дело № 2а-320/2019
25RS0026-01-2019-000545-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт Лучегорск 23 августа 2019 года
Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Мандрыгиной И.А., при секретаре Хрипаченко Н.Ю., с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО3,
представителя заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к прокуратуре <адрес> о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения администрацией Лучегорского городского поселения законодательства о противодействии коррупции. По результатам проверки прокурором <адрес> внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГГГ №. В представлении указано на нарушение ФИО1 действующего законодательства о противодействии коррупции, а именно административный истец в разделе 6 Сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отразил сведения <данные изъяты> Также в представлении указано, что ФИО1 не принял меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, повлекших за собой передачу ему в безвозмездное <данные изъяты>. Ввиду изменения вида разрешенного пользования <данные изъяты> на объекты гаражного назначения прокурор пришел к выводу о предполагаемом коммерческом использовании земельного участка. Однако подтверждений тому прокурором не представлено. В резолютивной части представления содержится требование о его безотлагательном рассмотрении, принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений, причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона. Считает, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в установленном законом порядке. Указанное требование прокурора противоречит ТК РФ, Закону о муниципальной службе. С учетом дополнений и уточнений просит представление прокурора в части привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде <данные изъяты> признать незаконным и отменить.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным выше, просит удовлетворить их полном объеме.
Представитель административного ответчика исковые требования не признал, суду пояснил, что прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией Лучегорского городского поселения законодательства о противодействии коррупции, в результате которой были выявлены нарушения, в том числе не отражение в подразделе 6.1 справки о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера <данные изъяты> также были выявлены нарушения, связанные с <данные изъяты> Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лицо ФИО4 считает, что требования административного истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. Нарушения, указанные в представлении прокурора нашли подтверждение и комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано главе Лучегорского городского поселения применить к <данные изъяты> ФИО1 <данные изъяты>
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из положений ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абз. 4 п. 3 ст. 22).
В силу положений п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из смысла вышеуказанных правовых норм, представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона. В противном случае, лицо лишено возможности устранить выявленные нарушения, иными словами, исполнить требования представления.
Из материалов дела следует, что оспариваемое представление от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесено прокурором <адрес> в адрес главы Лучегорского городского поселения. Согласно указанному представлению по результатам проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции при реализации полномочий по предупреждению (профилактике) коррупции, прокурором <адрес> были предъявлены требования принять меры по устранению допущенных нарушений.
Основанием для внесения представления, послужило в том числе неотражение ФИО1 в разделе 6 Сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера информации о <данные изъяты>
В ходе проверки также выявлены нарушения, связанные с <данные изъяты> Так, ДД.ММ.ГГГГ главе Лучегорского городского поселения поступило заявление ФИО1 <данные изъяты> Указанное заявление главой Лучегорского городского поселения передано на рассмотрение <данные изъяты> главы ФИО6, которая передала данное заявление в работу ФИО1 ФИО1, занимая должность <данные изъяты>, получив свое же заявление на рассмотрение, не уведомил главу Лучегорского городского поселения о личной заинтересованности при рассмотрении вопроса о <данные изъяты>.
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к договору <данные изъяты> администрацией Лучегорского городского поселения на основании заявления ФИО1 изменен вид разрешенного использования на объекты <данные изъяты>, который предусматривает размещение <данные изъяты>.
В указанном представлении прокурор предписывал принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона, о чем уведомить прокуратуру.
По результатам рассмотрения данного представления комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание, на котором установлено, что допущенное нарушение закона <данные изъяты> ФИО1 свидетельствует о не соблюдении требований к <данные изъяты> рекомендовано главе Лучегорского городского поселения применить к ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде замечания.
В соответствии с данными рекомендациями глава Лучегорского городского поселения издал распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о применении к <данные изъяты>, в том числе и к ФИО1 дисциплинарного взыскании в виде замечания за предоставление неполных сведений о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера.
По результатам рассмотрения представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Лучегорского городского поселения рассмотрела оспариваемое представление прокурора и приняла меры по устранению выявленных нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции. В связи с непринятием ФИО1 мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов главой Лучегорского городского поселения поручено провести проверку по факту возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей.
Таким образом, должностное лицо, которому внесено представление, фактически согласилось с выявленными нарушениями.
Наличие установленных прокурором нарушений в судебном заседании подтвердил и административный истец.
Представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № отвечает требованиям Закона о прокуратуре, поскольку содержит указание на нарушение Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» главой Лучегорского городского поселения, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года № 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лиц, которым внесено представление, предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (статья 192 названного Кодекса). Следовательно, установление наличия либо отсутствия оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности относится к компетенции работодателя.
Исходя из положений статьи 27 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания (часть 1). Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (часть 3).
Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя и производится в законодательно установленном порядке.
Таким образом, оспариваемое представление, внесенное прокурором в адрес главы Лучегорского городского поселения и содержащее требования о его рассмотрении и принятии мер по устранению выявленных нарушений не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы ФИО1 вследствие вмешательства прокурора в трудовые отношения административного истца и администрации Лучегорского городского поселения.
Исходя из изложенных норм законодательства и обстоятельств дела, оспариваемое представление, внесенное в адрес должностного лица администрации Лучегорского городского поселения, в котором не ставится вопрос о привлечении административного истца к какой-либо ответственности, права, свободы и законные интересы ФИО1, который не является стороной публичного правоотношения, возникающего в связи с проведением прокурорской проверки в органе местного самоуправления и внесением по ее результатам представления об устранении нарушений закона, не затрагивают, что исключает возможность удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 226 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме, жалоба подается через Пожарский районный суд.
Мотивированное решение составлено 28.08.2019.
Судья Мандрыгина И.А.