Дело №2а-6732/2019 (10RS0011-01-2019-007449-53)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2019 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Магомедова Магомеда Ахмедовича об оспаривании действий должностных лиц УФСБ России по Республике Карелия, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, признании ДНК-карты и соответствующей ей карточки 1-ДНК недействительными, понуждении к совершению действий,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 22.03.2019 в отношении административного истца была проведена процедура государственной геномной регистрации, в ходе которой сотрудниками ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России биологический материал административного истца в нарушение процедуры был отобран на две ДНК-карты и составлены две карты «1-ДНК». В дальнейшем было установлено, что один образец крови на ДНК-карте с индивидуальным номером 000000152182 и соответствующая ей карточка «1-ДНК» в установленном порядке направлены ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК в ЭКЦ МВД в г. Санкт-Петербург, а второй образец крови на ДНК-карте с индивидуальным номером 000000152185 и соответствующая ей карточка «1-ДНК» был отобран на основании запроса начальника отдела ЗКСБТ УФСБ России по РК полковника Пахомова А.В., копию которого административному истцу не представили. Полагая незаконным забор второго образца крови на ДНК-карте с индивидуальным номером 000000152185 незаконными, административный истец просит признать незаконным запрос начальника отдела ЗКСБТ УФСБ России по РК полковника Пахомова А.В. на забор геномного биологического материала Магомедова М.А., признать незаконными действия сотрудника ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК майора внутренней службы Савельева И.В. в виде получения (отбора) и передачи биологического материала административного истца начальнику отдела ЗКСБТ УФСБ России по РК полковнику Пахомову А.В., признать ДНКУ-карту, содержащую биологический материал административного истца с индивидуальным номером 000000152185 и соответствующую ей карточку «1-ДНК» недействительными и обязать административного ответчика УФСБ России по Республике Карелия их уничтожить, о чем представить соответствующие доказательства исполнения решения суда в данной части.
Определением суда УФСИН России по РК привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Административный истец, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, и его представитель Молодежников В.В. заявленные требования поддержали по изложенным в административном иске доводам.
Представитель административного ответчика УФСБ России по РК – Шевченко Е.В., действующая на основании доверенности, полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснив, что оспариваемый запрос не направлялся.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК – Козина К.К., действующая на основании доверенности, полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по РК – Пищугин В.А., действующий на основании доверенности, административный иск не признал.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы административных дел №2а-3597/2019, №2а-5550/2019 суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При этом обязанность доказывания такого нарушения возлагается на лицо, обратившееся в суд (части 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 03.12.2008 N 242-ФЗ (с изм. от 17.12.2009) "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" государственная геномная регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации.
Правовой основой государственной геномной регистрации являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательство Российской Федерации в области персональных данных, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ст.4 Закона).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" обязательной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.12.2008 N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" предусмотрено, что обязательная государственная геномная регистрация лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 названного Федерального закона получение биологического материала для проведения геномной регистрации от лиц, указанных в пункте в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, должно осуществляться учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы.
Магомедов М.А., осужденный, в том числе, за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, подлежит обязательной геномной регистрации, составной частью которой является получение биологического материала, которое осуществляется Учреждением, где с учетом ч. 4 ст. 73 УИК РФ он отбывает наказание в виде лишения свободы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 N 828 определен порядок проведения обязательной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Пунктами 5 и 6 указанного постановления установлено, что учреждения, исполняющие уголовные наказания, осуществляют получение биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, и последующее направление его на исследование в целях получения геномной информации.
Руководитель учреждения, исполняющего уголовные наказания, обеспечивает: определение и учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации; получение биологического материала; направление обращения о проведении обязательной геномной регистрации и биологического материала в соответствующее экспертное подразделение территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Правила получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения указанного биологического материала утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 названного Положения руководитель учреждения, исполняющего уголовные наказания, обеспечивает определение и учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации; получение биологического материала; направление обращения о проведении обязательной геномной регистрации и биологического материала в соответствующее экспертное подразделение согласно схеме закрепления экспертных подразделений территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации за учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, которая утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации; контроль за достоверностью сведений о персональных данных лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации.
Таким образом, непосредственно на администрацию исправительного учреждения законом возложена обязанность по проведению обязательной государственной геномной регистрации лиц, в том числе по получению биологического материала осужденных и последующему направлению его на исследование в целях получения геномной информации.
ФУК ИК-9 были получены сведения о том, что заявитель отсутствует на учете в федеральной базе геномной информации, в связи с чем в отношении него подлежит проведению государственная геномная регистрация с забором биологического материала для ее проведения.
28.08.2019 Петрозаводским городским судом РК рассмотрен административный иск Магомедова Магомеда Ахмедовича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9 УФСИН России по Республике Карелия», Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №10» ФСИН России об оспаривании действий. Административный истец просил признать действия сотрудников ФКУ ИК-9 и медицинских работников при проведении государственной геномной регистрации административного истца незаконными и признать результаты обязательной государственной геномной регистрации истца недействительными. Обязать ФКУ ИК-9 провести повторную обязательную государственную геномную регистрацию истца. В ходе рассмотрения указанного административного дела судом установлено, что после отбора образцов 28.08.2019 объективно существует два образца геномного материала: от 22.03.2019 и от 28.08.2019.
Судом установлено, что один образец геномного материала от 22.03.2019 был направлен для обязательной геномной регистрации в ЭКЦ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и находится в распоряжении экспертного подразделения.
Второй образец геномного материала административного истца отобран на основании запроса первого заместителя начальника УФСИН России по РК – полковника внутренней службы Федотова А.В. с указанием на направление данного образца в адрес начальника отдела ЗКСБТ УФСБ России по РК – полковника Пахомова А.В. Данный образец направлен в ЗКСБТ УФСБ России по РК, что подтверждается сопроводительным письмом от 25.03.2019.
Между тем, запрос о заборе геномного материала Магомедова М.А. от УФСБ России по РК полковника Пахомова А.В. в материалы настоящего дела и исследованных административных дел представлен не был, представитель административного ответчика УФСБ России по РК его существование отрицает.
При таких обстоятельствах суд полагает недоказанным факт наличия запроса начальника отдела ЗКСБТ УФСБ России по РК – полковника Пахомова А.В. о заборе образца геномного материала Магомедова М.А., в связи с чем требования о признании незаконными его действий в виде направления запроса и получения биологического материала административного истца удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, с учетом недоказанности направления данного запроса в УФСИН России по РК, у ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК отсутствовали законные основания для отобрания второго образца геномного биологического материала Магомедова М.А., а у УФСИН России по РК – основания для истребования данного образца со ссылкой на запрос начальника отдела ЗКСБТ УФСБ России по РК – полковника Пахомова А.В. и последующего его направления в адрес ЗКСБТ УФСБ России по РК. Следовательно в данной части требования административного истца являются законными и обоснованными, а действия сотрудников ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК в виде получения и передачи биологического материала административного истца в адрес ЗКСБТ УФСБ России по РК являются незаконными.
Таким образом, ДНК-карта, содержащая биологический материал административного истца с индивидуальным номером 00000 0152185 и соответствующая ей карточка «1-ДНК» являются недействительными и подлежащими уничтожению.
Административным ответчиком в материалы дела представлена выписка из журнала, согласно которой образец геномного материала административного истца уничтожен.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего административного дела права административного истца восстановлены, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
решил:
В удовлетворении требований Магомедова Магомеда Ахмедовича отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2019