаток не может быть устранен при рассмотрении дела об административном правонарушении с помощью иных средств доказывания.
С учетом изложенного при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностному лицу Управления Росприроднадзора по Приморскому краю, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежало возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков. Указанные требования старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Приморскому краю Переверзевым С.А. выполнены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица управления Росприроднадзора по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ и решение Находкинского городского суда Приморского края от 15 декабря 2016 года, вынесенные в отношении ТСЖ «Маленькая Америка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСЖ «Маленькая Америка» подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановление и решение.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление старшего государственного инспектора управления Росприроднадзора по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 15 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ТСЖ «Маленькая Америка» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Судья С.П. Судницына