Дело №2-1192/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2013 года, г. Добрянка
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дьяченко М.Ю.
при секретаре Захарове Е.В.
с участием помощника прокурора г. Добрянки Пермякова Е.В., соистца Мерзляковой А.Д., представителя ответчика ТУ Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам Черемных В.П., действующей по доверенности, третьего лица Мерзляковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Добрянки в интересах Мерзляковой А.Д. к Правительству Пермского края, ТУ Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор г. Добрянки, действуя в интересах Мерзляковой А.Д., обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточненных требований, просит отменить пункт 3 постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. о закреплении за несовершеннолетней Мерзляковой А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилья по адресу: <адрес>, возложить на Правительство Пермского края обязанности предоставить Мерзляковой А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладающей статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Добрянского муниципального района Пермского края по нормам предоставления общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. Свои требования прокурор мотивирует тем, что в связи с обращением Мерзляковой А.Д., проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что заявитель относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители были лишены родительских прав. Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. над несовершеннолетней Мерзляковой А.Д. была установлена опека, опекуном назначена ФИО15 Пунктом 3 указанного постановления за несовершеннолетней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежавшее опекуну, супругу опекуна Мерзлякову А.Ю., их дочери Мерзляковой И.А. В ДД.ММ.ГГГГ года указанное жилое помещение было отчуждено собственниками. Несовершеннолетняя Мерзлякова А.Д. при этом была зарегистрирована по адресу: <адрес> в доме, принадлежащем Мерзляковой Н.В. По мнению прокурора, закрепление за несовершеннолетней Мерзляковой А.Д. жилого помещения было осуществлено с нарушением действующего законодательства, требований ст.71 ЖК РФ, так как нанимателем, членом семьи нанимателя либо членом семьи собственников закрепленного за ней жилого помещения несовершеннолетняя не являлась, в связи с чем постановление органа местного самоуправления в оспариваемой части препятствует реализации права Мерзляковой А.Д. на получение жилья во внеочередном порядке. Таким образом, как считает прокурор, Мерзлякова А.Д., обладающая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обучающаяся в настоящее время в МБОУ «Добрянская СОШ №4», не обеспечена жильем, следовательно, должна быть обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Помощник прокурора г. Добрянки в судебном заседании на иске настаивает, в своих объяснениях подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.
Соистец Мерзлякова А.Д. в судебном заседании иск поддержала по доводам, изложенном в исковом заявлении прокурора. Также пояснила, что в жилом помещении по <адрес> она зарегистрирована временно, до окончания школы. Собственник данного жилого помещения не признают за ней право на постоянное проживание в данном доме, так как членом семьи собственника с достижением ею совершеннолетия она не является.
Представитель ответчика ТУ Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Мерзлякова А.Д. обеспечена жильем, так как на основании постановления органа местного самоуправления за ней было закреплено жилое помещение по месту жительства опекуна Мерзляковой Н.В. с согласия последней.
Ответчик Правительство Пермского края в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Третье лицо Мерзлякова Н.В. в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что при учреждении опеки она давала согласие на проживание опекаемой Мерзляковой А.Д. в принадлежащем ей жилом помещении по <адрес> до достижения последней совершеннолетия. В дальнейшем указанная квартира была продана, а несовершеннолетняя Мерзлякова А.Д. зарегистрирована в доме по адресу: <адрес>, который принадлежит ей и ее супругу ФИО19. Когда опекаемой Мерзляковой А.Д. исполнилось 18 лет, она выбыла из-под опеки и перестала являться членом ее семьи. Она не признает за Мерзляковой А.Д. право на постоянное проживание в указанном доме. Членом семьи собственника жилого помещения Мерзлякова А.Д. не является. По окончанию школы Мерзлякова А.Д. планирует проживать отдельно от ее семьи.
Третьи лица Мерзляков А.Ю., Мерзлякова И.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо администрация Добрянского городского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Судом установлено, что Мерзлякова А.Д. родилась 31.10.1995г. В свидетельстве о рождении ее родителями значатся Мерзляков Д.А., Мерзлякова О.Г. (л.д.13).
Решением суда от 13.01.1999г. Мерзлякова О.Г. лишена родительских прав в отношении дочери Мерзляковой А.Д., 31.10.195г. (л.д.8).
Заочным решением суда от 17.10.2003г. Мерзляков Д.А. лишен родительских прав в отношении дочери Мерзляковой А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9).
Постановлением администрации г. Добрянки Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ. над несовершеннолетней Мерзляковой А.Д. установлена опека. Опекуном над несовершеннолетней внучкой назначена Мерзлякова Н.В., проживавшая по адресу: <адрес>. Пунктом 3 указанного постановления за несовершеннолетней Мерзляковой А.Д. закреплена квартира по адресу: <адрес> (л.д.10).
Жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежало на праве общей долевой собственности Мерзляковой И.А., Мерзляковой Н.В., Мерзлякову А.Ю. по 1/3 доли в праве на основании договора передачи жилых квартир в собственность, заключенного с администрацией г. Добрянки от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.20).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. право общей долевой собственности Мерзляковой И.А., Мерзляковой Н.В., Мерзлякова А.Ю. на квартиру по адресу: <адрес> прекращено ДД.ММ.ГГГГ. Собственником данного жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. является Меркурьева О.Б. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.27).
Мерзлякова А.Д. с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Мерзляковой Н.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.18-19, 21-25).
Сведения о правах Мерзляковой А.Д. на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, что подтверждается уведомлением из Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д.28).
Мерзлякова А.Д. обратилась к прокурору г. Добрянки с заявлением о нарушении ее законного права на предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке (л.д.5).
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение, закрепленное в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., гарантируется в России в соответствии с Конституцией РФ каждому.
В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст.8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч.2 ст.8 указанного Федерального закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Абзац 4 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом, Мерзлякова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО20. и отец ФИО21 лишены родительских прав.
Постановлением главы администрации г. Добрянки Пермской области №189 от 03.03.1999г. над несовершеннолетней Мерзляковой А.Д. установлена опека, опекуном назначена Мерзлякова Н.В., проживавшая по адресу: <адрес>.
Согласно этому же постановлению за Мерзляковой А.Д. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Причем данное жилое помещение, которое ДД.ММ.ГГГГ. было передано органом местного самоуправления в общую долевую собственность Мерзляковой И.А., Мерзляковой Н.В., Мерзлякову А.Ю., с ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора купли-продажи принадлежит на праве собственности Меркушевой О.Б.
При этом, как следует из объяснений Мерзляковой Н.В., данных в судебном заседании, родители Мерзляковой А.Д. в указанной квартире не проживали. Вселение и проживание опекаемой Мерзляковой А.Д. изначально носило временный характер, до достижения ею совершеннолетия.
Анализ представленных доказательств в совокупности позволяет суду прийти к выводу о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, являлось временным местом пребывания для несовершеннолетней Мерзляковой А.Д. В дальнейшем собственники произвели отчуждение данного жилого помещения Меркурьевой О.Б.
Таким образом, регистрация по месту жительства и проживание Мерзляковой А.Д. в квартире опекуна носили временный характер, поэтому сами по себе данные обстоятельства не могут свидетельствовать о возникновении у нее права пользования данным жилым помещением, равного с собственниками.
При таких обстоятельствах, суд признает незаконным и подлежащим отмене постановление администрации г. Добрянки Пермской области в части закрепления жилья за несовершеннолетней Мерзляковой А.Д., поскольку данное действие осуществлено в нарушение требований закона, а именно, ст.ст.145, 148 СК РФ и ст.71 ЖК РФ, из содержания которых следует, что закреплению полежит жилое помещение, в котором ребенок, оставшийся без попечения родителей, является собственником либо членом семьи собственника, нанимателем либо членом семьи нанимателя.
Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, Мерзлякова А.Д. не является членом семьи собственника закрепленного за ней жилого помещения по <адрес>. Доказательств иного суду не представлено.
Суд считает, что оспариваемым постановлением администрации г. Добрянки Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ. созданы препятствия к осуществлению Мерзляковой А.Д. ее законного права на внеочередное обеспечение жилой площадью по окончанию над ней опеки в связи с наличием социального статуса.
Оценив представленные доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Мерзлякова А.Д. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилыми помещениями в собственности не располагает, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в предоставлении жилья и имеет право на получение жилой площади вне очереди.
Жилое помещение по <адрес>, в котором на сегодняшний день зарегистрирована Мерзлякова А.Д., также не может быть признано постоянным местом жительства, поскольку собственник указанного жилого дома Мерзлякова Н.В. не признает ее членом своей семьи и считает регистрацию истца временной, до окончания последней учебного заведения.
Таким образом, в силу требований закона Мерзлякова А.Д. относится к категории лиц, которым жилье должно быть предоставлено вне очереди. Данное означает, что право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно требований, закрепленных в ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. №1939-419 (в ред. Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
По достижении возраста 18 лет;
До достижения возраста 18 лет – в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
По их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет – по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке дл детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом правительства Пермского края.
В соответствии со ст.23 Устава Пермского края правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Исходя из приведенных выше правовых норм, суд считает, что жилое помещение должно предоставляться Правительством Пермского края за счет средств Пермского края.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Мерзляковой А.Д., суд учитывает положения вышеприведенных правовых норм, из которых следует, что по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора г. Добрянки, действующего в интересах Мерзляковой А.Д., подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора г. Добрянки в интересах Мерзляковой А.Д. к Правительству Пермского края, ТУ Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам удовлетворить.
Отменить пункт 3 постановления главы администрации г. Добрянки № от ДД.ММ.ГГГГ. о закреплении за несовершеннолетней Мерзляковой Анастасией Дмитриевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилья по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Мерзляковой Анастасии Дмитриевне, ДД.ММ.ГГГГ., обладающей статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Добрянского муниципального района Пермского края по нормам предоставления общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
На решение суда в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд пермского края.
Судья М.Ю. Дьяченко
Не вступило в законную силу