Дело № 2а-1051/2021
91RS0024-01-2020-006561-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 февраля 2021 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием представителя истца – Фоменко В.В., представителя ответчика – Керенской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шепневской Т. В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, первому заместителю председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Костину А. А.чу о признании действий незаконными,
установил:
Шепневская Т.В. обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр), первому заместителю председателя Госкомрегистра Костину А.А. со следующими требованиями: признать незаконными действия первого заместителя председателя Госкомрегистра Костина А.А. об отказе в исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером №<номер> обязать Госкомрегистр исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах и площади указанного земельного участка; взыскать с Госкомрегистра расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб. и государственной пошлины в размере 300 руб. В обоснование своих требований истец указала, что решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 04.02.2020 года по делу №<номер> признано недействительным и отменено решение Администрации города Ялта Республики Крым от 15.02.2017 года №<номер>-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 320 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> из Единого государственного реестра недвижимости исключены сведения о границах и площади указанного земельного участка, кадастровый номер №<номер>. С целью исполнения решения суда она обратилась в орган регистрации. Однако письмом ответчика от 14.10.2020 года №<номер> ей было отказано в исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости со ссылкой на то, что исключение из реестра сведений о земельном участке не представляется возможным. Истец считает данное решение незаконным, нарушающим ее права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании представитель истца Фоменко В.В. поддержал иск, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Госкомрегистра Керенская А.А. возражала против иска, ссылаясь на то, что истец не обращался в Госкомрегистр в установленном законом порядке с заявлением о совершении регистрационных действий.
Первый заместитель председателя Госкомрегистра Костин А.А. надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие указанного ответчика в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Установлено, что решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 04.02.2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 18.06.2020 года, признано недействительным и отменено решение Администрации города Ялта Республики Крым от 15.02.2017 года №715-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 320 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>»; из Единого государственного реестра недвижимости исключены сведения о границах и площади указанного земельного участка, кадастровый №<номер> (дело №2-80/2020, 33-4439/2020).
20.08.2020 года Шепневская Т.В. обратилась к председателю Госкомрегистра с письменным заявлением, составленным собственноручно, в котором просила исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером №<номер> на основании решения суда.
Данное обращение Шепневской Т.В. было рассмотрено ответчиком в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Письмами заместителя председателя Госкомрегистра Костина А.А. от 16.09.2020 года №54899/07/09 и от 14.10.2020 года №<номер> истцу дан ответ на обращение.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 5 ч.2 этой же статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
В силу положений части 3 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация возникновения или прекращения права собственности осуществляется на основании заявления лица, право которого возникает или прекращается.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона № 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 года N 883 установлен порядок представления заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядок представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 утверждена форма форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, административный истец вправе обратиться в орган регистрации с заявлением об осуществлении регистрационных действий, заполнив утвержденную форму.
Между тем заявление истца Шепневской Т.В. от 20.08.2020 года не соответствовало требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920, в связи с чем было правомерно рассмотрено ответчиком на основании Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
16.09.2020 года и 14.10.2020 года истцу направлены ответы, в которых даны разъяснения относительно регистрационных действий на основании решения суда. Установленный Федеральным законом N 59-ФЗ срок предоставления ответа на обращение ответчиком соблюден.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм закона, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо не только установление противоправности этих решений, действий (бездействия), но обязательно одновременно с этим установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. То есть нарушение прав обратившегося в суд лица является обязательным условием для реализации права на судебную защиту.
Поскольку ответ на обращение носит информативный характер, не обладающий признаками ненормативного правового акта, не содержит властно-распорядительных предписаний для лица, в отношении которого оно вынесено, и не порождает изменений в его правах и обязанностей, суд оставляет требования истца без удовлетворения.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ суд оставляет расходы по уплате услуг представителя и государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск Шепневской Т. В. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято 19 февраля 2021 года.