РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2020 года город Нягань
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего - судьи Низовой Ю.Е.,
при секретаре Хобиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Огородову Г.С. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по ХМАО – Югре, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Огородову Г.С. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование административного искового заявления, с учетом поступивших уточнений, административный истец указал, что Межрайонная ИФНС России № 3 по ХМАО – Югре в соответствии со ст. 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов.
В соответствии с имеющейся у налогового органа данными, Огородов Г.С. зарегистрирован в качестве адвоката, в связи с чем является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - налог на доходы физических лиц).
Уплата указанного налога за дата на сумму 16 797 руб. в установленный законодательством о налогах и сборах срок Огородовым Г.С. не произведена, в связи с чем были начислены пени на недоимку по указанному налогу, о чем в адрес административного ответчика было выставлено требование дата на сумму 1 609 руб. и требование дата об уплате пени на сумму 186,37 руб.
С учетом частичной оплаты административным ответчиком задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени, в настоящее время задолженность по требованию дата составляет 553,08 руб., по требованию дата – 57,45 руб.
Кроме того, административный истец указал, что Межрайонная ИФНС России № 3 по ХМАО – Югре в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 243-ФЗ) с 01.01.2017 осуществляет полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование.
В силу положений ст. 23, пп. 2 п. 1 ст. 419, ст. 420, п. 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых за расчетный период 2018 г. составил 5 840 руб. и подлежал уплате не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Административный ответчик обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в установленный законодательством о налогах и сборах срок не исполнил, в связи с чем налоговым органом в адрес Огородова Г.С. было направлено требование от дата об уплате недоимки страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 руб., начисленного по расчету за дата.
Требования в добровольном порядке Огородовым Г.С. исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены с указанным административным исковым заявлением в суд.
С учетом уточненных требований, Межрайонная ИФНС России № 3 по ХМАО – Югре просила взыскать с Огородова Г.С.:
сумму пени по требованию дата в размере 57,45 руб., а также по требованию дата в размере 553,08 руб., начисленные на недоимку по налогу на доходы физических лиц за период дата в размере 16 797 руб., а также налог за дата в размере 5 840 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по требованию от дата.
От административного ответчика поступили письменные возражения на иск, в котором Огородов Г.С. просил в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов возражений указал, что имеется вступившее в законную силу решение Няганского городского суда от дата по административному исковому заявлению налогового органа к Огородову Г.С. о взыскании обязательных платежей и санкций, которым установлено, что налог на доходы физических лиц за дата Огородовым Г.С. уплачен своевременно, в связи с чем пени на уплаченный вовремя налог не могли быть начислены.
По требованию о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование за дата Огородов Г.С. также просил отказать ввиду пропуска установленного законом шестимесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд по указанному требованию, срок исполнения которого истекает дата, тогда как иск подан дата.
Межрайонная ИФНС России № 3 по ХМАО – Югре, Огородов Г.С. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. Заявлениями в адрес суда стороны просили рассмотреть дело без их участия.
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», положений Федерального закона от 30.031999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях обеспечения соблюдения постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 N 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02.03.2020 N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»,
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2020 №24 на территории автономного округа с 31.03.2020 введен режим повышенной готовности, выразившейся в максимальном ограничении передвижения граждан (обязательной самоизоляции), который был продлен до 01.05.2020 (постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.04.2020 №29).
Указанные меры, носящие чрезвычайный характер, являются причиной ограничения прав граждан в организаций получения доступа к правосудию, ввиду ограниченности передвижения по причине введения режима самоизоляции.
При этом, постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 № 821, устанавливающим ограничение личного приема граждан в судах, а также определяющим рассмотрение категорий дел безотлагательного характера, дел в порядке приказного, упрощенного производства, предусмотрена возможность по усмотрению судьи рассматривать дела, не входящие в вышеприведенную категорию, то есть иные дела.
С учетом вышеприведенных обстоятельств и положений закона, а также надлежащего извещения Межрайонной ИФНС России № 3 по ХМАО – Югре, Огородова Г.С. о времени и месте рассмотрения административного дела, при наличии заявлений сторон о рассмотрении дела без их участия, с учетом положений ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия представителя административного истца, административного ответчика.
Изучив материалы административного дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации, а также п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу подпунктов 6 и 10 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации, иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в силу п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается в размере 13 процентов.
В соответствии с положениями ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты обязаны оплачивать налог с доходов от осуществления адвокатской деятельности.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная на основании данных поданной декларации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сама налоговая декларация предоставляется в налоговый орган по месту своего учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5, 6 ст. 227, ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела Огородов Г.С. осуществляет адвокатскую деятельность, в связи с чем является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.
Налоговым органом Огородову Г.С. был исчислен налог на доходы физических лиц в размере 16 797 руб. за дата, который административным ответчиков своевременно не уплачен, в связи с чем, в силу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц.
В адрес административного ответчика налоговый орган направил требования дата об уплате пени, начисленных по налогу на доходы физических лиц в размере 1 609 руб. и 186,37 руб. соответственно (л.д. 13-14, 17-18).
Указанные пени были начислены на недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2016 год, в связи с чем довод административного ответчика о том, что данные пени не могли быть начислены, поскольку налог на доходы физических лиц им был уплачен своевременно, что установлено судебным актом, не может быть принят судом во внимание, поскольку решением Няганского городского суда от дата установлена своевременная уплата Огородовым Г.С. налога на доходы физических лиц за дата, а не за дата.
Как следует из административного искового заявления, административным ответчиком также не оплачены страховые взносы на обязательное медицинское страхование за дата.
Ранее вопросы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ), согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 которого адвокаты являются плательщиками страховых взносов.
С 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов переданы налоговым органам, а правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ч. 1 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями пп. 2 п. 1 ст. 419, ст. 420, п. 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов в том числе на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых за расчетный период дата составил 5 840 руб.
Исходя из положений п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период в фиксированном размере уплачиваются плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Как следует из материалов дела Огородов Г.С. являлся действующим адвокатом, сведений о прекращении адвокатской деятельности материалы дела не содержат.
В связи с осуществлением административным ответчиком деятельности адвоката Огородов Г.С. был обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за дата в срок не позднее дата.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за дата, на неоплаченную сумму страховых выплат начислены пени в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, а также выставлено требование дата о необходимости уплаты вышеуказанных сумм в срок до дата.
По заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по ХМАО – Югре мировым судьей судебного участка № 2 Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от дата был вынесен судебный приказ о взыскании с Огородова Г.С. задолженности по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации: пеня за период с дата по дата в размере 742,62 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017): пеня за период с дата по дата в размере 43,53 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксируемом размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог за дата в размере 5 840 руб., всего на общую сумму 6 626,15 руб.
Вынесенный по итогам рассмотрения заявления судебный приказ по заявлению Огородова Г.С. был отменен о чем мировым судьей судебного участка № 2 Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вынесено определение от дата.
После отмены судебного приказа Межрайонная ИФНС России № 3 по ХМАО – Югре обратилась с настоящим иском в суд, в котором, с учетом уточненных требований, в связи с частично погашенной задолженностью по налогам и пени, просила взыскать с административного ответчика сумму пени по требованию дата в размере 57,45 руб., а также по требованию дата в размере 553,08 руб., начисленные на недоимку по налогу на доходы физических лиц за период дата в размере 16 797 руб., а также налог за дата в размере 5 840 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по требованию от дата.
Доказательств уплаты указанных сумм административным ответчиком не представлено. Размер суммы взыскиваемых сумм административным ответчиком не оспаривался.
С учетом приведенных положений закона, установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что уточненные требования налогового органа являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, проверяет полномочия административного истца, а также срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Указанное административное исковое заявление административный истец подал в суд в установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок, в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа.
Довод административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с указанным административным иском, суд считает несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемых налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, такая сумма не превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
По требованиям дата сумма налога, пеней не превысила 3 000 руб.
Сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб. по требованию дата, срок исполнения которого установлен до дата Налоговый орган с заявлением о вынесении судебного приказа обратился в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения по требованию №.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций имеет имущественный характер, следовательно, государственная пошлина должна рассчитываться по правилам абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании пп. 19 п. 1 ст. 336.36 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика, не освобожденного в силу закона от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета муниципального образования город Нягань подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Уточненные Требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворить.
Взыскать с Огородова Г.С., дата года рождения, ИНН №, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета:
по требованию дата сумму пени в размере 57 рублей 45 копеек, начисленную на недоимку налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации за период дата;
по требованию дата сумму пени в размере 553 рубля 08 копеек, начисленную на недоимку налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации за период дата;
налог за дата в размере 5 840 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по требованию от дата.
Сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц перечислить на отдельный лицевой счет получатель УФК МФ по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, ИНН 8610012636, КПП 861001001, р/с 401 018 105 657 705 100 01 в РКЦ г. Ханты-Мансийска, БИК 047162000, ОКТМО 71821153) КБК (пени по НДФЛ) 18210102020012100110.
Сумму задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере перечислить на отдельный лицевой счет получатель УФК МФ по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, ИНН 8610012636, КПП 861001001, р/с 401 018 105 657 705 100 01 в РКЦ г. Ханты-Мансийска, БИК 047162000, ОКТМО 71879000), КБК (ОМС с 01.01.2017) 18210202103081013160.
Взыскать с Огородова Г.С. в доход бюджета муниципального образования город Нягани государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Няганский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 17 апреля 2020 года.
Судья Няганского
городского суда Ю.Е. Низова