Решение по делу № 2а-4158/2016 от 24.10.2016

Дело № 2а-4158/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2016 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Завгороднего А.В.,

при секретаре Кокпоевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Стрелкова <данные изъяты> к Министерству внутренних дел по Республике Алтай о признании незаконным решения и обязании удалить сведения из базы учета,

УСТАНОВИЛ:

Стрелков М.Б. обратился в суд с иском к МВД по Республике Алтай о признании незаконным решения и обязании удалить сведения из базы учета, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу в органы МВД по РА в должности <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с сокращением занимаемой должности. Фактическим поводом для увольнения послужили сведения в базе учета Информационного Центра МВД по РА о привлечении Стрелкова М.Б. к уголовной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> УК РФ, не смотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ указанное дело прекращено <данные изъяты> судом по ст. 25 УПК РФ. При сокращении работодатель не предложил истцу другую имеющуюся работу. После увольнения Стрелков М.Б. неоднократно обращался в устной форме в МВД по РА с вопросом о трудоустройстве, на что ему было отказано в связи с тем, что в базе учета ИЦ МВД по РА имеются сведения о его привлечении к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела, несмотря на то, что ранее при наличии указанной информации истец был принят в органы МВД по РА. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об исключении сведений о привлечении его к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела из базы учета ИЦ МВД по РА. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ на указанное заявление, согласно которому сведения о прекращении уголовного дела не могут быть удалены из базы, поскольку нормативными документами МВД РФ установлены сроки хранения информации на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела, в отношении которых прекращены в связи с примирением сторон – до достижения ими 80-летнего возраста. С ответом истец не согласен, поскольку ответчик не указал конкретные нормативные документы МВД РФ, на которые ссылается. Срок хранения персональных данных может устанавливаться только ФЗ, а не ведомственными нормативно-правовыми актами. Учитывая, что Стрелков М.Б. не имеет непогашенной и неснятой судимости, ответчик осуществляет хранение и обработку персональных данных истца вопреки выполнению возложенных на полицию обязанностей. Информация о лицах, не являющихся осужденными, не подлежит внесению в банки данных. Наличие сведения в базе ИЦ МВД по РА о привлечении Стрелкова М.Б. к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела повлекли за собой общеправовые последствия, в частности увольнение с работы и ограничение его прав на дальнейшее трудоустройство. Кроме того, данная информация не носит закрытый характер и может быть подвергнута публичному доступу. На основании изложенного истец просит признать незаконным решение МВД по РА об отказе в удалении из базы учета ИЦ МВД по РА сведений о привлечении Стрелкова М.Б. к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела по ст. 25 УПК РФ; обязать ответчика удалить из базы учета ИЦ МВД по РА указанные сведения, в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов Стрелкова М.Б.

В судебном заседании истец Стрелков М.Б. и его представитель Табакаев Ю.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Захарова Т.Г. возражала по удовлетворению требований истца, просила отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно справке Информационного центра МВД по РА от ДД.ММ.ГГГГ, Стрелков М.Б. привлекался к уголовной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ дело прекращено <данные изъяты> судом <данные изъяты> по ст. 25 УПК РФ.

Письмом МВД по РА от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в удалении сведений о прекращении уголовного преследования.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ (пункты 1, 5).

Составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел является полиция, которая имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ (ч. 1 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона «О полиции»).

Исходя из положений ч. 1 ст. 3 указанного ФЗ правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, а также нормативные правовые акты МВД России.

В силу ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, кроме прочего, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с названным кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Таким образом, с учетом правовой основы деятельности и в целях выполнения установленных требований приведенной статьи полиция обязана осуществлять обработку персональных данных граждан, связанных с фактами уголовного преследования, которое, по смыслу положений главы 3 Уголовно-процессуального кодекса РФ, осуществляется в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления.

Частью 3 ст. 17 ФЗ «О полиции», введенного в действие с 1 марта 2011 г., установлено, что внесению в банки данных подлежит информация в том числе о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления.

Согласно п. 33 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право использовать в деятельности информационные системы, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления небольшой или средней тяжести (ст. 25 УПК РФ), не означает, что информация о таких лицах и фактах уголовного преследования подлежит уничтожению.

Согласно ч. 8 ст. 17 ФЗ «О полиции» персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Необходимость обработки подобных персональных данных граждан, связанных с фактами уголовного преследования, обусловлена положениями ст. 65 Трудового кодекса РФ и корреспондирующей ст. 331 этого же кодекса, абз. 3 ч. 2 которой предусмотрено, что к педагогической деятельности не допускаются лица, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 данной статьи.

В силу положений подп. «к» п. 1 ст. 22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» МВД России обязано выдавать физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Указанный документ представляется МВД России по межведомственному запросу регистрирующего органа в порядке и сроки, которые установлены Правилами представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1092.

Указание в справке сведений о факте прекращения уголовного преследования, в том числе в связи с примирением сторон, не означает установления виновности лица в совершении преступления, не противоречит действующему законодательству и само по себе не ограничивает право на труд и (или) осуществление предпринимательской деятельности или иных права гражданина.

Такая справка направлена на реализацию отдельных положений Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», непосредственно предусматривающих ограничения определенного вида трудовой и предпринимательской деятельности, к которой в соответствии с действующим законодательством не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

При этом решение об отказе в допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, во всех случаях принимается работодателем либо иным органом, осуществляющим допуск указанных лиц к трудовой или предпринимательской деятельности определенного вида, и может быть оспорено в судебном порядке.

Наличие в справке информации о факте прекращения уголовного преследования само по себе не влечет неблагоприятных последствий для истца.

Следовательно, МВД по РА осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте прекращения уголовного преследования и не принимает решение о допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такого факта.

Таким образом, отказ МВД по РА в удалении из базы учета ИЦ МВД по РА сведений о привлечении Стрелкова М.Б. к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела по ст. 25 УПК РФ, является законным.

При таких обстоятельствах, требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований Стрелкова <данные изъяты> к Министерству внутренних дел по Республике Алтай о признании незаконным решения об отказе в удалении из базы учета информационного центра МВД по РА сведений о привлечении Стрелкова М.Б. к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела по ст.25 УПК РФ, а также обязании удалить сведения о привлечении Стрелкова М.Б. к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела по ст.25 УПК РФ из базы учета информационного центра МВД по РА.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Завгородний

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2016 года.

2а-4158/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Стрелков М.Б.
Ответчики
МВД по РА
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
24.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2016Передача материалов судье
26.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2016Судебное заседание
24.10.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.10.2016[Адм.] Передача материалов судье
26.10.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее