№
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ пгт. Кировское
Судья Кировского районного суда Республики Крым Дегтярев Игорь Александрович, рассмотрев в судебном заседании жалобу Акционерного общества «Старокрымский» на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №.1.3/П-Ю, в отношении:
АО «Старокрымский», ОГРН 1149102083569, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.10 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №.1.3/П-Ю (далее – постановление) юридическое лицо - АО «Старокрымский», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 800000 рублей (л.д.157-160).
АО «Старокрымский», не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, обратилось 08.05.2018г. в суд с жалобой, в которой просит восстановить срок на обжалование, признать незаконным постановление и отменить его.
Жалоба мотивирована тем, что жалоба не была подана своевременно, поскольку только ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом РК производство по делу об обжаловании данного постановления было прекращено за неподсудностью, в связи с чем, просит восстановить срок на обжалование. Факт эксплуатации скважин АО «Старокрымский» (далее – Общество) не доказан, а материалы дела не содержат наличие состава и события вменяемого им правонарушения, не полно установлены все обстоятельства дела, имеющие значение для дела. Производство добычи воды из скважины № и её эксплуатация без наличие лицензии на пользование, являющееся по мнению должностного лица незаконным недропользованием, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку 17.11.2014г. она была законсервирована и опломбирована. Скважина вскрывалась только с целью отбора проб воды. В 2015 года подано заявление о получении лицензии. Поскольку Общество в силу ст.26 ФЗ «О недрах» не имело статус пользователей недр, соответственно оно не могло нести ответственность за соблюдение порядка установленного для недропользователей. Действие Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности не распространяются на Общество, поскольку скважина предназначена для добычи питьевой воды. Инструкция о порядке ликвидаций скважин и оборудования их устьев и стволов от ДД.ММ.ГГГГ № не применяется с 2013 года, однако она указана в протоколе. Само рассмотрение дела должностным лицом не проводилось, по факту было вручено постановление.
В судебном заседании представитель АО «Старокрымский» - ФИО3, доводы изложенные в жалобе поддержал в полном объеме. Предоставил судье лицензию на пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ. Пояснил, что в просительной части жалобы неверно указана дата обжалуемого постановления – 19.10.2017г, правильной следует считать – 16.02.2018г., как указано в тексте жалобы.
Должностное лицо о дате и времени судебного разбирательства извещен, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Ходатайств не заявлено, права явившимся лицам разъяснены.
Ходатайство Общества о восстановлении срока обжалования постановления подлежит удовлетворению, поскольку его доводы о прекращении производства ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом РК по аналогичной жалобе, подтверждаются материалами дела (л.д.10-12), при этом жалоба подана ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением срока на обжалование. Следовательно, жалоба подлежит рассмотрению по существу.
Проверив доводы жалобы, выслушав участников, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Часть 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, с 02.10.2017г. по 06.10.2017г. в ходе внеплановой выездной проверки Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, Общества, по адресам: <адрес>, после проведения обследования скважины № расположенной на территории обособленного подразделения Общества – винзавод, установлено, что скважина оборудована обсадной металлической трубкой, закрыта металлическим оголовком (крышкой), который приварен к обсадной трубе, для исключения проникновения в скважину посторонних лиц, имеется акт от 17.11.2014г. о консервации скважины. Около скважины имеется приямок для размещения узла учета добываемой воды. Приямок оборудован металлической крышкой, которая приварена, для исключения проникновения. Глубина скважины 30 метров. При снятии оголовка выявлен погружной электронасос, у которого кабель подающий напряжение обрезан. Измерительное оборудование не установлено (л.д.108-112).
В ходе указанной проверки, как указано в акте проверки, со стороны Общества и его должностного лица выявлены:
- нарушения ст.11 Закона РФ «О недрах» и ст.18. Закона Республики Крым «О недрах» (исходя из годового потребления Обществом воды поданного 29.10.2015г. в размере 11616м.куб., что в среднем в месяц 968м.куб., при отсутствии иных источников вода подавалась иной организации в размере 216,5м.куб, поэтому имеются косвенные доказательства необходимости эксплуатации скважины);
- нарушены требования пунктов 1.3 и 1.4 Инструкции о порядке ликвидаций скважин и оборудования их устьев и стволов РД 08-492-02 (не предоставлен проект консервации скважины №);
- выявлены несоответствия сведений содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в адрес Министерства, которое не направлялось.
Как сообщено коммунальным предприятием МУП ГП СК КР РК «Старокрымская галерея», являющимся поставщиком питьевой воды населению, по договору от 01.07.2015г. № в месяц нормативное водопотребление составляет 216,5м.куб. (л.д.132).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении №.1.3 в отношении Общества, в котором отражены результаты проверки и указанные в нём обстоятельства. Протокол вручен представителю Общества (л.д.138-140).
Установлено и никем не оспаривается, что Общество является собственником скважины № расположенной на территории винзавода, по адресу: <адрес>.
Комиссией общества 17.11.2014г. скважина № была законсервирована и опломбирована (л.д.32,33).
Скважина вскрывалась с целью отбора проб воды, что подтверждено соответствующими актами от 26.08.2015г., от 21.04.2017г., от 02.10.2017г., 06.10.2017г. (л.д.34,36,38,40), после чего актами законсервирован путем заваривания металлической крышки электросваркой и опломбирован, кроме последнего вскрытия 06.10.2017г. в результате внеплановой выездной проверки (л.д.40).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения дела должностным лицом административного органа, Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.157-160).
Признавая Общество виновным в совершении вышеуказанного правонарушения, должностное лицо исходило из того, что консервация скважины № проведена в отсутствие проекта консервации, необходимом при консервации скважин, что является нарушением ст.26 Закона РФ «О недрах», п.п.7, 153, 155 Правил охраны недр, пп. 1264-1269 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, что образует объективную сторону – невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации. Общество проводило производство добычи воды из скважины № и её эксплуатацию без наличия лицензии на её пользование, фактически являясь незаконным недропользователем.
С такими решением должностного лица согласиться нельзя, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, буровых скважин на время их консервации.
Согласно ст.26 Закона РФ от 21.02.1992г. № «О недрах», предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок. При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.
Приказом Ростехнадзора от 12.01.2015г. № «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №», Инструкция о порядке ликвидации, консервации, скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденную постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от ДД.ММ.ГГГГ №, считается не подлежащей применению.
Перечень видов работ, мероприятий, которые должны быть проведены при ликвидации или консервации предприятия по добыче полезных ископаемых, определен Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999г. № «О порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами».
Требования к консервации и ликвидации скважин, оборудования их устьев и стволов определены в разделе LVII федеральных норм и правил в области промышленной безопасности («Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013г. №) (далее – Правила).
Согласно данных Правил п.1264, пользователь недр обеспечивает ликвидацию скважин, не подлежащих использованию, а также сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях.
Пункт Правил 1265: консервация, ликвидация скважин осуществляются в соответствии с документацией, которая разрабатывается: в составе проектов поисков, разведки и разработки месторождений, подземных хранилищ нефти и газа, мощностей по использованию теплоэнергетических ресурсов термальных вод; рабочих проектов производства буровых работ и реконструкции скважин; в индивидуальной, групповой (группа скважин на одном месторождении) и зональной (группа скважин на нескольких площадях и месторождениях с идентичными горно-геологическими и экологическими характеристиками) документации на ликвидацию и консервацию скважин; в индивидуальной документации для месторождений со сложным геологическим строением или с высоким содержанием агрессивных и токсичных компонентов.
Пункт Правил 1267: работы по консервации и ликвидации скважин (с учетом результатов проверки технического состояния скважин) проводятся пользователем недр или его представителем (далее - пользователь недрами).
Пункт Правил 1268: ликвидация и консервация скважин считается завершенной после подписания акта ликвидации или консервации пользователем недр и территориальным органом Ростехнадзора.
Пункт Правил 1269: акты на ликвидацию, консервацию скважин представляются в территориальный орган Ростехнадзора.
Пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях (статья 22 Закона «О недрах»).
Однако материалы дела не содержат доказательств того, что скважина не подлежит использованию, следовательно вывод о процессе ликвидации скважины № несостоятелен.
Пункт 191 Правил предусматривает необходимый перечень действий при консервации скважин: спустить в скважину бурильные трубы на глубину спуска технической колонны (кондуктора). Навернуть на верхнюю бурильную трубу шаровой кран и обратный клапан; загерметизировать затрубное пространство скважины с помощью превенторной установки; ведущую трубу с вертлюгом спустить в шурф. Отсоединить буровой шланг от вертлюга; уложить крюк и талевый блок (крюкоблок) на пол буровой площадки. Растормозить буровую и вспомогательную лебедку; спустить воздух из пневмосистемы буровой установки; слить жидкость из нагнетательного трубопровода и продуть его сжатым воздухом. Извлечь из бурового насоса всасывающие и нагнетательные клапаны; обесточить буровую установку (при дизельном приводе - перекрыть топливопровод); обеспечить охрану объекта и контроль давления скважины на устье.
Основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств данного дела является установление совокупности фактов: наличие у общества ликвидируемых или консервируемых буровых скважин; нарушение обязательных требований по их приведению в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды либо требований по их сохранности на период консервации, допущенное в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением Обществом законодательства.
Эти обстоятельства устанавливаются доказательствами, предусмотренными частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые должны содержаться в материалах дела об административном правонарушении.
В ходе производства по делу Общество отрицало инкриминируемые ему нарушения, указывая, что скважина не эксплуатируется, процесса ликвидации и консервации скважины в установленном порядке не начато, заваренная металлической крышкой скважина в соответствии Правилами не свидетельствует о консервируемой буровой скважине, что исключает инкриминируемое несоблюдение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, буровых скважин на время их консервации.
Кроме того, исходя из годового потребления воды в размере 11,616м.куб. должностным лицом сделано предположение о возможной эксплуатации скважины (л.д.133).
Однако в силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно выводы должностного лица об эксплуатации Обществом скважины № нельзя считать обоснованными и законными.
В указанных обстоятельствах представленные в материалах дела доказательства не позволяют сделать безусловный вывод о доказанности инкриминируемого Общества административного правонарушения.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
С учетом изложенного, постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ в отношении Общества подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
жалобу АО «Старокрымский», удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №.1.3/П-Ю в отношении АО «Старокрымский» – отменить и производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в десяти дней со дня вручения (получения) его копии.
Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Дегтярев