УИД 19RS0001-02-2024-005927-07 Дело № 2-4963/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан 12 сентября 2024 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Наумовой Ж.Я.,
при секретаре Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Алтайского района Республики Хакасия к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» об обязании совершить определенные действия,
с участием представителя ответчика Добровой А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» (далее - ГКУ РХ «Хакасавтодор») об обязании совершить определенные действия, требования мотивированы тем, что прокуратурой Алтайского района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району проведена проверка обслуживания ГКУ РХ «Хакасавтодор» участка с <адрес>», проходящей в границах Алтайского района, по результатом которой установлены нарушения закона, в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части имеет просадки, выбоины, размер которых превышает предельно допустимые, что затрудняет движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Просил обязать ГКУ РХ «Хакасавтодор» привести состояние дорожного полотна автомобильной дороги «<адрес>. в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-2017, устранить просадки и выбоины дорожного полотна в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Минтранс Хакасии.
В судебное заседание прокурор Алтайского района не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, от заместителя прокурора Алтайского района Васильева В.Ю. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель ГКУ РХ «Хакасавтодор» Доброва А.В., действующая на основании доверенности, в судебном не оспаривала обязанность по содержанию данной дороги ГКУ РХ «Хакасавтодор», необходимость приведения состояния дорожного полотна в соответствие с установленными требованиям, однако, с учетом необходимости получения финансирования, проведения процедур в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, просила о предоставлении разумного срока (до ДД.ММ.ГГГГ) для исполнения заявленных прокурором требований.
Представитель третьего лица Минтранса Хакасии по доверенности Лиходиенко И.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте его проведения, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Минтранса Хакасии.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району Республики Хакасия в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая то, что потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. В связи, с чем прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательства акты Российской Федерации» автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, относятся к собственности субъектов РФ.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из положений ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следует, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Из смыла указанных норм следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим-регламентам возлагается на лица, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.11.2006 № 310, автомобильная дорога Белый Яр-Бея-Аскиз относится к автомобильным дорогам общего пользования Республики Хакасия межмуниципального значения.
От имени Республики Хакасия полномочия собственника названной автомобильной дороге осуществляет ГКУ РХ «Хакасавтодор».
Разделом 2 Устава ГКУ РХ «Хакасавтодор» предусмотрено, что предметом деятельности Учреждения является осуществление мероприятий, связанных с оперативным управлением автомобильными дорогами общего пользования Республики Хакасия, организацией дорожной деятельности на этих автомобильных дорогах, оказанием услуг, связанных с эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия и использованием придорожных полос этих автомобильных дорог, и обеспечением работы автоматизированных комплексов фиксации правонарушений в области дорожного движения. Одной их основных целей деятельности Учреждения является поддержание автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия в надлежащем эксплуатационном состоянии в целях обеспечения безопасной и бесперебойной по дорожным условиям перевозки по ним пассажиров и грузов.
При таких обстоятельствах, поскольку ГКУ РХ «Хакасавтодор» осуществляет полномочия собственника автомобильной дороги Белый Яр-Бея-Аскиз и создано специально для поддержания автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия в надлежащем эксплуатационном состоянии, суд считает его надлежащим ответчиком по делу.
В силу статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 5.2.4 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
По результатам совместной проверки прокуратуры Алтайского района с ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району установлено, что ответчик ненадлежащим образом исполняет требования действующего законодательства в сфере дорожной деятельности на участке <адрес> имеются просадки и выбоины, размер которых превышает предельно допустимые. Так, в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 5.2.4 предельные размеры отдельных просадок, выбоин превышают по длине 15 см., ширине - 60 см., глубине - 5 см. Данные обстоятельства подтверждаются актом от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фототаблицами (л.д. 26), не оспаривались стороной ответчика.
Данные недостатки дорожного полотна влияют на аварийность и могут служить непосредственными, а также сопутствующими причинами дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, понуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Таким образом, учитывая, что выявленные прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Алтайскому району недостатки дорожного полотна автомобильной дороги «<адрес> не устранены до настоящего времени, при этом данные нарушения создают угрозу безопасности участников дорожного движения, а также опасность причинения им вреда жизни и здоровью, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора Алтайского района.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом представленных стороной ответчика доказательств, а именно скриншотов с сайта закупок о то, что приняты меры по определению поставщика на выполнение работ по ремонту указанного участка дороги, из представленных проектов государственных контрактов, следует, что сроки начала работ определены май-июнь 2025 года, с учетом объема мероприятий, временных и финансовых затрат, необходимых для выполнения данных работ, климатическими особенностей в Республике Хакасия, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░ № ░░░░ №, ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░