Решение по делу № 2-373/2022 от 24.11.2022

УИД 10RS0003-01-2022-001068-74

Дело №2-373/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2022 года                                                                                                         г. Кемь

Кемский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре Леськовой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района Республики Карелия, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Кемского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйной вещи, ограничении доступа неопределенного круга лиц к зданию детской больницы,

установил:

Прокурор Кемского района Республики Карелия обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Кемского муниципального района Республики Карелия по тем основаниям, что в ходе проверки исполнения ответчиком законодательства, было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0080203:432 расположено здание бывшей детской больницы в непосредственной близости от помещений, занимаемых ГБУЗ «Кемская ЦРБ» по адресу: г.Кемь Республика Карелия, ул.Энергетиков, д. 16. Земельный участок с кадастровым номером 10:02:0080203:432 является собственностью Республики Карелия. Здание объекта в реестре государственного имущества Республики Карелия не учтено. В соответствии с перечнем имущества, передаваемого из муниципальной в государственную собственность, утвержденным распоряжением Правительства Республики Карелия от 30.12.2011 №812р-П, объект в пользование ГБУЗ «Кемская ЦРБ» не передан. Объект не числится в реестрах муниципального имущества Кемского городского поселения, Кемского муниципального района, не входит в состав имущества их казны. Чьи-либо права на объект не зарегистрированы. Согласно акту осмотра объекта от 14.11.2022 зафиксировано аварийное состояние здания, кровля частично отсутствует, внешний фасад подвержен разрушению путем выпадения строительного кирпича и штукатурки, окна и дверные проемы отсутствуют, часть деревянных перекрытий и перегородки разрушены в результате гниения, полы отсутствуют. Объект не огражден.

По указанным основаниям, прокурор просит обязать администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия обратиться в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ник с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - здания бывшей детской больницы, расположенного на земельном участке кадастровым номером 10:02:0080203:432 по адресу: г. Кемь Республики Карелия, ул. Энергетиков, д. 16, и ограничить доступ неопределенного круга лиц к указанному зданию.

В судебном заседании старший помощник прокурор – Бессалый К.М. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик – администрация Кемского муниципального района Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом. Главой администрации Кемского муниципального района Республики Карелия Долининой С.В. в суд представлено возражение на исковое заявление, в котором ответчик иск не признал. Указано, что вопрос сноса зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0080203:432 был предметом обсуждения на совещании по социально-экономическому развитию Кемского муниципального района в Правительстве Республики Карелия. Пунктом 2 Протокола совещания по социально-экономическому развитию Кемского муниципального района в части исполнения протокольных поручений Главы Республики Карелия, определено Министерству здравоохранения Республики Карелия подготовить заявку в Министерство финансов Республики Карелия о перераспределении денежных средств в размере 3157,0 тыс. рублей для завершения работ по капитальному ремонту терапевтического отделения ГБУЗ «Кемская ЦРБ» в летний период и сносу части зданий. Исходя из изложенного, администрация Кемского муниципального района Республики Карелия, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу и требование о возложении на неё каких-либо обязанностей в отношении содержания указанного земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на земельном участке безосновательно и не подлежит удовлетворению.

Третьи лица- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» в суд своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От третьих лиц имеются ходатайства о рассмотрении иска в отсутствии их представителей.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся и надлежащим образом извещенных лиц.

Выслушав прокурора, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ).

Пунктами 1,3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

Согласно п. 3 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5 Порядка).

Судом установлено, что на территории Кемского городского поселения Республики Карелия находится объект недвижимости - здание бывшей детской больницы, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0080203:432 по адресу: г.Кемь Республики Карелия, ул. Энергетиков, д. 16. Здание не эксплуатируется, находятся в брошенном состоянии. Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела фотографией, актом осмотра объекта недвижимости от 14.11.2022, актом осмотра сайта страниц с Интернет-ресурса «Публичная кадастровая карта» от 11.11.2022, ответчиком не оспаривается.

Из ответа ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» на требование прокуратуры Кемского района Республики Карелия следует, что ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» не является пользователем здания бывшей детской поликлиники, право пользования прекращено. Данный факт подтверждается распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений №497-р от 24.08.2020, согласно которому на основании заявления ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 10:02:0080203:432, площадью 2336 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, адрес (местоположение): Российская Федерация, Республика Карелия, Кемский муниципальный район, Кемское городское поселение, г. Кемь, вид разрешенного использования земельного участка – «воздушный транспорт».

По информации, представленной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, здание бывшей детской больницы по адресу: г.Кемь Республика Карелия, ул. Энергетиков, д. 16, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0080203:432, не числится в реестре государственного имущества Республики Карелия (ответ 13183/13.1-18 МИЗО-и от 30.11.2022).

Распоряжением Главы Республики Карелия от 30.12.2011 №812р-П утвержден Перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Кемского муниципального района в государственную собственность Республики Карелия.

Согласно приложению №2 к распоряжению Правительства Республики Карелия от 30.12.2011 №812р-П, спорный объект в собственность Республики Карелия, не передан.

Из ответа администрации Кемского муниципального района Республики Карелия на требование прокуратуры Кемского района Республики Карелия следует, что здание бывшего детского отделения больницы в г. Кемь не числится в реестрах муниципального имущества Кемского городского поселения, Кемского муниципального района, а также не входит в состав имущества казны Кемского муниципального района и в состав имущества казны Кемского городского поселения. В администрации Кемского муниципального района отсутствуют документы на данное здание. Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок, на котором располагается данное здание, с кадастровым номером 10:02:0080203:432, принадлежит Республике Карелия на праве собственности.

Из приведенных норм законодательства и фактических обстоятельств дела следует, что обязанность обратится в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно здания бывшей детской больницы в силу закона возлагается на администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия.

Непринятие мер по постановке на учет безхозяйного объекта недвижимого имущества, подвергающегося разрушению, может привести к созданию угрозы безопасности жизни и здоровью неопределенного круга граждан, а так же может способствовать возникновению негативных факторов препятствующих обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В силу закона иной орган не вправе обращаться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, ввиду чего доводы представителя ответчика о том, что правообладателем земельного участка, на котором находится спорное здание, является Республика Карелия, имеется решение о перераспределении денежных средств направляемых на «снос части зданий» (из протокола совещания не возможно установить о которых зданиях идет речь) не являются обоснованными.

Федеральным законом от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент обезопасности зданий и сооружений» определены общие требованиябезопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями исооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства,монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса); требования крезультатам инженерных изысканий и проектной документации в целяхобеспечения    безопасности зданий и сооружений.

Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

    1)    разрушения отдельных несущих строительных конструкций или ихчастей;

    2)    разрушения всего здания, сооружения или их части;

    деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

    повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (ст.7).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Согласно ст.ст. 4, 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно акту осмотра объекта от 14.11.2022, составленному старшим помощником прокурора Кемского района Едоковой Н.А., с участием начальника хозяйственного отдела ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» Коваль С.П., зафиксировано аварийное состояние здания бывшей детской больницы по адресу: г. Кемь, ул. Энергетиков, д.16, а именно: кровля в виде листов шифера частично отсутствует, внешний фасад объекта подвержен разрушению путем выпадения строительного кирпича и штукатурки, окна отсутствуют, дверные проемы отсутствуют, часть деревянных перекрытий разрушена в результате гниения, полы отсутствуют, перегородки внутри разрушены. Объект не огорожен.

Материалами дела подтверждено и установлено в судебном заседании, что в настоящее время существует опасность для пребывания людей в вышеуказанном здании, объект является аварийным, непригодным для дальнейшей эксплуатации. Эффективных мер по ограничению доступа, восстановлению и приведению объекта в состояние, пригодное для эксплуатации, либо сносу, органом местного самоуправления не предпринимается.

Согласно ст. 22 Устава Кемского городского поселения администрация поселения (исполнительно-распорядительный орган Кемского городского поселения) не образуется. В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом и Уставом Кемского муниципального района исполнение полномочий администрации поселения возлагается на администрацию Кемского муниципального района.

Нарушение требований федерального законодательства администрацией Кемского муниципального района может привести к нарушениям прав граждан, поскольку имеется свободный доступ в здание, где могут быть совершены противоправные действия, в том числе несовершеннолетними лицами, связанные с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, распитием алкогольной и спиртосодержащей продукции, возможным причинением вреда здоровью несовершеннолетних и иных лиц.

С учётом вышеизложенных положений закона, отсутствия доказательств принадлежности на праве собственности спорного объекта, его местонахождения на территории г. Кемь, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия обязанности по обращению с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о принятии на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – здания бывшей детской больницы, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0080203:432 по адресу: г.Кемь Республики Карелия, ул.Энергетиков, д. 16, и ограничению доступа неопределённого круга лиц в указанное здание. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия (<данные изъяты>) обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о принятии на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – здания бывшей детской больницы, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0080203:432 по адресу: г. Кемь Республики Карелия, ул. Энергетиков, д. 16.

Возложить на администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия (<данные изъяты>) ограничить доступ неопределенного круга лиц к зданию бывшей детской больницы, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0080203:432 по адресу: г. Кемь Республики Карелия, ул. Энергетиков, д. 16.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

      Судья                                                                                                                А.Н. Хольшев

2-373/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Кемского района
Ответчики
Администрация Кемского муниципального района
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
ГБУЗ РК "Кемская центральная районная больница"
Управление Федеральной службыг государственной регистрации , кадастра и картографии по Республике Карелия
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
kemsky.kar.sudrf.ru
24.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2022Передача материалов судье
01.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2022Судебное заседание
13.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее