УИД 32RS0№-62
Дело №2-591/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Шелакова М.М.,
при секретаре Ерохиной Л.А.,
с участием
представителя истца Седневой В.Н. – Цымбалюка В.В.,
представителя ответчика – ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» - Сенченковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя Седневой В.Н. - Цымбалюка В.В. к Государственному казенному учреждению <адрес> «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» о признании права на меры социальной поддержки, признании незаконным отказа в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, об обязании выдать удостоверение,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 через представителя по доверенности Цымбалюка В.В. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ трагически погиб ее сын ФИО1 проходивший военную службу в войсковой части №
Смерть ФИО1 связана с исполнением им обязанностей военной службы. На момент смерти ФИО1 имел статус ветерана боевых действий, ему было выдано удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ
В целях реализации права на меры социальной поддержки для членов семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, предусмотренных положениями статей 21, 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Седнева В.Н. как мать погибшего ветерана боевых действий обратилась в ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» с заявлением о выдаче ей удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, однако ей было отказано в выдаче такого удостоверения, поскольку правовые основания для выдачи указанного удостоверения отсутствуют, так как она не является получателем пенсии в Управлении ПФР по Брянской области по случаю потери кормильца.
Истец Седнева В.Н. полагает отказ ответчика в выдаче ей удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий незаконным и нарушающим ее права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», так как на момент своей смерти Седнев В.Н. являлся ветераном боевых действий, а потому ей как его матери неправомерно отказано ответчиком в выдаче данного удостоверения.
На основании изложенного, истец Седнева В.Н. просит суд признать незаконным отказ ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» в выдаче ей удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий; признать за ней (Седневой В.Н.) право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 21, 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»; обязать ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать Седневой В.Н. удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
Истец Седнева В.Н. в суд не явилась, воспользовалась правом ведения дела через представителя по доверенности Цымбалюка В.В.
В судебном заседании представитель истца – Цымбалюк В.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.) требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, поддержал в полном объеме и просил об их удовлетворении.
Представитель ответчика - ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» Сенченкова Т.Н., действующая на основании доверенности от 03.08.2021г., исковые требования не признала по доводам, изложенные в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) Дергачев А.Н. в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Определением судьи Дубровского районного суда Брянской области от 08 сентября 2021 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент семьи социальной и демографической политики Брянской области и Военный комиссариат Брянской области.
От третьего лица - Военного комиссариата Брянской области представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что требования Седневой В.Н. являются законными и обоснованными, а отказ в выдаче ей, как матери, удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, неправомерным, в связи с чем исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Третье лицо - Департамент семьи социальной и демографической политики Брянской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направило, ходатайств, заявлений и отзыв на исковое заявление не представило.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Седнева В.Н. является матерью ФИО1 что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.,
ФИО1 является ветераном боевых действий, что подтверждается соответствующим удостоверением серии БК № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из приказа командира <данные изъяты> Военно-транспортного авиационного полка (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ №-С по войсковой части <данные изъяты> следует, что прапорщик ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения в связи со смертью. Смерть наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно письменному ответу ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Седневой В.Н. по вопросу выдачи удостоверения как члену семьи умершего ветерана боевых действий, было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ Седнева В.Н. вновь обратилась в ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» с заявлением, в котором просила выдать ей удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
Письмами начальника ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. Седневой В.Н. было отказано в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, поскольку правовые основания для выдачи указанного удостоверения отсутствуют, так как она не является получателем пенсии в Управлении ПФР по Брянской области по случаю потери кормильца.
Полагая отказ в выдаче ей удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий незаконным и нарушающим ее права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», истец инициировала настоящий иск в суд.
Меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий установлены в статье 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах» (далее по тексту - Федеральный закон «О ветеранах»).
Согласно абзацу первому пункта 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации (ст.28 Федерального закона «О ветерана»).
Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 №519 (ред. от 21.05.2020) «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий») утверждены единый образец бланка такого удостоверения, описание бланка удостоверения и инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
В соответствии с пунктами 1 и 2 названной Инструкции удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.
Выдача удостоверений членам семьи погибшего (умершего) производится на основании личного заявления члена семьи погибшего (умершего) или законного представителя члена семьи погибшего (умершего), поданного в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011№553, следующими уполномоченными органами: гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», - органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение; гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также гражданам, не получающим пенсию, - государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрена мера социальной поддержки ветеранам в виде ежемесячной денежной выплаты.
В силу подп.7 п.1 ст.23.1 Федерального закона «О ветерана» право на ежемесячную денежную выплату имеют, в частности, члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (п.6 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах»).
По смыслу приведенных нормативных положений члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий имеют право на получение удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, подтверждающего их право на меры социальной поддержки, предусмотренные для них Федеральным законом «О ветеранах».
При этом, родителям погибшего (умершего) ветерана боевых действий меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Выдача членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий удостоверений, подтверждающих их право на меры социальной поддержки, в том числе, не получающим пенсию, производится государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (по данному делу таким органом для Седневой В.Н. является ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района»).
При этом доводы ответчика о том, что Седнева В.Н. как член семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действия должна быть нетрудоспособной с точки зрения пенсионного законодательства, находится на иждивении умершего сына и получать пенсию по потери кормильца, суд отклоняет как несостоятельные.
Из толкования п.2 ст.21Федерального закона «О ветеранах» следует, что данная категория лиц необязательно должна быть нетрудоспособной, поскольку меры социальной поддержки в соответствии с данной нормой закона назначаются независимо от получения любого вида пенсии (по инвалидности, по старости), нахождения на иждивении, т.е. предусмотрена возможность получения мер социальной поддержки, в том числе, и трудоспособными лицами.
Кроме того, в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.04.2006 г. №1611-ВС указывается, что формулировка «независимо от получения любого вида пенсии» означает, что право на меры социальной поддержки имеют не только граждане, перечисленные в п.2 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», получающие различные виды пенсии (по старости, инвалидности и т.д.), но и те из числа указанных граждан, кто не получает какую-либо пенсию.
Потому вышеуказанные доводы ответчика основаны на ошибочном толковании названной правовой нормы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о праве истца Седневой В.Н. на получение удостоверения, подтверждающего ее право на меры социальной поддержки и признает отказ ответчика в выдаче такого удостоверения незаконным.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При этом на истца обязанность по доказыванию разумности предложенного им срока исполнения судебного акта приведенной нормой права не возлагается.
Согласно разъяснениям, приведенным в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», при установлении срока, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из необходимости судебной защиты прав лиц, которые не имеют иной возможности, как только в судебном порядке осуществлять защиту своих прав и законных интересов, суд приходит к выводу, что срок для исполнения судебного решения в течение 10 (десяти) дней с момента его вступления в законную силу является разумным, достаточным для предоставления государственной услуги по выдаче соответствующего удостоверения, направлен на защиту нарушенных интересов истца и обеспечивает обоюдное соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования представителя Седневой В.Н. - Цымбалюка В.В. к Государственному казенному учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» о признании права на меры социальной поддержки, признании незаконным отказа в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, об обязании выдать удостоверение - удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» в выдаче ей удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий; признать за ней (Седневой В.Н.) право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 21, 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Обязать ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать Седневой В.Н. удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2021 года
Председательствующий по делу М.М. Шелаков