Решение по делу № 8Г-29345/2023 [88-2891/2024 - (88-29146/2023)] от 20.12.2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    № 88-2891/2024

55RS0006-01-2022-006056-25

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                    23 января 2024 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Чуньковой Т.Ю.,

судей Кравченко Н.Н. и Нестеренко А.О.,

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Омска в защиту интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Министерство), федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Федеральный исследовательский центр «Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук» (далее – Институт), Центру новых химических технологий федерального государственного бюджетного учреждения науки «Федеральный исследовательский центр «Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук» (далее – Центр) об обязании совершить определенные действия,

по кассационной жалобе Института в лице Центра на решение Советского районного суда г. Омска от 10 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 сентября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Нестеренко А.О., выслушав объяснения представителя Института – Алфимова А.И. по доверенности, а также прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О.,

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

установил:

    указанным решением, оставленным без изменения названным апелляционным определением, иск прокурора удовлетворен - на Центр, Институт возложена обязанность в течение шести месяцев после выделения финансирования Министерством устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне в отношении двух защитных сооружений в г. Омске путем выполнения определенных мероприятий, на Министерство возложена обязанность выделить финансирование для обеспечения устранения выявленных нарушений в сфере законодательства о гражданской обороне в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В кассационной жалобе Институт просил отменить судебные акты и в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что: Центр является филиалом Института, а потому ответчиком быть не может; находящиеся в оперативном управлении Института защитные сооружения гражданской обороны предназначены для размещения центрального материального склада и заглубленного склада инвентаря и оборудования, а не для укрытия людей; материалами дела не доказана возможность восстановления их эксплуатационных характеристик, в том числе не проведена соответствующая экспертиза; судами проигнорировано обращение Института в органы гражданской обороны с ходатайством снять с учета данные сооружения как защитные сооружения гражданской обороны, а также доводы о нецелесообразности их восстановления ввиду сопоставимости восстановления со стоимостью демонтажа и строительством новых сооружений, исполнение решения суда противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, пришёл к выводу о том, что она подлежит частичному удовлетворению по следующим мотивам.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если они привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.

    Разрешая спор, суды руководствовались положениями ст. 210, 214, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, 6, 7, 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 2, 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309, и исходили из того, что: защитные сооружения гражданской обороны являются федеральной собственностью, находятся в оперативном управлении Института (г. Новосибирск), размещены в г. Омске по месту деятельности его филиала – Центра, Институт подведомственен Министерству; по результатам проведенной уполномоченными в сфере гражданской обороны органами проверки выдано предписание об устранении нарушений путем восстановления их эксплуатационных характеристик; прокурорской проверкой установлено, что предписание не исполнено; невыполнение обязанностей по надлежащему содержанию защитных сооружений гражданской обороны приводит к невозможности защиты укрываемых.

    Возражения Института судами отклонены по мотивам того, что: назначение сооружений для размещения центрального материального склада и заглубленного склада инвентаря и оборудования не исключают предназначения их для убежища, укрытия людей, поскольку сооружения имеют статус защитных сооружений гражданской обороны, в паспортах сооружений указано на вместимость 100-150 человек; предписание об устранении нарушений путем восстановления эксплуатационных характеристик сооружений оспаривалось, но арбитражными судами оставлено без изменения; выводы комиссии по инвентаризации, оценки содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны о рекомендации подготовить пакет документов для снятия убежища с учета сами по себе каких-либо юридических последствий в настоящем деле не влекут, обязанность ответчиков по надлежащему содержанию данных сооружений не прекращают, до настоящего времени положительное решение о снятии сооружений с учета компетентными органами не принималось, изменения в реестр защитных сооружений объектов гражданской обороны и в реестр федерального имущества не вносились; доводы о нецелесообразности восстановления защитных сооружений основаны на предполагаемом размере затрат, требуемых для исполнения решения, однако из акта обследования сооружений 2018 г. усматривается, что в состав комиссии специалисты строительного профиля либо оценщики не входили, расчеты стоимости восстановления сооружений и стоимости их демонтажа и нового строительства не производились, от ходатайства о назначении судебной экспертизы ответчики отказались в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции повторно предлагал представить доказательства стоимости и сроков выполнения необходимых работ, а также стоимости строительства новых аналогичных сооружений, в том числе разъяснял право заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы, однако оно не заявлено, наличие технической возможности восстановления защитных сооружений гражданской обороны в представленных документах не исключается.

Обжалуемые судебные акты в отношении ответчиков Института и Министерства являются законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.

Доводы кассационной жалобы в отношении ответчиков Института и Министерства отклоняются как основанные на неправильном толковании закона, которые выводы судов не опровергают, и направленные на переоценку имеющихся доказательств, какая к компетенции кассационного суда общей юрисдикции в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не относится.

Между тем, суды не учли следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

Отсюда следует, что представительства и филиалы не могут быть истцом и ответчиком в суде, правоспособностью не обладают.

Поскольку судами установлено и из материалов дела следует, что Центр является филиалом Института, но вопреки приведенным положениям закона Центр был ответчиком по данному делу, к нему также удовлетворен иск и на него также возложены обязанности по выполнению определенных мероприятий, то судебные акты в данной части подлежат отмене и принятию нового судебного постановления об отказе в удовлетворении иска к Центру.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390, 390.1, 390.3, 390.4 ГПК РФ,

определил:

решение Советского районного суда г. Омска от 10 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 сентября 2023 г. отменить в части разрешения иска к Центру новых химических технологий федерального государственного бюджетного учреждения науки «Федеральный исследовательский центр «Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук» и принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска к данному Центру.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Определение вступает в силу немедленно, но может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вынесения.

    Председательствующий                    Т.Ю. Чунькова

    Судьи                                Н.Н. Кравченко

                                        А.О. Нестеренко

8Г-29345/2023 [88-2891/2024 - (88-29146/2023)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура ОАО г. Омска
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ответчики
ФГБУН "Федеральный исследовательский центр Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской Академии наук"
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Центр новых химических технологий ФГБУН "Федеральный исследовательский центр "Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук"
Другие
Главное управление МЧС России по Омской области
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
ТОНДиПР УНД ОАО г. Омска ГУ МЧС России по Омской области
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Нестеренко А.О.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
23.01.2024Судебное заседание
23.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее