УИД 29RS0021-01-2023-001579-38
Судья Доильницын А.Ю. г/п. 00 руб. 00 коп.
Докладчик Кучьянова Е.В. Дело № 33-5516/2024 17 июля 2024 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кучьяновой Е.В.,
судей Беляковой Е.С., Костылевой Е.С.,
при секретаре Панютиной Ж.В.,
с участием прокурора Мошниковой З.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-115/2024 по иску администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области к Тихоновой А.Д. об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, признании утратившей право пользования жилым помещением с апелляционной жалобой администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 15 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Кучьяновой Е.В., судебная коллегия
установила:
администрация Плесецкого муниципального округа Архангельской области обратилась в суд с исковым заявлением к Тихоновой А.Д. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, признании ответчика утратившей право пользования жилым помещением. Исковые требования мотивирует тем, что ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. № 153-пп. Согласно отчёту оценщика, выкупная стоимость жилого помещения определена в размере 335 000 руб. В 2022 году в адрес собственника жилого помещения было направлено уведомление о рыночной стоимости изымаемого жилого помещения. Распоряжением администрации Плесецкого муниципального округа от 21 июня 2023 г. № 230-ра принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд. В адрес ответчика направлено уведомление об изъятии жилого помещения путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение с приложением проекта соглашения об изъятии жилого помещения. Тихонова А.Д. каких-либо действий по реализации своих жилищных прав не предпринимает, не идет на контакт, несогласия с размером возмещения за изымаемое жилое помещение не высказала, отказалась от заключения соглашения. Администрация Плесецкого муниципального округа Архангельской области просила изъять у ответчика жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд путем выкупа по выкупной стоимости 335 000 руб., с прекращением права собственности ответчика на жилое помещение, возникновением права собственности Плесецкого муниципального округа Архангельской области на жилое помещение. Также просила признать ответчика утратившей право пользования жилым помещением с момента возникновения права муниципальной собственности на жилое помещение, что будет являться основанием для его снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Определением суда от 19 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области).
Представитель истца администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области по доверенности Шевякова С.Е. в судебном заседании исковые требования поддерживает по доводам искового заявления.
Ответчик Тихонова А.Д. в судебное заседание не явилась, возражений по существу исковых требований не представила.
Представитель третьего лица Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области в судебное заседание не явился, извещены о дате, времени и месте его проведения надлежащим образом.
Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области в ранее представленном письменном отзыве исковые требования администрации Плесецкого муниципального округа поддерживает, поскольку ответчик не предпринимает каких-либо действий по реализации своих жилищных прав, несогласия с размером возмещения за изымаемое жилое помещение не высказала, отказалась от заключения соглашения о выкупе.
Прокурор в судебном заседании полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в связи с несоблюдением процедуры изъятия жилого помещения.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, представителя третьего лица Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области.
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 15 февраля 2024 г. постановлено:
«в удовлетворении исковых требований администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области (ОГРН 1212900007704, ИНН 2920017249, КПП 292001001) к Тихоновой А.Д. (<данные изъяты>) об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, прекращении права собственности Тихоновой А.Д. на указанное жилое помещение, признании права собственности Плесецкого муниципального округа Архангельской области на указанное жилое помещение, признании Тихоновой А.Д. утратившей право пользования жилым помещением – отказать».
С данным решением не согласилась администрация Плесецкого муниципального округа Архангельской области и просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что жилищное законодательство не предписывает при заключении соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем его выкупа предлагать конкретное жилое помещение.
Судом не учтено, что на момент подачи иска администрация не может предложить ответчикам конкретное жилое помещение, поскольку новые дома еще не построены, основанием для включения их площадей в квартирограмму для строительства новых домов является заключенное с собственником соглашение о предоставлении ему жилого помещения взамен аварийного с зачетом стоимости. Вместе с тем, данное соглашение в настоящее время не заключить, поскольку неизвестна окончательная стоимость построенного жилья, а, следовательно, сумма доплаты.
Обращает внимание, что вопрос о предоставлении ответчику дополнительных мер поддержки в форме субсидии носит заявительный характер и его решение возможно после подачи соответствующих документов и подписания соглашения об изъятии.
Указывает, что отказ собственника от заключения соглашения об изъятии жилого помещения муниципальных нужд создает препятствия в реализации адресной программы в части освобождения земельного участка, занимаемого аварийным домом.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Плесецкого района просит оставить ее без удовлетворения, решение суда – без изменения.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав заключение прокурора Мошниковой З.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Тихоновой А.Д. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 30,6 кв.м, кадастровый №.
Тихонова А.Д. зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает в принадлежащем ей жилом помещении.
Распоряжением администрации муниципального образования «Самодедское» Плесецкого района Архангельской области от 24 июня 2016 г. № 8 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный <адрес> <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. № 153-пп, планируемая дата окончания переселения – 30 сентября 2024 г. (пункт № 1259 Приложения № 2 к адресной программе).
Согласно отчету оценщика Котляренко Д.А., по состоянию на 10 апреля 2022 г. рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 30,6 кв. метров и общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество и земельный участок, а также убытки в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользование иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, составляет 335 000,00 рублей, в том числе: квартира – 245 000 руб.; размер убытков, в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ – 90 000 руб.
5 августа 2022 г. в адрес Тихоновой А.Д. направлено уведомление о рыночной стоимости изымаемого жилого помещения в размере 335 000 руб., разъяснен порядок получения дополнительной субсидии.
22 декабря 2022 г. в адрес ответчика повторно направлено уведомление о рыночной стоимости изымаемого жилого помещения, разъяснено, что собственник изымаемого жилого помещения имеет право выбора получения возмещения за жилое помещение либо предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого по соглашению, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Также разъяснен порядок получения дополнительной субсидии.
В 2022 году в адрес собственников жилых помещений многоквартирных домов в <адрес>, признанных аварийными, были направлены уведомления о сносе или реконструкции дома в течение 15 дней с даты получения уведомления.
Поскольку собственники жилых помещений в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, признанного аварийным, распоряжением администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области от 21 июня 2023 г. № 230-ра принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 29:15:020201:2186 площадью 876 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и жилых помещений в доме по указанному адресу, для муниципальных нужд.
Указанное распоряжение опубликовано в газете «Плесецкие новости» № 26 (11736) от 29 июля 2023 г.
26 июня 2023 г. в адрес Тихоновой А.Д. направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей жилого помещения – <адрес> в <адрес> путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение с приложением проекта соглашения об изъятии жилого помещения.
Уведомление получено ответчиком 11 июля 2023 г., ответа на уведомление о заключении соглашения об изъятии жилого помещения путем выкупа Тихонова А.Д. в администрацию Плесецкого муниципального округа не направила, соглашение сторонами не заключено.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и принимая во внимание, что органом местного самоуправления права Тихоновой А.Д. на выбор способа реализации жилищных прав не соблюдены, при этом срок реализации программы переселения граждан в отношении спорного жилого дома не истек, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, т.к. он основан на установленных по делу фактических обстоятельствах, исследованных в судебном заседании доказательствах и правильном применении и толковании норм материального права.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Как следует из п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2012 г. (ответ на вопрос № 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из указанных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, при изъятии жилого помещения у собственника в связи с признанием жилого дома, в котором оно находится, аварийным и подлежащим сносу ему должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме. В случае включения многоквартирного жилого дома в адресную программу переселения собственнику изымаемого жилого помещения предоставляется право выбора способа обеспечения его жилищных прав: получение возмещения в денежной форме или предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого.
Следовательно, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, увеличивающим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Как видно из материалов дела, несмотря на направление администрацией в адрес ответчика уведомления о готовности изъять жилое помещение путем предоставления возмещения, Тихонова А.Д. не дала согласия на заключение соглашения о выплате ей такого возмещения. При направлении проекта соглашения об изъятии жилого помещения в июне 2023 года альтернативный вариант переселения в другое жилое помещение с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения Тихоновой А.Д. не предлагался.
При этих обстоятельствах у Администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области отсутствуют правовые основания для игнорирования имеющейся у ответчика возможности самостоятельно избрать способ реализации своих жилищных прав и понуждении принять в качестве возмещения за изымаемое жилое помещение денежные средства в определенном размере.
Судебная коллегия отмечает, что действующее законодательство не ограничивает собственников изымаемых жилых помещений, находящихся в признанных аварийными и подлежащими сносу жилых домах, включенных в региональную адресную программу переселения, каким-либо пресекательном сроком, после истечения которого выбор способа возмещения за изымаемое жилое помещение либо изменение ранее выбранного способа на иной является недопустимым.
В соответствии с разделом VI региональной адресной программы бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области субсидии на реализацию Программы предоставляются не только на строительство многоквартирных домов, но и на приобретение у застройщиков многоквартирных домов жилых помещений в них, а также на приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе расходовать предусмотренные в рамках региональной адресной программы денежные средства на приобретение жилых помещений как у застройщиков, так и у собственников на вторичном рынке жилья.
Принимая во внимание, что жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчику на праве собственности и изымаемое у него жилое помещение, включен в региональную адресную программу переселения, срок реализации программы в части расселения указанного дома – 30 сентября 2024 г., при этом ответчик волеизъявление относительно способа реализации своих жилищных прав не высказал, требования об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, признании утратившей права пользования удовлетворению не подлежат. Возможность реализации жилищных прав в отношении изымаемого жилого помещения избранным Тихоновой А.Д. способом в установленные региональной адресной программой переселения сроки не утрачена.
Учитывая изложенные выше положения жилищного законодательства и разъяснения Верховного Суда РФ, доводы подателя жалобы о том, что в настоящее время отсутствует возможность заключить соглашение об изъятии непригодного жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения, согласовать размер доплаты, а также то обстоятельство, что проживание ответчиков в доме препятствует его сносу, ссылка на заявительный характер при решении вопроса о предоставлении субсидии, основаниями для отмены решения послужить не могут и на право ответчика получить возмещение за изымаемое жилое помещение до фактического его изъятия не влияют.
Таким образом, в пределах доводов апелляционной жалобы оснований для отмены правильного по существу судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 15 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Кучьянова
Судьи Е.С. Белякова
Е.С. Костылева