Дело № 2-206/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
07 августа 2018 года г.Миасс
Миасский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Борозенцевой С.В.,
при секретаре Поповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родионова В.В., Родионовой Н.Н. к Картышеву В.В., Администрации Миасского городского округа о признании строения самовольной постройкой,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Родионов В.В., Родионова Н.Н. обратились в суд с иском к Картышеву В.В. о признании строения самовольной постройкой.
В обоснование иска указали, что им принадлежит земельный участок с кадастровым номером НОМЕРс жилым домом по АДРЕС. Объект капитального строительства, возведенный на участке ответчика, нарушает их права и охраняемые законом интересы, является самовольной постройкой. При получении разрешения на строительство ответчика никакого проекта на реконструкцию не было, строение носит производственный характер. Проект появился уже по факту постройки строения, состоит из элементов аварийной постройки, опасной для жизни, здоровья, имущества истцов.
Просит (с учетом уточненных требований) признать строение, расположенное по адресу АДРЕС самовольной постройкой, не соответствующей установленному градостроительному регламенту территориальной зоны В1;
обязать ответчика демонтировать: 2-3 этажи объекта недвижимости по адресу АДРЕС до изначального состояния, состоящего из одного этажа; металлический свод, покрытый листами поликарбоната; запретить надстраивать указанное строение выше первого этажа;
признать нежилым первый этаж строения по адресу АДРЕС;внести изменения в ЕГРН в отношении объекта недвижимости;
признать недействительным и отменить разрешения главы Миасского городского округа НОМЕРот ДАТА на строительство(реконструкцию) строения по адресу АДРЕС.
Определением суда от ДАТА в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области, от ДАТА в качестве соответчика привлечена Администрация Миасского городского округа, приняты дополнительные исковые требования Родионова В.В. о внесении изменений в правоустанавливающие документы об изменении вида разрешенного использования земельного участка – на ограниченное личное подсобное хозяйство».
Рстец Р РѕРґРёРѕРЅРѕРІР° Рќ.Рќ. РІ СЃСѓРґ РЅРµ явилась, Рѕ слушании дела извещена.
Рстец Р РѕРґРёРѕРЅРѕРІ Р’.Р’. РІ судебном заседании исковые требования поддержал, РїСЂРѕСЃРёР» Рѕ назначении экспертизы, готов понести расходы РїРѕ экспертизе.
Представитель истца Чернышев А.С. поддержал позицию своего доверителя.
Ответчик Картышев В.В., представитель ответчика Климов М.Е. в судебном заседании исковые требования не признали, просили о назначении экспертизы, Картышев В.В. готов понести расходы по экспертизе.
Ответчик представитель Администрации Миасского городского округа в суд не явился, о слушании дела извещен. Ранее в судебном заседании представитель Багаева М.А. пояснила, что разрешение было выдано с учетом требований Правил землепользования и застройки, количество этажей должно было быть не более 2.
Третьи лица представители ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области в суд не явились, о слушании дела извещены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом способ защиты и восстановления нарушенного права должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В силу п. п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу ст.304,305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что нарушается его право собственности или законное владение, или что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
При рассмотрении исков об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца (п.46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений вышеуказанных правовой РЅРѕСЂРјС‹ Рё разъяснений, условиями удовлетворения РёСЃРєР° РѕР± устранении препятствий (негаторного РёСЃРєР°) является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют Рѕ том, что собственник или РёРЅРѕР№ титульный владелец претерпевает нарушения своего права, Р° именно: наличие права собственности или РёРЅРѕРіРѕ вещного права Сѓ истца, существование препятствий РІ осуществлении права, РЅРµ соединенных СЃ лишением владения; наличие обстоятельств, свидетельствующих Рѕ том, что именно ответчиком чинятся препятствия РІ использовании собственником имущества. РџСЂРё этом, чинимые ответчиком препятствия должны носить реальный, Р° РЅРµ мнимый характер.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установлено, что Родионовой Н.Н., Родионову В.В. на праве собственности по ? доли в праве принадлежит жилой дом, общей площадью 195.1 кв.м., и земельный участок, общей площадью 900 кв.м., кадастровый НОМЕР, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства по адресу АДРЕС (т.2 л.д.97-100, 107-111).
Картышеву В.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 221 кв.м., а также земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 900 кв.м, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации отдельно стоящего жилого дома на одну семью с приусадебным участком по адресу АДРЕС (т.2 л.д.101-106,112-121).
Земельные участки с кадастровым номером НОМЕРи с кадастровым номером НОМЕРне являются смежными, расположены через дорогу напротив друг друга.
Согласно ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Статьей 263 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить РЅР° нем здания Рё сооружения, осуществлять РёС… перестройку или СЃРЅРѕСЃ, разрешать строительство РЅР° своем участке РґСЂСѓРіРёРј лицам. Рти права осуществляются РїСЂРё условии соблюдения градостроительных Рё строительных РЅРѕСЂРј Рё правил, Р° также требований Рѕ целевом назначении земельного участка (Рї. 2 СЃС‚. 260 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).
По смыслу приведенных выше правовых норм собственник земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов и имеющего вид разрешенного использования - для размещения и эксплуатации отдельно стоящего жилого дома на одну семью с приусадебным участком, вправе возводить на нем хозяйственные постройки при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
РР· содержания РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, пояснения истца Р РѕРґРёРѕРЅРѕРІР° Р’.Р’. следует, что РІ градостроительной Р·РѕРЅРµ Р’1 разрешено строительство только РґРІСѓС… этажных РґРѕРјРѕРІ, строение ответчика РЅРµ соответствует градостроительным нормам, состоит РёР· нежилого РїРѕ факту строения, хотя зарегистрировано как жилое, имеется каркасного типа конструкция, отсутствуют огневые перегородки перекрытий, что создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ для истцов Рё близ лежащих РґРѕРјРѕРІ.
Определением суда от ДАТА была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключения эксперта НОМЕРот ДАТА на земельном участке с кадастровым номером НОМЕРАДРЕС расположен объект незавершенного строительства, который состоит из трех функциональных частей. Первая часть расположена на 1 этаже и имеет следующую конструктивную схему и элементы: неполный каркас, состоящий из металлических колонн, ж/б ригелей, опирающихся на металлические колонны и стены из бетонных блоков. Плиты опираются на ж/б ригели, внутренние стены из кирпича, продольные стены через стальные балки из прокатного двутавра. Фундамент дома под стены монолитный ж/б ленточный, под колонны – столбчатый. Кровля над первым этажом мягкая рулонная, выполнена по центру первого этажа. Оборудовано 2 въездными воротами для автомобильного транспорта. На дату осмотра фактически используется в качестве подсобных помещений для хранения инвентаря.
Вторая часть расположена на втором этаже и представляет собой надстройку тепличного типа над 1 частью исследуемого строения, выполненную из поликарбоната по металлическому каркасу.
Третья часть расположена РЅР° 2 Рё 3 этаже Рё представляет СЃРѕР±РѕР№ незавершенный строительством объект, надстроенный над 1 частью. Рсследуемого строения. Доступ РІ помещение 2-Рё 3 этажа осуществляется через 2 часть исследуемого строения надстройки тепличного типа.
Расположенный на земельном участке по АДРЕС объект недвижимости(постройка) не соответствует требованиям градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Миасского городского округа(утв. Решением Собрания Депуттов Миасского городского окрга № 1 от 25.11.2011), в части превышения допустимой этажности, поскольку исследуемое строение превышвает допустимую этажность, установленную градостроительными регламентами, при этом соответствует противопожарным, санитарно-бытовым нормам и правилам, а нарушение строительных норм и правил является устранимым без несоразмерного ущерба.
Надстройка тепличного типа не соответствует противопожарным требованиям, предъявляемым к материалам строительных конструкций. В частности п.6.5.6 СП 2.13130.2012 «Система противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»(утв. Приказаом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 693 от 21.11.2012 года).
При этом экспертом определено, что несоответствие постройки, расположенной на земельном участке по АДРЕС, градостроительным и строительным нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровья граждан, а несоответствие надстройки тепличного типа противопожарным требованиям создает угрозу жизни и здоровья, имущества граждан.
В связи с чем, экспертом было предложено два варианта устранения выявленных отступлений.
Первый способ связан с сохранением 3-этажной части, высотой 12,4 м., и демонтажем надстройки тепличного типа (2 этаж): проведение мероприятий для устранения отступлений от требований строительных норм и правил, а именно восстановление защитного слоя фундамента со стороны АДРЕС бетонной смесью и устройство отмостки со стороны АДРЕС, очистка металлических колонн 1 этажа от ржавчины, покрытие их антикоррозионным составом, устройство гидроизоляции нижней зоны наружной стены из ячеистых блоков со стороны участка с кадастровым номером НОМЕРвысотой не менее 500мм., устройство отмостки со стороны участка с кадастровым номером НОМЕР; очистка арматуры бетонной плиты перекрытия третьего этажа от ржавчины. Восстановление защитного слоя бетона ремонтными смесями. Проведение мероприятий по получению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленные ч.3,4,5,6,7 ст.40 Градостроительного кодекса, в том числе положительное рассмотрение на общественных обсуждениях или публичных слушаниях и др.. Демонтаж надстройки типличного типа(2 этаж).
Второй способ определяет демонтаж 3 этажа постройки со стенами из ячеистых блоков, сохранением 1 этажа и 2 этажа постройки(со стенами из ячеистых блоков) и демонтаж надстройки тепличного типа(2 этаж)(т.3 л. 15-96).
Ркспертное заключение является РѕРґРЅРёРј РёР· доказательств РїРѕ делу Рё оценивается РІ совокупности СЃ иными доказательствами, собранными РїРѕ делу, РїРѕ правилам СЃС‚.67, 86 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Оценивая заключение судебной экспертизы, анализируя соблюдение процессуального порядка ее проведения, сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам и материалам дела, определяя полноту заключения, его обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что данное заключение в полной мере является допустимым и достоверным доказательством.
При этом суд считает, что оснований сомневаться в заключении судебного эксперта не имеется, поскольку оно составлено экспертом, имеющим соответствующее образование, не заинтересованным в исходе дела, выводы, изложенные в нем сделаны экспертом, имеющим специальные познания и большой опыт работы. Как следует из заключения судебного эксперта, им были детально изучены представленные материалы дела. Заключение эксперта выполнено в соответствии с требованиями ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», мотивировано, в нем указано: кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, дан обоснованный и объективный ответ на поставленные перед экспертом вопросы, а также подтверждается материалами дела.
Доводы судебной экспертизы нашли свое подтверждение и в письменных пояснениях эксперта (т.3 л.д.185).
Самовольная постройка по смыслу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит сносу в случае, если ее сохранение нарушает права и охраняемые интересы других лиц, либо создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. Такая угроза должна быть реальной, а не абстрактной, то есть основанной не только на нарушениях при строительстве каких-либо норм и правил, но и фактических обстоятельствах расположения строений в их взаимосвязи.
В силу ст.ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В соответствии Правилами землепользования и застройки (2 и 3 части - карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты) Миасского городского округа, утв. Решением Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 25.11.2011 НОМЕР, определена высота строений для всех основных строений: количество надземных этажей - до двух с возможным использованием (дополнительно) мансардного этажа, с соблюдением норм освещенности соседнего участка; высота от уровня земли: до верха плоской кровли не более 9,6 м., до конька скатной кровли не более 13,6 м.; для всех вспомогательных строений: высота от уровня земли до верха плоской кровли не более 4 м., до конька скатной кровли не более 7 м., как исключение: шпили, башни, флагштоки - без ограничения.
Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (ст.4 Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ).
В силу п.1 ст. 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· смысла Рї. 4 СЃС‚. 16.1 Федерального закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 27 декабря 2002 РіРѕРґР° в„– 184-ФЗ «О техническом регулировании» допускается несоблюдение СЃРІРѕРґРѕРІ правил, которые применяются РЅР° добровольной РѕСЃРЅРѕРІРµ, только РІ том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено РґСЂСѓРіРёРј СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј. Р’ противном случае требования технического регламента считаются РЅРµ соблюденными.
Конкретные противопожарные расстояния установлены Сводом правил «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденным Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года №288.
В силу пункта 1.1. указанного Свода правил, его требования применяются при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара. Пунктами п.4.3 СП 4.13130.2013, п.5.23 СНиП 11-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов», примечания 9 к таблице 1 приложения 1 «СНиП 2.07.01.-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» установлено противопожарное расстояние между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 настоящего свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и т.п.) в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таб.1 – 15 метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
РР· заключения эксперта усматривается, что фактическое расстояние между домами НОМЕРи НОМЕРпо АДРЕС составляет 22,81 Рј..
При этом согласно п.7.10 СП 55.13330.2016 «СНиП 31.02.2001 Дома жилые одноквартирные»трехэтажные дома, в том числе блокированной застройки, должны соответствовать требованиям к конструкциям зданий степени огнестойкости 111 по Федеральному закону № 123-ФЗ от 22.07.2008 года.
Аналогичные положения закреплены в п.6.5.6 СП 2.13130.2012 года.
Согласно заключения эксперта конструктивные элементы надстройки тепличного типа соответствуют требованиям конструкции V степени огнестойкости.
РР· пояснений специалиста Невзорова Р”.Р’. следует, что определить степень огнестойкости поликарбоната РЅРµ представляется возможным, поскольку представленный сертификат РЅРµ имеет соответствующих данных, СѓРіСЂРѕР·Р° пожара может быть создана только для владельца РґРѕРјР°.
Таким образом, несоблюдение правил противопожарной безопасности влечет за собой отсутствие должного обеспечения в случае возникновения пожара его нераспространения, что создает реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, и влечет нарушение прав истцов на безопасность жилища и благоприятную среду обитания.
Согласно ст.44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются в том числе границы земельного участка, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Учитывая, что спорные объекты возведены с нарушением требований градостроительных, строительных и противопожарных норм и правил, нарушают права и охраняемые интересы истцов, учитывая требования соразмерности восстановления нарушенного права последствиям его нарушения, а также то, что допущенные нарушения при строительстве трехэтажного здания являются устранимыми, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности демонтировать постройку тепличного типа и третий этаж.
При этом приходя к выводу о демонтаже 3 этажа, суд исходит из того, что администрацией Миасского городского округа было выдано разрешение на строительство НОМЕРот ДАТА на основании градостроительного плана НОМЕРот ДАТА, где были определены параметры строительства, в нарушение которых, а также Правил земелепользования и застройки, без согласования реконструкции индивидуального жилого дома, Картышев В.В. произвел строительство трехэтажного здания.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Материалами дела не подтверждается то обстоятельство, что права или законные интересы истцов нарушены и могут быть восстановлены в результате удовлетворения заявленных требований о признании разрешения на строительство недействительным, о сносе второго этажа и запрете строительства выше первого этажа.
В соответствии со ст.22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений)(ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации)
Доказательств обращения в уполномоченные органы с заявлениями о переводе жилых помещений в нежилые в суд не представлено.
Принимая во внимание, что суд не может подменять органы местного самоуправления в решении вопросов о перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании помещения первого этажа нежилым и внесении соответствующих изменений в ЕГРН.
Согласно ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пп.8 п.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства – в ст.37 указанного Кодекса.
Согласно ч.1, ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Согласно п.9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, который определяет правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п.1 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
В силу ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений(ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации).
РР· взаимосвязанных положений СЃС‚.37 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё СЃС‚.7, СЃС‚. 42, СЃС‚. 85 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует невозможность произвольного изменения РІРёРґР° разрешенного использования земельных участков без учета процедуры РёС… предоставления РІ соответствии СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования.
В соответствии Правилами землепользования и застройки (2 и 3 части - карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты) Миасского городского округа, утв. Решением Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 25.11.2011 № 1, во всех зонах, где предусматривается размещение объектов капитального строительства, необходимы подготовка и утверждение документации по планировке территорий (проектов планировки и межевания этих территорий). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Спорный земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 900 кв.м, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации отдельно стоящего жилого дома на одну семью с приусадебным участком по адресу АДРЕС находится в территориальной зоне В1 усадебная и коттеджная застройка.
Основными видами разрешенного использования являются отдельно стоящие жилые дома на одну семью с приусадебными участками; блокированные жилые дома на несколько семей с придомовыми участками; объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающие данную территорию (сети инженерно-технического снабжения, ГРП, ТП, КНС и др.); жилые улицы, переулки, проезды с параметрами: минимальная ширина в красных линиях в пределах зоны должна составлять для жилых улиц с двумя полосами движения - 20 м, для проездов и переулков с одной полосой движения - 15 м. Условно разрешенные виды использования - объекты внешкольного воспитания; объекты культа; объекты торгово-бытового назначения повседневного пользования с общей площадью объекта, превышающей 150 кв. м.; центры народной и др. медицины; мастерские по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей; мастерские по изготовлению мелких поделок по индивидуальным заказам (столярные, кузнечно-кованые изделия, изделия народных промыслов); многоквартирные 1 - 2-эт. жилые дома; учреждения дошкольного и начального школьного образования; временные нестационарные объекты; объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для инженерно-технического снабжения объектов, расположенных за границами данной территории (транзитные и магистральные сети инженерно-технического снабжения, ГРП, ТП, КНС и др.).Вспомогательные виды разрешенного использования - надомные виды деятельности в соответствии с санитарными и противопожарными нормами; содержание и строения для содержания скота, мелких домашних животных и птицы; индивидуальные бани, надворные туалеты; хозяйственные постройки; сады, огороды, палисадники, зеленые насаждения; теплицы и т.д..
РР· анализа РЅРѕСЂРј права, СЃ учетом, представленных РІ СЃСѓРґ доказательств, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± отсутствии правовых основания для изменения РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка.
Самостоятельный же выбор правообладателем основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка возможен лишь в соответствии с Градостроительным регламентом. Воля истцов направлена на использование ответчиком земельного участка иным образом, нежели установленный Правилами земелепользования и застройки, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка.
Разрешая ходатайство истцов о проведении повторной экспертизы суд исходил из следующего:
В ст.87 ГПК РФ указано, что в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу.
Суд учитывает, что иные материалы, доказательства, которые могли бы быть предоставлены судебному эксперту для проведения повторной экспертизы, и которые не были бы представлены судебному эксперту, отсутствуют.
Обсуждая ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленного ходатайства не имеется. Доводы истцов в обоснование заявленного суду ходатайства о назначении повторной экспертизы сводятся к иной оценке доказательств, которые были использованы экспертом при даче заключения. Но данные обстоятельства, в силу ч.2 ст.87 ГПК РФ, основанием для назначения повторной экспертизы не являются. С учетом конкретных обстоятельств дела суд не усматривает оснований для иной оценки представленных по делу доказательств. Заключение судебного эксперта является ясным, полным, объективным, определенным, не имеющим противоречий, содержащим подробное описание проведенного исследования и сделанных в его результате выводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Обязать Картышева В.В. демонтировать третий этаж со стенами из ячеистых блоков объекта недвижимости, расположенного на земельном участке кадастровым номером НОМЕРпо адресу: АДРЕС.
Обязать Картышева В.В. демонтировать надстройку тепличного типа (второй этаж) объекта недвижимости, расположенного на земельном участке кадастровым номером НОМЕРпо адресу: АДРЕС, выполненную из поликарбоната и металлического каркаса в координатах проекции контура стен: ...
В удовлетворении остальных требований Родионова В.В., Родионовой Н.Н. к Картышеву В.В., Администрации Миасского городского округа о демонтаже второго этажа, признании нежилым первого этажа, внесении изменении в ЕГРН, запрете надстраивать строение выше первого этажа, признании недействительным и отмене разрешения на строительство, внесении изменений в части вида разрешенного использования земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд.
Председательствующий: