Дело № 12-24/2020
Р Е Ш Е Н И Е
30 января 2020 г. г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,
при секретаре Минаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Богун Андрея Петровича на постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия от 26 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Бюджетного научного учреждения Республики Калмыкия «Институт комплексных исследований аридных территорий» Богун Андрея Петровича,
у с т а н о в и л :
Постановлением № 8/7-435-19-ОБ/12-3120-И/30-1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия от 26 декабря 2019 г. директор Бюджетного научного учреждения Республики Калмыкия «Институт комплексных исследований аридных территорий» (далее БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», Учреждение) Богун А.П. признан виновным по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Богун А.П. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление № 8/7-435-19-ОБ/12-3120-И/30-1 от 26 декабря 2019 г. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что финансовое обеспечение БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», в том числе на оплату труда работников Учреждения, осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета. Учреждение определяет размер средств, направляемых на оплату труда в пределах сметы доходов и расходов, а также несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Заработная плата работника ФИО1 ежемесячно составляла 11 280 руб., что соответствует минимальному размеру оплаты труда, в связи с чем ст. 133 и ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации Учреждением нарушены не были. Начисление в повышенном размере заработной платы за работу в ночное время сверх минимального размера оплаты труда (далее МРОТ) ни в ст. 154, ни в ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Доплата за работу в ночное время является доплатой за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и учитывается как компенсационная выплата в составе заработной платы при её сравнении с МРОТ.
Директор БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий» Богун А.П. и его представитель Коженбаева Б.В. в суд не явились, извещены о времени и месте судебного заседания. Каких-либо ходатайств, заявлений от указанных лиц в суд не поступало.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. До судебного заседания суду предоставлены материалы дела в отношении директора БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий» Богун А.П.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию правовым социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 3).
В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Наряду с этим в том случае, когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (статья 149 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, и выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, - работы, производимой в то время, которое предназначено для отдыха.
Как следует из буквального смысла статей 149, 152, 153 и 154 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере. Так, в соответствии с названным Кодексом сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере (статья 152), работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (статья 153), каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (статья 154).
Выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.
Положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с его статьями 149, 152 - 154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова»).
Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, согласно которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела распоряжением № 89-рг от 31 мая 2013 г. Богун А.П. назначен директором БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий».
В ходе надзорных мероприятий, проведенных Государственной инспекцией труда в Республике Калмыкия 20 декабря 2019 г., в БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», выявлено нарушение директором Учреждения ст. 154 Трудового кодекса РФ.
Так, ФИО1 по 31 октября 2019 г. работал сторожем в БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий».
В нарушение ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации оплата за работу в ночное время платилась ФИО1 не сверх минимального размера оплаты труда, а в его пределах, с января 2019 г. по день увольнения.
Указанное обстоятельство лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривается.
В подтверждение факта совершения директором БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий» административного правонарушения представлены: акт проверки № 8/7-435-19-ОБ/12-3096-И/30-1 от 20 декабря 2019 г.; протокол об административном правонарушении № 8/7-435-19-ОБ/12-3108-И/30-1 от 20 декабря 2019 г.; постановление о назначении административного наказания № 8/7-435-19-ОБ/12-3120-И/30-1 от 26 декабря 2019 г.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что данные обстоятельства по существу Богун А.П. не оспариваются, суд приходит к выводу о том, что в действиях директора Учреждения Богун А.П. имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица Учреждения постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия к административной ответственности, установленной в минимальных пределах санкции, предусмотренной ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Факт нарушения должностного лица Учреждения Богун А.П. требований трудового законодательства подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом по делу об административном правонарушении и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия должностного лица Учреждения Богун А.П., нарушившего требования трудового законодательства, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и трудового законодательства.
При рассмотрении настоящего дела главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в РК установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях директора Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы основанием к отмене обжалуемого постановления служить не могут, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом Государственной инспекцией труда в Республике Калмыкия доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше правовых норм, доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия № 8/7-435-19-ОБ/12-3120-И/30-1 от 26 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Бюджетного научного учреждения Республики Калмыкия «Институт комплексных исследований аридных территорий» Богун Андрея Петровича оставить без изменения, жалобу Богун Андрея Петровича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Председательствующий: Н.А. Цыкалова