Дело № 2-1032/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2018 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Порубовой О.Н.
при секретаре Силантьевой К.С.
с участием истца Величко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Величко Т.В. к администрации г.Томска о возложении обязанности по предоставлению на условиях договора найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
Величко Т.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Томска (с учетом уточнения) о возложении обязанности по предоставлению по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 25 кв.м.
В обоснование требований указано, что Величко Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать В.Н.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец В.В.О. умер ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Величко Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени Величко Т.В. жилым помещением не обеспечена.
Сославшись на положения ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», Закон Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», постановление администрации г. Томска от 26.12.2012 № 1591 «Об осуществлении переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями социального найма», просит обязать администрацию г. Томска предоставить Величко Т.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», в соответствии с нормой предоставления не менее 25 кв. м общей площади.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения требований в полном объеме по изложенным в отзыве основаниям.
Суд, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Заслушав истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из повторного свидетельства о рождении Величко Т.В. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью является В.Н.Н., отцом – В.В.О..
Из повторного свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мать истца В.Н.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Величко Т.В. – В.В.О. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается повторным свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, Величко Т.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что ответчиком не оспаривалось.
В настоящее время Величко Т.В. зарегистрирована в жилом помещении расположенном по адресу: , принадлежащим на праве общей совместной собственности Б.В.В. (дядя), Б.С.В. (дядя), Б.В.М. (дед), Б.З.Н. (бабушка), что подтверждается выпиской из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что Величко Т.В. обратилась в администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
Согласно распоряжению администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, Величко Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Величко Т.В. не имеет в собственности объектов недвижимости.
Из пояснений истца и материалов дела следует, что Величко Т.В. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.
Частью 1 статьи 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1, 7 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 15 Закона Томской области № 28-ОЗ (в ред. от 13.04.2016) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», согласно которой указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
В силу пункта 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - органы опеки муниципальных районов, городских округов).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками муниципальных районов, городских округов (п. 4.1).
Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (в ред. от 30.12.2014) администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (ч. 1 ст. 1 Закона).
Частью 3 статьи 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (в ред. от 06.01.2013) предусмотрено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, в частности, формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа; по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанным лицам жилые помещения, общая площадь которых составляет менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Жилищным кодексом РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (части 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ).
Как установлено в судебном заседании, у Величко Т.В. на праве собственности жилых помещений не имеется. В установленном порядке Величко Т.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».
Таким образом, Величко Т.В., как лицо, отнесенное к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, приобрела право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как в установленном порядке поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении.
Суд считает, что соблюдены все условия предоставления Величко Т.В. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, следовательно, исковые требования Величко Т.В. к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Думы г. Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 25,00 кв. м общей площади на одиноко проживающего гражданина.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. На основании указанных положений процессуального закона, а также пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Величко Т.В. удовлетворить.
Возложить на администрацию г.Томска обязанность предоставить Величко Т.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25,0 кв.м.
Взыскать с администрации г. Томска в пользу Величко Т.В. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий