Решение по делу № 2а-955/2021 от 22.09.2021

***

Мотивированное решение составлено 23.11.2021 Дело № 2а-955/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 ноября 2021 года город Полярный

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Козловой Ю.А.,

при секретаре Шиховцовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к ФИО1, ФИО3, действующим в интересах несовершеннолетнего ФИО2, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени.

В обоснование требований указано, что несовершеннолетний ФИО2, <дата> года рождения, является собственником *** доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №....

В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2014-2017 года в установленный законом срок образовалась задолженность по обязательным платежам и санкциям в общем размере 542 рубля 97 копеек.

Налоговой инспекцией налогоплательщику направлены требования об уплате обязательных платежей и санкций, которые до настоящего времени не исполнены.

Определениями временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Александровского судебного района Мурманской области – мирового судьи судебного участка №3 Александровского судебного района Мурманской области от 12 июля 2021 года Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области отказано в принятии заявлений о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени с несовершеннолетнего ФИО2 в лице законных представителей ФИО1 и ФИО3

Межрайонная ИФНС России №9 по Мурманской области просит взыскать с несовершеннолетнего ФИО2 в лице законного представителя ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 535 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 года в размере 7 рублей 97 копеек.

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО2, в судебное заседание не явилась, своего представителя не направила, о причинах неявки не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, возражений относительно заявленных требований не представила, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, заказной корреспонденцией, судебные повестки возвращены в суд за истечением срока хранения в отделении связи.

Определением Полярного районного суда Мурманской области от 26октября 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен ФИО3

Административный ответчик ФИО3, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО2, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил, просил рассмотреть административное дело без своего участия.

Поскольку судом предприняты исчерпывающие меры по извещению административного ответчика ФИО1, которая распорядилась предоставленными ей процессуальными правами по своему усмотрению, уклонилась от получения судебной повестки, в связи с чем, в соответствии со статьей 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признается надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные положения содержатся в подпункте 1 пункта 1 статьи 23, пункте 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, при этом обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в спорный период, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

На основании пункта 2 приведенной правовой нормы налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На территории муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области установлен и введен в действие с 01 января 2015 года налог на имущество физических лиц решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области от 13 ноября 2014 года №76.

Согласно пункту 2 названного решения налоговая база по налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Пунктом 3 решения Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области от 13 ноября 2014 года №76 установлена ставка по налогу объектов налогообложения суммарной инвентаризационной стоимостью от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей в размере 0,2%.

Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области от 22 ноября 2016 года № 80, пункты 2 - 5 решения Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области от 13 ноября 2014 года №76 изложены в иной редакции, согласно которым с 01 января 2017 года налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, принадлежащего на праве собственности физическим лицам. В отношении жилых домов и жилых помещений ставка по налогу установлена в размере 0,3 процента.

В силу пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах до дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Материалами дела подтверждено, что с 04 октября 2013 года несовершеннолетний ФИО2, <дата> года рождения, является собственником *** доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №....

Налоговым органом несовершеннолетнему ФИО2, <дата> года рождения, исчислен налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 84 рубля, за 2016 год – в размере 744 рубля и за 2017 год в размере 747 рублей.

13 июля 2017 года в адрес несовершеннолетнего ФИО2, <дата> года рождения, посредством почтовой связи направлено налоговое уведомление №... от 02 июля 2017 года, в котором предложено в срок до 01 декабря 2017 года произвести уплату начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 84 рубля и за 2016 год в сумме 744 рубля.

Налоговое уведомление №... от 23 июня 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 747 рублей в срок до 03 декабря 2018 года направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика посредством почтовой связи 03 июля 2018 года.

Поскольку несовершеннолетним ФИО2, <дата> года рождения, сумма начисленного налога в установленные сроки не была уплачена, налоговый орган в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислил пени за неуплату налога на имущество физических лиц в сумме 15 рублей 83 копеек.

В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в адрес налогоплательщика 20 февраля 2018 года посредством почтовой связи в соответствии со статьями 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование №... от 13 февраля 2018 года об уплате обязательных платежей и санкций в срок до 26 марта 2018 года.

Аналогичное требование №... от 26 декабря 2018 года об уплате обязательных платежей и санкций в срок до 05 февраля 2019 года направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика посредством почтовой связи 28 декабря 2018 года.

Материалами дела подтверждено и не оспаривалось административными ответчиками в ходе рассмотрения административного дела по существу, что указанные требования об уплате обязательных платежей и санкций в установленные сроки исполнены в полном объеме не были.

Согласно представленному Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области расчету задолженность несовершеннолетнего ФИО2, <дата> года рождения, по обязательным платежам и санкциям составляет 542 рубля 97 копеек, из которых задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год составляет 535 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 года – 7 рублей 97 копеек.

Расчет задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени произведен налоговым органов в соответствии с требованиями статей 75, 394 Налогового кодекса Российской Федерации, в ходе рассмотрения административного дела по существу не оспорен, в связи с чем принимается судом.

Анализируя приведенные правовые нормы в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, принимая во внимание, что в спорный период несовершеннолетний ФИО2, <дата> года рождения, являлся собственником недвижимого имущества и обязан был самостоятельно уплачивать налог на имущество физических лиц, однако такую обязанность не исполнил, суд приходит к выводу об обосновании заявленных Межрайонной ИФНС России №9 по Мурманской области требований административного иска.

В нарушение требований статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что у несовершеннолетнего ФИО2, <дата> года рождения, отсутствовал объект налогообложения или, что он имел право быть освобожденным от обязанности по уплате указанного вида налога.

На основании пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 64, 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, в том числе нести обязанности по оплате обязательных платежей и санкций.

В силу части 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Согласно актовой записи №... от <дата>, составленной отделом ЗАГС администрации муниципального образования город Полярный Мурманской области, родителями несовершеннолетнего ФИО2, <дата> года рождения, являются ФИО3 и ФИО1

Принимая во внимание, что налогоплательщик ФИО2, <дата> года рождения, является несовершеннолетним, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате обязательных платежей и санкций должна быть возложена на его законных представителей в равных долях.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 приведенной правовой нормы (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Поскольку в рассматриваемом случае рубеж задолженности не превысил 3 000 рублей, то шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением исчисляется со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, то есть с 26 марта 2021 года.

Учитывая, что налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением посредством почтовой связи 17 сентября 2021 года, суд приходит к выводу, что срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям в порядке искового производства не пропущен.

При таких обстоятельствах, с ФИО1 и ФИО3 в равных долях в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 535 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 года в размере 7 рублей 97 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к ФИО1, ФИО3, действующим в интересах несовершеннолетнего ФИО2, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, как с законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, <дата> года рождения, в доход соответствующего бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 267 рублей 50 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 года в размере 3 рубля 98 копеек, а всего 271 рубль 48 копеек.

Взыскать с ФИО3, как с законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, <дата> года рождения, в доход соответствующего бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 267 рублей 50 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 года в размере 3 рубля 99 копеек, а всего 271 рубль 49 копеек.

Взыскать с ФИО3 и ФИО1 в бюджет муниципального образования государственную пошлину в размере 400 рублей в равных долях, по 200 рублей с каждого.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Козлова

2а-955/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области
Ответчики
Баранов Сергей Александрович
Информация скрыта
Сирябрева Юлия Васильевна
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Козлова Юлия Анатольевна
Дело на странице суда
pol.mrm.sudrf.ru
22.09.2021Регистрация административного искового заявления
22.09.2021Передача материалов судье
23.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2021Судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее